Мазут на пляже в зоне загрязнения. Фото: ТГ-канал «Новости Краснодара»
«Санечек, добрый вечер, блин. Сейчас того, что было, уже нет — все страшнее гораздо. Уже не кусками, уже слоем сантиметров в тридцать все лежит. Это катастрофа, экологическое бедствие. Не знаю, что будет. Мы сейчас будем закрываться и убегать, блин. Потому что здесь такая вонь стоит, что просто дышать нечем. Можно вообще угореть», — мужчина (судя по всему, владелец кафе на набережной Анапы) снимает видеопослание своему знакомому. В кадре — черный от мазута пляж. Море выбрасывает из себя все новые и новые маслянистые сгустки.
Крушение двух танкеров «Волганефть» в Керченском проливе произошло 15 декабря. Из-за шторма у одного из них оторвало носовую часть, второй выбросило на мель. Один моряк погиб, остальных удалось эвакуировать.
Федеральное агентство морского и речного транспорта сразу признало, что произошел разлив нефтепродуктов. Спустя три дня очевидно — крупнейший разлив, масштаб и последствия которого еще только предстоит узнать.
Если 17 декабря протяженность зоны загрязнения составляла 35 километров, то 18-го МЧС заявило о ее расширении до 49 километров. Черные пляжи растянулись от Анапы до небольшого курорта Веселовка в Темрюкском районе Кубани. Сколько времени предстоит ликвидировать последствия, сказать сложно: за минувший вторник спасатели и волонтеры убрали с пляжей 12,5 тонны мазута, а на танкерах было не менее 8 тысяч тонн.
Оценки происходящего разнятся:
- СМИ сообщают, что в Анапе пляжный сезон может быть сорван на два года. И в то же время ученые Кубанского госуниверситета говорят, что при должных темпах очистки отдыхать в городе следующим летом все-таки будет можно.
- Численность пострадавших от разлива птиц — от 2 тысяч (по оптимистичным оценкам) до 10 тысяч. А пострадавших морских обитателей и вовсе никто пока не берется считать.
Пострадавшая птица. Фото: ТГ-канал «ЧП Анапа»
Спасение птиц, к слову, стало на краснодарском побережье настоящим общим делом: местные жители массово собирают пернатых на пляжах и отмывают их от мазута, а центр помощи морским млекопитающим ОРЦИНУС даже опубликовал инструкцию, как это сделать правильно.
И пока о масштабах последствий спорят и пытаются мало-помалу их устранить, причина произошедшего, кажется, понятна всем.
«Практически копия этой катастрофы произошла в 2007 году. Был ноябрь, был шторм. И в том же Керченском проливе утонул танкер того же типа — «Волганефть», — рассказал в разговоре с «Кедр.медиа»* эколог Н., попросивший об анонимности. — Уже тогда мы говорили, что эти суда не выдерживают никакой критики в плане безопасности при шторме, и нужно либо вообще прекратить их эксплуатацию, либо вводить жесткие ограничения в случае ухудшения погоды. Но этот урок оказался не выучен».
В 2007 году танкер «Волганефть» разбило волной высотой 4 метра. В акваторию попало 2 тысячи тонн мазута. Тогда с последствиями боролись полтора года.
Оба танкера «Волганефть», потерпевших крушение в минувшее воскресенье, старше 45 лет. В разговоре с «Ъ» капитан первого ранга Игорь Горелов отмечал, что из-за ветхости конструкций оба судна легко могло переломить сильной волной.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
«Такого рода древние суда, просто из-за того, что происходит старение металла, имеют повышенную опасность. Конечно, вопрос к допуску такого рода судов к перевозкам, особенно в море», — отмечает эколог Н.
Правда, еще больший вопрос — о том, кто за эту катастрофу будет отвечать. 18 декабря стало известно о задержании капитана одного из танкеров Леонида Волегова. Его доставили на допрос прямо из больницы. О следственных действиях в отношении должностных лиц компаний-судовладельцев — санкт-петербургской ЗАО «Волгатранснефть» и пермской «Кама Шиппинг» — говорится лишь, что их допросы «планируются».
Катастрофа в Керченском проливе очень напоминает ЧП 2020 года в Норильске. Тогда ржавчина в основании бака с дизельным топливом привела к его разрушению и крупнейшему в истории нефтеразливу в Арктике. «Норникель», владевший баком, мог его отремонтировать, но по каким-то причинам не сделал этого. О том, что судна «Волганефть» настолько ветхи, что их может разрушить волна, известно с 2007 года, но менять их тоже никто не спешил.
Заработать деньги здесь и сейчас — один из главных принципов ведения крупного бизнеса в России. А после — хоть потоп. Хоть нефтяной.
* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68