КомментарийПолитика

Кто на базе?

После прихода к власти в Сирии вооруженной оппозиции и боевиков Россия и Израиль пока исходят из мрачных прогнозов

Кто на базе?

16 декабря 2024 года. Российские военнослужащие на авиабазе Хмеймим в Сири. Фото: AP / TASS

Действия ВС РФ и израильского ЦАХАЛ в Сирии демонстрируют их общее опасение вероятным сценарием развития ситуации в этой стране. Да, самопровозглашенный «исламский демократ» или «террорист с человеческим лицом», главарь признанной террористической и запрещенной в РФ организации «Хайят Тахрир аш-Шам» аль-Джулани, нежданно обосновавшийся в Дамаске, сделал серию успокаивающих заявлений. Все они направлены на демотивацию вероятной вооруженной оппозиции.

Но, несмотря на миролюбивые пресс-конференции, Тель-Авив и Москва исходят из самых мрачных сценариев — это скорее военное планирование, чем политическое. Вот уже больше недели ЦАХАЛ бомбит все склады армии Асада, уничтожая боеприпасы и технику. Официально объявлено, что Израиль не допустит попадания вооружений в руки террористов. Количество ударов исчисляется сотнями, ничего похожего не было за всю историю Сирии.

Практически уничтожено все ПВО и ВМФ страны. 

Ракетные катера ВМФ Сирии были вооружены, конечно, устаревшими советскими и китайскими противокорабельными ракетами, но в сравнительно недавних сражениях они не раз доказывали свою эффективность.

Эти ракеты не представляют критической опасности для современных флотов НАТО, корабли которых присутствуют в восточном Средиземноморье. Но для мирных судов, которые сегодня становятся целями террористов в акваториях Ближнего Востока (например, в акваториях Баб-эль-Мандебского пролива), это смертельное оружие. То же самое можно сказать и об уничтоженных вполне современных российских системах ПВО, которые могли стать одновременно и частью оборонного комплекса нового государства в Сирии (пока неизвестно какого), и оружием террора против гражданских самолетов.

У Кремля тоже проблемы, но сугубо свои, специфические. Российское командование собирает разбросанные по Сирии группы наблюдения. Их численность редко превышает 15–20 человек.

Так уж, мягко говоря, неудачно сработала военная разведка. Все подобные подразделения в одночасье оказались на территориях, захваченных боевиками.

Фактически все они стали потенциальными заложниками — массированные обстрелы, авиабомбардировки и роль российской армии в их разгроме никто из командиров боевиков не забыл.

Тут стоит отметить роль МИД РФ, которому через турецких коллег удалось заручиться гарантиями безопасности российской группировки в Сирии. Это была профессиональная работа. В результате сегодня многие группы российских военных едут на пока еще безопасную базу Хмеймим на собственной броне. Часть эвакуируют вертолетами.

Однако, согласно спутниковым снимкам, находящимся в свободном доступе в интернете, можно предположить, что корабли вышли из пункта Тартус на внешний рейд. Большинство из них имеет автономность до 30 суток, то есть могут подождать решения судьбы пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) на безопасном расстоянии. Транспортные самолеты на авиабазе Хмеймим готовы для перевозки личного состава в, предположительно, Ливию (база в Тобруке вполне может претендовать на роль резервной) или в Россию. Готово к вывозу наиболее ценное вооружение — комплексы ПВО, в том числе С-400.

16 декабря 2024 года. Российская бронетехникой возле авиабазы Хмеймим. Фото: AP / TASS

16 декабря 2024 года. Российская бронетехникой возле авиабазы Хмеймим. Фото: AP / TASS

Очевидно, что и российское руководство так же, как и израильское, исходит пока из самых пессимистичных прогнозов. В их числе резкая смена обстановки, вспышка гражданской войны, изменение позиции «Хайят Тахрир аш-Шам».

Только действуют страны неодинаково — одна готовится к возможной эвакуации, вторая бомбит соседа и захватывает его территории.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Судьба российских баз пока не определена. Хотя бы потому, что новая власть в Дамаске сама не определилась с ближайшей политикой. Сегодня суннитское большинство победило. Но даже изгнание «Хезболлы» и иранского КСИР из Сирии не гарантирует мирного будущего.

Читайте также

Бомбить на упреждение

Бомбить на упреждение

Чего ждут в Израиле от смены власти в Сирии

Один их вариантов — сохранение военного присутствия в Хмеймим и Тартусе как определенной гарантии при обострении конфликта с Израилем. По крайней мере, системы ПВО с умелыми расчетами на базах будут серьезным предостережением при всяком планировании удара по Сирии. После того как противник в стране для российских военных исчез, активность баз и количество персонала резко снизится, уже не будет ежедневных полетов собственно над Сирией. Тартус будет обеспечивать деятельность флота в Средиземном море, а Хмеймим — перевозки в африканские страны, где после расформирования ЧВК «Вагнер» те же функции выполняет Африканский корпус во главе с опальным генералом Суровикиным.

Для того чтобы понять возможности флота без ПМТО в Тартусе, с опорой на ливийский Тобрук, можно вспомнить историю Пятой средиземноморской эскадры ВМФ СССР. Она была создана в момент обострения ситуации на Ближнем Востоке в 1967 году. Сегодня группировка российского флота в Средиземном море и близко не сравнится с Пятой эскадрой ВМФ СССР.

Обычно в составе эскадры было до 30 надводных боевых кораблей, четыре-пять атомных и до 10 дизельных подлодок, плавмастерская, три танкера, тральщики, корабли снабжения, сухогрузы, рефрижераторы, госпитальные и спасательные суда, морские буксиры и так далее. Присутствие флота четверть века обеспечивалось при полном отсутствии военно-морских баз в Средиземном море. До 1973 года для пополнения запасов воды, провизии, отдыха и ремонта изредка заходили в Порт-Саид (Египет) и тот же Тартус. Кстати, Тартус и тогда, и сегодня вмещает пять-шесть не самых крупных кораблей.

Читайте также

«Победил самый сильный вектор — турецкий»

«Победил самый сильный вектор — турецкий»

Кто будет дальше управлять Сирией, что приобрела Турция и что потеряли Россия и Иран. Разговор с экспертом

Вся эскадра в те годы зимние штормы переживала, просто швартуясь к бочкам, или стояла на якорях в мелких местах, которые были определены как точки сбора. Первое время командование располагалось вообще на плавбазе.

Поэтому действия флота при гипотетической потере ПМТО в Тартусе скорее будут зависеть от профессионализма командования, чем от наличия причальной стенки. Впрочем, у стенки намного комфортнее, тут спорить не приходится.

Если принять на веру сообщение нового премьера Сирии, что срок его полномочий определен на переходный период до марта, логично предположить, что и военные объекты России в Сирии до этого срока останутся. Время, чтобы попробовать договориться с новыми властями, есть.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow