Острый дефицит бюджетных средств и проблемы с пополнением казны вынуждают чиновников искать новые месторождения денег. С апреля 2025 года почти все, кто в той или иной форме имеет дело с рекламой в интернете, будут платить дополнительный вненалоговый сбор в размере трех процентов от полученного дохода. Каждый квартал. Возражения высказаны, но не принимаются.
Реклама — двигатель торговли и заметная по своей природе вещь, которая в интернете регулируется законом «О рекламе». Туда-то и решили прописать отчисления, бремя которых ложится на всех участников официального рынка. За три злосчастных месяца российские компании и частные лица тратят десятки миллиардов рублей на рекламу в интернете. Сколько из них доступно для налогообложения? В любом случае некто будет получать миллиард рублей минимум, с поправкой на инфляцию. Продвижение в интернете живет не в вакууме и дорожает, как и все остальное.
Главный начальник рекламы в Рунете — Роскомнадзор. Если это так, вы заметите на экране или в тексте слово erid и длинный код, по которому ведомство регистрирует продукт и все связанные с ним цепочки. Учитывая, что деятельность и тут имеет в основном карательный характер, за надзором следуют штрафы. Доступ к этой базе имеют ФНС и ФАС, что гарантированно увеличивает аудиторию и привлекает внимание: уж что, а отъем средств бизнеса и граждан проходит, без всякой иронии, на грани технологической фантастики. Что приводят в пример как главную заслугу сегодняшнего премьера Михаила Мишустина.
Так называемый налог избегут СМИ, которые также регистрирует Роскомнадзор, и все, кто в той или иной форме связан с государством. Чего себя обдирать? Остальным — платить.
Конечно, если смотреть на крупные компании или площадки с большими оборотами, то кажется, их бесконечная бухгалтерия переварит это как-то на пару с юридическим департаментом. А что малый и средний бизнес? Правильно, переложат эту сумму вслед за инфляцией дальше по цепочке — на покупателя.
Власть могла бы это сделать молча, но вежливо уточнила, на что нужны деньги: отечественным программистам и на поддержку общественно значимых сайтов. Учитывая скорость и время — все заняты предновогодней суетой, — глядишь, и не заметит никто. А утром раз — и закон, уже прошедший третье чтение в Госдуме, принят. И к следующему кварталу где-то выстроится очередь за бюджетными деньгами.
Фото: Иван Водопьянов / Коммерсантъ
Учитывая, что история с реестром рекламы началась не сегодня и в случае с государством — дашь палец откусит руку — мысль о том, что за данными захотят и деньги, с сегодняшнего ракурса кажется очевидной. Из публично возразивших — лояльное бизнес-объединение «Опора России». Их тезисы в письме на имя премьера сводятся к оригинальному: сбор противоречит Конституции, — и банальному: все подорожает и ударит по небольшим компаниям. За сим — тишина. И, естественно, никакой реакции.
Справедливости ради, стоит заметить, что с изложенным нельзя не согласиться. Все звучит логично и справедливо, но когда речь идет о деньгах, слушать, что думают подданные, не обязательно.
Сейчас важно успеть до конца года проштамповать побольше законов в надежде собрать по разным поводам с граждан средства на продолжение собственного существования.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Из ярких протестов блогеров — а это громкий сегмент — едкий репортаж с заседания Думы у киноблогера Badcomedian в Telegram-канале. Очевидно недовольство первого: множество блогеров, в том числе и с приличными доходами, никогда не пытались спорить с государством, послушно выполняли законы и регистрировались в каких-то реестрах. А тут раз — и деньги, ни за что ни про что. Комментарии депутатов добавляют оправданности возмущению: никто из перечисленных, включая зампреда комитета по экономической политике Станислава Наумова, который вроде как приложил руку к закону, не смог сформулировать внятные ответы на простые вопросы: за что и на что берутся деньги?
Закулисье подобных историй выглядит прозаично. Кто-то из чиновников замечает достойный поток средств, кто-то проталкивает подзаконный акт. Деньги заканчиваются — ищут новые ниши. Обоснование — тоже сомнительное: деньги нужны для «обеспечения поддержки развития и функционирования информационных ресурсов, перечень которых устанавливается правительством РФ» — т.е. растащат на ерунду или в никуда. Как это случалось в прошлые годы. Государственное финансирование никому еще не шло на пользу, так что даже экономического смысла в этой истории нет.
Что в результате: пока мир в хаосе, протащили через послушную Думу закон, видимо, инициированный правительством, и Роскомнадзор будет получать ежеквартальную премию в форме сбора, который даже налогом не является. Любые возражения по этому поводу бессмысленны, решения давно штампуются без всякого обсуждения. В итоге — заплати, ты должен, вот очередной закон.
Вернемся к зарплате в конвертах? Налоговая нагрузка делает бизнес, а тем более небольшой, бессмысленным предприятиям. Да и агрессивная среда повышает издержки. Рекламный рынок пострадал, как и другие. Ушли крупные рекламодатели. Девелоперы, в прошлом самые приятные клиенты, — в кризисе. И так далее. Рост объема — за счет роста цен. И в дополнение к этому готовьте в апреле 3 процента.
В целом, наверное, ничего страшного. Где-то можно уйти из российской юрисдикции, где-то Роскомнадзор и прочие не видят. Можно поднять цены на услуги. Это и так приходится делать с учетом инфляции. Но про наращивание объема или инвестиций придется забыть.
Можно смотреть на это, как на монетку в копилку дайджестов, что подорожает в следующем году и по каким причинам. А можно как на очевидный рэкет от ведомства, и без этого играющего, мягко говоря, сомнительную роль. Часть собранных средств вернется обратно — в виде очередных блокировок, регуляций, «экспертных заключений» и вредоносного для свободного интернета оборудования.
А вот суверенный интернет, который, как подтвердили недавние учения по отключению всего, вполне состоялся, и, казалось бы, рай близок. Но не для всех, очередь в рай, очевидно, тоже будет регулировать РКН, за деньги, как ныне желание прославить себя и свои товары.
Содержание ГБУ «Интернет» со всеми вот этими базами данными, цензурой и прочими налогами тоже стоит денег и, как мы видим, приводит к сомнительному результату. Налогоплательщики мало того, что заплатили за строительство этого виртуального загона, так теперь еще и за ремонт доплачивать будут.
Закон вступит в силу с 1 января 2025 года.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68