Шестым президентом Грузии избран бывший футболист и зять царского дома Багратионов Михаил Кавелашвили. «Назначив» его президентом, реальный руководитель страны, миллиардер Бидзина Иванишвили установил контроль над последним демократическим, ранее ему неподконтрольным институтом — президента и главы государства, который хотя и ограничен в полномочиях конституцией парламентской республики, но до последнего времени играл важную роль. Тем более что раньше президент избирался всенародно, а не «Коллегией выборщиков», как сейчас.
Избрание Кавелашвили лишь усилило поляризацию в кавказской стране, где уже несколько недель продолжаются митинги и демонстрации, часто перерастающие в ожесточенные столкновения с полицией.
Число арестованных и избитых приближается к пятистам человек. Оппозиционная часть общества выходит на улицы, пытаясь оказать сопротивление отказу от курса на интеграцию в ЕС и НАТО.
Тем временем действующий президент, карьерный французский дипломат Саломе Зурабишвили заявляет, что не уйдет с поста 29 декабря, после принесения присяги новым президентом, поскольку считает его, так же как «Коллегию выборщиков» и сам парламент, «нелегитимным сборищем, сформированным в результате спецоперации ФСБ России».
Выбрать из одного
В далеком 1983 году, будучи уже совершеннолетним, я впервые принял участие в мероприятии под названием «выборы». Точно не помню, кого и куда избирал, но четко запомнил (как перед глазами сейчас) странную надпись вверху избирательного бюллетеня: «обведите кружком выбранную вами кандидатуру, остальных зачеркните».
А «странной» эта фраза была потому, что в бюллетене я видел только одно имя и фамилию. Никаких других кандидатов не было. Так кого же зачеркивать и из кого выбирать?
В субботу, когда выборы шестого президента Грузии были в полном разгаре и транслировались в прямом эфире, произошел казус трагикомично напоминающий те неувядаемые страницы новейшей истории страны: депутат Ада Маршания, взяв свой поименный бюллетень (голосование было открытым) со схожей надписью «обведите кружком выбранную вами кандидатуру» и не желая голосовать за Михаила Кавелашвили, подошла к председателю ЦИК Георгию Каландаришвили, сидящему у столика для голосования, и спросила: «Я могу зачеркнуть кандидатуру, поскольку она мне не нравится?»
Тот пожал плечами и ответил, что в этом случае ее бюллетень будет признан недействительным:
хотите вы или нет, но выбрать должны. А если других кандидатов нет, то выбрать обязаны того единственного, кто внесен в бюллетень. Иначе документ недействителен.
Депутат Маршания отказалась голосовать и бросила на стол пустой бюллетень. Позднее выяснилось, что он признан недействительным, поскольку депутат не воспользовалась правом выбрать из одного-единственного кандидата и даже не смогла проголосовать против.
А если учесть, что все происходило не в Северной Корее, а в стране — официальном кандидате в члены ЕС, то событие трудно охарактеризовать иначе, чем историческую катастрофу.
Михаил Кавелашвили и члены коллегии выборщиков в парламенте Грузии. Фото: AP / TASS
Чего только не было за последние 34 года новейшей истории Грузии: гражданская война начала 1990-х, два ужасных этнополитических конфликта с Абхазией и Южной Осетией, мирная революция под предлогом фальсификации выборов в 2003 году, но вот альтернативности на любых выборах у страны было вдоволь: порой кандидатов или партий было столько, что бюллетень с трудом пропихивался в урну на избирательном участке.
Итак, «дожили»… 34 года спустя после первых демократических выборов, состоявшихся 28 октября 1990 года, когда главным достижением грузины считали именно то, что сакраментальная фраза «обведите кружком… остальных зачеркните» с единственным именем, казалось бы, осталась в прошлом — в эпохе Андропова и Брежнева.
Человек из «глубинного народа»
За 53-летнего Михаила Кавелашвили проголосовали 224 члена «Коллеги выборщиков» из 225, присутствовавших в зале пленарных заседаний парламента. Все, кроме одной, — той самой гордой абхазки, потомка абхазских князей, Ады Маршания.
Всего в «Коллеги выборщиков» триста членов от парламента Грузии, парламентов автономий и местных представительных органов. Оппозиция в полном составе бойкотировала заседание «Коллегии», не желая превращаться в «фиговый листок» демократического дизайна для создания видимости отличия нынешних выборов от выборов 1983 года.
Хотя формально и могла назвать свою кандидатуру.
После театрального подсчета голосов перед объективами телекамер председатель ЦИК провозгласил, что Михаил Кавелашвили избран главой государства. К нему тут же потянулась очередь депутатов от ГМ, желающих пожать руку, расцеловать и сфотографироваться на память.
Новоизбранный президент выглядел угрюмо. По достоверным данным, решение Бидзины Иванишвили номинировать его на высший государственный пост стало для Михаила полной неожиданностью. Он долго отказывался, но лидер «партии власти» был непреклонен.
Михаил Кавелашвили в парламенте Грузии. Фото: AP / TASS
Возможно, если бы Кавелашвили и в мыслях своих предполагал, что когда-либо будет выдвинут на пост президента, то вел себя по-другому на заседаниях парламента. Будучи депутатом законодательного органа нескольких созывов от ГМ, он часто ругал оппозиционеров самыми нелитературными выражениями, влезал в драки и потасовки, а выступая с трибуны или участвуя в ток-шоу на проправительственных телеканалах, примерно в тех же выражениях отзывался о некоей «Глобальной партии войны», которая якобы захватила США и ЕС, а сейчас пытается «открыть на Кавказе второй фронт против РФ».
Влиятельная некоммерческая организация «Институт развития свободы информации» (IDFI) подтвердила, что у Кавелашвили — неполное среднее образование.
Он родился и вырос в провинциальном городке Дманиси, недалеко от столицы. Став профессиональным футболистом, играл за владикавказскую «Аланию» и английский «Манчестер Сити». По уровню игры его невозможно сравнить не то что с великой плеядой грузинских футболистов «золотой эпохи» 1980-х, но и со многими представителями современного ему поколения 1990-х годов.
Тем не менее, благодаря популярности футбола и иным личным качествам, Кавелашвили «вхож» в элитные круги современной Грузии. Он женат на потомке царского дома Багратионов — сестре известной в стране певицы Лизы Багратиони.
Однако Иванишвили остановил свой выбор на нем не поэтому. Судя по всему, ему был нужен президентом человек из «глубинного народа», типичный представитель которого, как правило, лично становится тамадой на дне рождении дочери и начинает застолье с тоста «за патриарха и церковь».
Среднестатистический тамада из «глубинного народа», согласно расчету Иванишвили, увидит в шестом президенте собственную идентичность: «простого парня», уважающего традиции, способного постоять за себя, вышедшего из глубинки, наконец, «пробившегося в люди» нахрапом и напористостью.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
В отличие от двух предыдущих президентов, номинированных миллиардером, — полностью вестернизированного выходца из НКО Георгия Маргвелашвили и многолетней сотрудницы МИД Франции Саломе Зурабишвили, нынешний избранник, как надеется «отец нации», останется ему верен в любом случае, как бы ни развивались события в стране.
В новый год с двумя президентами?
Ведь события ожидаются бурными: все еще действующий президент Зурабишвили несколько раз за последние дни заявляла, что никаких выборов президента в минувшую субботу вообще не было: по ее словам, 26 октября ГМ и ее лидер «тотально сфальсифицировали парламентские выборы» теми методами, «которые в России применяют Путин и ФСБ». А значит, «Коллегия выборщиков» тоже нелегитимна, как избранный «Коллегией» президент.
Продолжая эту логическую цепочку, президент Зурабишвили предупреждает: 29 декабря, когда состоится церемония принесения присяги шестым президентом, она никуда со своего поста не уйдет и, возможно, даже не покинет «Дворец Орбелиани», резиденцию глав государств, около бывшей Колхозной площади.
Действующий президент Грузии Саломе Зурабишвили у здания парламента после президентсих выборов. Фото: Александр Патрин / ТАСС
Как в таком случае поступят власти? Войти в новый год со «старым президентом», по-прежнему находящейся в орбелиановском дворце, они вряд ли захотят. Поэтому премьер-министр Ираклий Кобахидзе намекает, что узурпация власти вообще-то тягчайшее государственное преступление, а Служба государственной безопасности возбудила уголовное дело по признакам подготовки государственного переворота еще в прошлом году.
Одновременно Кобахидзе говорит, что у Грузии, начиная с Михаила Саакашвили, «не было и нет психически и психологически здоровых президентов». Тем самым премьер дает понять, что Михаил Кавелашвили хотя бы психически здоровый мужик.
И если сторонники окружат дворец, то митинг под слоганом «защитим Саломе» будет разогнан водометами, а офицеры государственной охраны, как выразился лидер парламентского большинства Мамука Мдинарадзе, «отцепят пальцы Зурабишвили от рукояток президентского кресла и выведут ее из дворца».
В качестве превентивно-предупредительной меры в президентском дворце тбилисская мэрия уже отключила отопление. Наверное, включат вновь после размещения во «Дворце Орбелиани» нового президента вместе с отпрысками дома Багратионов.
Участники акции протеста у здания парламента. Фото: Александр Патрин / ТАСС
Французский транзит
Впрочем, у Саломе Зурабишвили есть еще один рыцарь-защитник — Эмманюэль Макрон.
На днях президент Франции впервые в истории обратился к грузинскому народу с призывом бороться за демократию, давая тем самым понять, что для его страны вовсе не безразлична судьба Саломе Зурабишвили, до сих пор получающей французскую пенсию за заслуги перед Францией на дипломатическом поприще.
Если карьерного французского дипломата схватят за руки и будут силой выволакивать из президентского дворца на глазах всего мира, в том числе французского содружества наций (бывшей колониальной империи), это не может не повлиять на престиж Парижа и самого Макрона.
Впрочем, Бидзина Иванишвили — также французский гражданин с 2009 года и даже кавалер высшего ордена Пятой республики — ордена Почетного легиона за вклад 80 млн евро в восстановление собора Нотр-Дам в Париже.
Бидзина Иванишвили. Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС
Но если всерьез рассердить Париж, ни это пожертвование, ни французский паспорт Иванишвили могут не помочь, как не помогли основателю Телеграма Павлу Дурову.
Скорее даже наоборот.
Тут самое интересное, каким образом президент Макрон может быть вовлечен в развязку многомесячного грузинского противостояния, начавшегося еще со времен принятия закона «Об иностранных агентах» весной текущего года.
Оппозиционеры надеются, что Париж поможет своему гражданину Иванишвили эвакуироваться в момент революционной кульминации. Во всяком случае, два самых влиятельных лидера оппозиции, Михаил Саакашвили и Ника Гварамия, в один голос утверждают (причем пишут об этом открыто), что никакие внеочередные выборы, пусть даже под эгидой ЕС, ничего в стране не изменят, если огромный капитал Иванишвили, достигающий $8 млрд (весь бюджет Грузии на 2024 год — $9млрд), будет по-прежнему довлеть над грузинской политикой, наживаясь на патерналистских инстинктах постсоветского грузинского общества.
Именно эти инстинкты в свое время и возвели Иванишвили на пьедестал «отца нации».
Как говорил во время гражданской войны 1991–1993 годов один из главных персонажей тех кровавых событий, доктор искусствоведения и вор в законе Джаба Иоселиани (автор незабвенного тезиса «демократия — это вам не лобио кушать»), «после крушения коммунизма его «идолы» были свергнуты с пьедесталов. Но сам пьедестал остался, ожидая нового идола».
Георгий Пагава, Тбилиси
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68