КомментарийКультура

Молодое кино — снег в нашем дворе

Фестиваль «Кинопроба» завершился, награды раздали. И, пожалуй, это был самый сложный за 21 год фестиваль для устроителей. Да и для зрителей тоже

Молодое кино — снег в нашем дворе

Фото: kinoprobafest.com

По самым разным причинам фильмы «вычеркивались» из конкурсов (игрового, документального, анимационного) в последний момент. Устроители пытались перепечатывать программы показов и даже фестивальные «программки», но не успевали.

Все началось с фильма Открытия. Задолго была объявлена трагикомедия «Яша и Леонид Брежнев» Эдгара Багдасаряна. Притча о пожилом человеке, который после выхода на пенсию (всю жизнь трудился на заводе по переработке «комбинированных отходов», проще говоря фекалий) попадает в воображаемый мир советского прошлого. В этом счастливом и вожделенном видении он на короткой ноге с Леонидом Ильичом, приятельствует с бывшими руководителями соцстран и легендарными революционерами Латинской Америки, участвует в ХХV съезде. Там ему хорошо. Здесь плохо.

Фильм совместного производства России и Армении, создан при поддержке Министерства культуры, выдвинут от Армении на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Но в России, судя по всему, прокатного удостоверения не получит. Во-первых, тема не совпадает с генеральной линией на возвеличивание прошлого. И потому юмор совершенно не уместен. Во-вторых, в роли Брежнева друга пенсионера Яши Максим Виторган. Какие тут могут быть вопросы?

Но устроители вышли из положения и успели договориться с продюсерами картины «Снег в моем дворе» режиссера Бакура Бакурадзе («Шультес», «Охотник», «Брат Дэян»). Это действительно замечательный фильм. А для молодой студенческой аудитории показ во всех отношениях авторской работы со своей интонацией, с чуткой камерой Алишера Хамидходжаева, с атмосферой старого исчезающего Тбилиси, с печальным юмором весьма поучителен. Минувшим летом Бакурадзе получил приз за лучшую режиссуру на фестивале в Шанхае.

Кадр из фильма «Снег в моем дворе»

Кадр из фильма «Снег в моем дворе»

После изъятия из конкурсов довольно внушительного числа фильмов программа не только «похудела», но превратилась в показ милых, но по большому счету безличных работ, порой вполне профессионально снятых.

Бесконфликтных, безобидных. В общем, приставки «без–бес» здесь, пожалуй, самые уместные.

Главный приз тому свидетельство. Его получил обаятельный детский анимационный фильм «Носки для звезды» Ольги Титовой. Некий кружевной многорукий паук-демиург сидит на холодной скале «мироздания» и вывязывает, не жалея ниток, небосвод, отправляет макраме-созвездия в небо: Рыбу, Деву, Быка, Большую Медведицу, пока клубок не закончится. И вскоре «вывяжется» у него розово-белая Звездочка тоненькая балерина. Танцует она, прыгая с одной ледяной скалы на другую. Холодно в пуантах во вселенских заморозках. И тогда он свяжет для нее теплые носки. В мультфильме есть еще и немного «конфликта»: образуется черный дракон, но тоже из кружева. И наш рукоделец спасет Звездочку и согреет теплом и лаской.

Кадр из анимационного фильма «Носки для звезды»

Кадр из анимационного фильма «Носки для звезды»

Доброе, светлое, рукодельное. Но чтобы из всех конкурсов игрового, документального, анимационного выбрать этот детский фильм? Так за год мы проделали большой путь в сторону сказочного, бесконфликтного кино.

В 2023 году главный приз получила картина Асмик Мовсисян «250 км» о 13-летнем мальчишке из Арцаха. Когда началась бомбежка, он взял из гаража старенькую отцовскую машину и вывез из-под обстрела маму, брата с сестрой, соседку с младенцем, двух незнакомых женщин и мальчишку-сироту из монастыря. И эта набитая под завязку легковушка, осторожно движущаяся навстречу огромным грузовикам с солдатами стала образом времени.

Будучи членом прошлогоднего жюри, могу сказать, что и выбирать лучший фильм было трудно, настолько разнообразным и сильным был конкурс.
Ничего подобного в нынешнем показе не было.

Лучшим игровым дебютом назван «Разъезд» Марии Меленевской обаятельный короткометражный хит нынешнего сезона. На «Горький-fest» фильм получил приз зрительских симпатий. Сказка про то, как оставаться людьми. О встрече на узкой дороге люмпена и интеллигентки, которые нашли общий язык. Так бывает. Во всяком случае в кино. С отличными работами Марии Смольниковой и Максима Стоянова.

Среди неигровых дебютов победил фильм «Свой среди детей» пермского режиссера Олеси Епишиной. Действительно вдумчивая психологическая зарисовка. О молодом человеке с необычной профессией. Константин воспитатель в детском саду, но друзьям, которые над ним подтрунивают, он говорит, что работает «педагогом дошкольного образования».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Он же не нянька. Ему нравится профессия, и у него есть горизонт в планах: стать начальником, чтобы изменить систему образования, очеловечить. Он готов вкладываться в будущее. А пока надувает шарики, ведет занятия, устраивает праздники и надевает костюм Деда Мороза. Постепенно романтический пыл парня угасает, и он начинает понимать, что система сильнее его энтузиазма и наивных планов.

Лучший учебный игровой фильм «Мальчик из деревни» режиссера Пу Ци Жун из Малайзии. Это наивное кино про дружбу двух мальчишек. Один — бедняк, который из газет и скотча наверчивает себе футбольный мяч. Тот, что побогаче, покупает ему мороженое, но страдает от гнета дедушки домашнего тирана. Когда внук «тирана» с вывихнутой ногой оказывается на дороге, его бедный друг доволакивает до дома — детская дружба чище и справедливей взрослых комплексов и социальных препон.

Читайте также

Следствие в начальной школе

Следствие в начальной школе

На экранах — драма «Арман»: провокационная картина об инфантильной сущности взрослых и сильный кандидат на «Оскар» от Норвегии

Лучший учебный неигровой фильм — «За живое» Екатерины Черепановой. Добро пожаловать в «костюмерку» Пермского театра оперы и балета. Здесь среди густых зарослей вешалок с платьями и работает гример Андрей Волосатик. Подрабатывает он и на «нарядных» костюмированных корпоративах. А несколько раз в месяц Андрей дежурит в морге. Там он преображает умерших, придавая им облик живых. И свое предназначение видит в том, чтобы помочь родным и близким проститься.

Андрей очень жизнелюбив:

праздники, городские и домашние, мамины треугольники из теста, шумный день рождения контрастируют с тишиной ритуальной конторы, в которой он остается наедине со смертью. Но парадокс в том, что к умершим людям Андрей относится, как к живым.

Отметила бы я и анимационную картину «Ограниченный» Елизаветы Елькиной. Абсурдистское эссе о человеке, вокруг которого начинает разрушаться привычный мир. Он сам — словно вышел из белого листа. И пытается руками задержать это разрушение. Однако выясняется, что причина всего — черная кошка, живущая у него внутри. Игра с кубизмом, геометрическими фигурами, белым квадратом в цветном мире.

Кадр из анимационного фильма «Ограниченный»

Кадр из анимационного фильма «Ограниченный»

Среди лучших фильмов конкурса «Условные рефлексы» Анны Фрадкиной (спецприз жюри). Героиня фильма работает с белыми крысами. Кормит их, разговаривает. С Тамерланом, Теодором, Толей, но чаще всего со своенравным Пашей, который требует особого подхода. Вместе с мужем они 10 лет выплачивали ипотеку. Вот только вчера освободились. А сегодня он заявил, что разводится с ней, остается в квартире, а она пусть подыщет что-нибудь поблизости. Хорошо, что она так хорошо изучила не только безусловные, но и условные рефлексы в человеческих взаимоотношениях это вещь совсем не бесполезная.

P.S.

Я думаю о молодых авторах, фильмы которых «вычеркнули», и хочу пожелать им сил и веры в себя, это важные составные части профессии.

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

Этот материал входит в подписку

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow