Сервисы доставки создают серьезные проблемы для экономики России, оттягивая на себя количество трудовых сил и ресурсов, заявил директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов.
Он задался вопросом, может ли экономика России себе это позволить? По словам Кузнецова, курьерами работают не менее 1,5 млн человек, а еще около полумиллиона упаковщиков, сборщиков заказов и других сотрудников. Все вместе они уже отучили «значительную часть потребителей... от банального навыка просто ходить по магазинам», при этом сами сервисы убыточны, и их работа поддерживается за счет иных ресурсов, убежден Кузнецов.
«То есть убыточные сервисы оттягивают из других секторов экономики столь дефицитный ресурс, как трудовые силы. <...> Например, производство <...> Сейчас дефицит кадров — это ключевая проблема в промышленности и в торговле. Богатство формируется где? Как известно из экономики — в промышленности. Как может быть, если курьер получает в Москве 120–150 тысяч рублей? Не говоря уже о том, что это больше, чем университетский профессор», — заявил представитель Минпромторга.
На то, что сервисы доставки оттягивают на себя рабочую силу в условиях кадрового голода, жаловались представители разных сфер экономики.
Например, из-за того, что мигранты уходят работать курьерами, число дворников уменьшилось примерно на половину, сообщили в Гильдии управляющих компаний в ЖКХ. «Там в два раза больше зарплата, а работа легче, чем чистить дворы и убирать мусор», — отмечала исполнительный директор Вера Москвина.
Дворники оказались самой дефицитной профессией в ноябре 2024 года.
Сократить курьеров, чтобы мигранты вместо этого пошли работать на заводы, а россияне встали с диванов и пошли бы в магазин своими ногами, — летом предлагала вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елены Дыбова. Ее логику раскритиковали специалисты рынка труда.