Если в мирное время выгода от торговли энергоносителями определяется экономическими законами, то в период военных действий в калькуляцию добавляется иные расчеты. Долгосрочные контракты и капитальные трубопроводы перестают быть бесспорным преимуществом.
С российской военной операцией против Украины Европа начала забывать благодатные времена обмена с Россией по принципу «ты мне — я тебе» и приспосабливается к новой модели энергообеспечения, несомненно, значительно более дорогой. Переходный период отмечен нестабильностью и полон неприятных сюрпризов. Инциденты и подозрения приводят к рекордным скачкам цен, панике и заставляют бизнес менять стратегии.
Политическое оружие?
Утром, в субботу, 16 ноября госкомпания OMV, главный продавец природного газа потребителям в Австрии, сообщила о том, что «Газпром» полностью перекрыл поток газа, который она получала по трубопроводу транзитом через Украину. А OMV — единственный в Австрии прямой покупатель российского газа, от которого страна зависит почти полностью.
Это был выход на поверхность спора между австрийским распределителем и российской газовой монополией, зревшего подспудно не один месяц. В январе 2023 года OMV обратилась в Международную торговую палату с целью отсудить компенсацию за перебои с поставками российского газа, которые произошли во время энергетического кризиса 2022 года с началом российской военной операции в Украине. Мол, деньги уплачены, а товар недополучен. Спор между двумя хозяйствующими субъектами.
Международная торговая палата (ICC) со штаб-квартирой в Париже — это признанный на мировом уровне орган для разрешения международных коммерческих конфликтов, и ее решения обязательны для всех сторон. Она вынесла арбитражное решение в пользу австрийской стороны, обязав «Газпром» компенсировать своему клиенту недопоставки на сумму 230 миллионов евро.
Австрийцы объявили, что хотят получить эту компенсацию путем удержания из очередного регулярного платежа. То есть указанную сумму недоплатят, а газ продолжит течь в Австрию, как обычно, в соответствии с долгосрочным контрактом.
«Газпром», видимо, такой вариант не устраивал. В Австрии пошли разговоры о том, что поставки российского газа прекратятся вовсе, а без них страна зимой замерзнет.
И это на фоне исключительно сложной политической ситуации в Австрии. На волне роста популистских настроений на парламентских выборах 29 октября первое место (почти 30%) заняла ультраправая Австрийская партия свободы (АПС). Но вынуждена была остаться в оппозиции, поскольку остальные партии отказались с ней сотрудничать, и новое правительство поручено сформировать прежнему канцлеру, лидеру консервативной Австрийской народной партии (АНП) Карлу Нехаммеру. Его правительство опирается на довольно разнородную коалицию с хлипким большинством в парламенте.
Карл Нехаммер. Фото: AP / TASS
Популисты не упускают случая для критики правительства по любому поводу. Они радикально против поддержки Евросоюзом Украины и симпатизируют российскому президенту Владимиру Путину. Они убеждают австрийцев, а через Европарламент и всех европейцев, что антироссийская политика ЕС угрожает их благосостоянию. И если судить по динамике политического расклада сил, убеждают не без успеха.
Если взять в целом отношение ЕС к действиям России против Украины, то Австрия как конституционно нейтральная страна, осуждая их, находится на условно пацифистском фланге, выступая за скорейшее прекращение огня. Канцлер Нехаммер был первым лидером страны — члена ЕС, который после начала российской СВО, в апреле 2022 года, слетал в Москву и встретился там с Путиным. Тон его общения с прессой во время саммитов ЕС в Брюсселе, когда речь заходила об Украине, был скорее умеренным по сравнению с большинством лидеров стран союза.
В пятницу, 15 ноября, Нехаммер в Вене спешно созвал пресс-конференцию, чтобы успокоить австрийцев, взбудораженных вестью о позиции «Газпрома» и перспективой холодной зимы, заверить народ в том, что на эту зиму у страны есть надежные источники и запасы топлива. Наверное, впервые это прозвучало резко по отношению к Кремлю.
«Нас никто не может шантажировать. Даже российский президент. Нас не поставят на колени ни правительство Путина, ни сам Путин, но именно для того мы приняли меры предосторожности, чтобы гарантировать, что мы способны защитить себя», — сказал он.
То ли по случайному совпадению во времени, то ли была причинно-следственная связь, но наутро после этой пресс-конференции российский газ перестал поступать в Австрию.
Потом поставки возобновились, но в гораздо меньшем объеме.
Компания OMV заявила, что у нее достаточно запасов, чтобы давать газ своим клиентам в случае потенциального сбоя со стороны «Газпрома». И сообщила, что хранилища в Австрии, которые вмещают годовой запас, заполнены более чем на 90%. Кроме того, у нее достаточно и других источников газа. Так что дефицита предстоящей зимой не будет, даже если она окажется очень холодной.
Но этого случая было достаточно, чтобы цены на природный газ во всем ЕС выросли до годового максимума, на более чем 7% за четыре дня, поскольку трейдеры узнали об обострении спора. Надо сказать, что и до конкретных шагов «Газпрома» само известие о победе OMV в арбитражном суде уже подтолкнуло нервные газовые рынки Европы к трехмесячному максимуму.
Политическая реакция не заставила себя долго ждать. Министр иностранных дел Альпийской республики Александер Шалленберг обвинил Москву в «очередном использовании энергоносителей в качестве оружия». А министр энергетики Леонора Гевесслер вслед за канцлером обвинила Кремль в «шантаже» и заявила, что «Россия не является партнером». Глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен ожидаемо повторила свои многократные высказывания о попытках Путина «шантажировать ЕС» и о «вепонизации» (применении в качестве оружия) энергоносителей.
Старейший покупатель и нейтрал
События ноября этого года могут положить конец шестидесятилетней истории получения Австрией газа из России. В послевоенной Европе вне «советской зоны» Австрия всегда была одной из самых лояльных к СССР и потом России стран. Как и Германия, она была разделена на зоны оккупации, но обменяла советское военное присутствие на строгий нейтралитет при сохранении некоммунистической власти. Никогда не стремилась вступить в НАТО и присоединилась к ЕС только после «надежного» окончания холодной войны — в 1995 году.
В период холодной войны Австрия была одной из первых западных стран, которая в 1968 году стала импортировать газ из Советского Союза. Австрийский хаб Баумгартен, недалеко от границы со Словакией, принимал газ из СССР, поставляемый через Украину. Австрия связана долгосрочным газовым контрактом с Россией, который был продлен до 2040 года в 2018 году. То есть уже в то время, когда в ЕС практика долгосрочных контрактов подвергалась большому сомнению. Не будь СВО, по трубе через Украину в хаб Баумгартена еще долго поступал бы российский газ, растекаясь по ответвлениям в другие страны Европы.
Фото: IMAGO / SEPA.Media
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Теперь, хотя Австрия по долгосрочному контракту до 2040 года обязана покупать российский трубопроводный газ, у нее появился веский аргумент без больших штрафов разорвать этот контракт в любом арбитражном деле. Правда, и без этого в условиях растущей неопределенности вокруг поставок российского газа в Европу в целом Австрия активизировала усилия в попытках обеспечить импорт голубого топлива из других стран, таких как Турция и Норвегия. Крупнейший энергетический оператор уже делает ставку на законтрактованный трубопроводный газ из Норвегии и мировые рынки СПГ, чтобы заменить поставки от «Газпрома».
Не только торговые взаимоотношения с «Газпромом» и европейская топливная конъюнктура прочат досрочное прекращение российско-австрийского контракта. Но и они тоже связаны с СВО. Вся труба на полконтинента может оказаться бесполезной, потому что Украина хочет прекратить транзит, который приносит ей полпроцента ВВП, но, по словам Киева, помогает России финансировать свое военное наступление.
Транзитный трубопровод через Украину — это один из двух оставшихся маршрутов для российского трубопроводного газа в ЕС и, как ожидается, будет закрыт к концу года, поскольку Киев заявил, что не намерен продлевать транзитный контракт с «Газпромом». Трубопровод Уренгой — Помары — Ужгород поставляет газ в Словакию, откуда он затем может поступать в Австрию и Чехию. Сейчас он наряду с «Турецким потоком» остался одним из двух газопроводов, по которым газ из России поступает в Евросоюз.
В энергоснабжении ЕС в целом украинский маршрут не играет жизненно важной роли. В 2023 году на него пришлось только около 5% газового импорта союза. Но для стран Центральной и Восточной Европы — Австрии, Словакии, Чехии и Венгрии — он жизненно важен.
Не имея выхода к морям, они нелегко переходят на импорт сжиженного природного газа (СПГ). В этих странах поставки по трубе из России составляют около 80% потребления (в Чехии поменьше). Правда, Венгрия получает газ от «Газпрома» не через Украину, а с юга, через Сербию по «Турецкому потоку».
Опять же, совпадение или нет, но в центральноевропейских странах ЕС (кроме Польши) заметно сильнее политические партии, выступающие против военной помощи Украине и за восстановление связей с Россией. В Венгрии и Словакии они у власти.
Особый район ЕС
Особая острота энергетических проблем этих стран ЕС имеет не только технические причины, связанные с перестройкой инфраструктуры, на которую требуются время и деньги. Но и связанные с политической волей. В Венгрии премьер-министр Виктор Орбан, судя по всему, полон решимости усилить зависимость страны от российских энергоносителей. Его словацкий коллега Роберт Фицо при всяком удобном случае подчеркивает, что российская энергия жизненно важна для его страны и что Брюссель должен добиваться дружеских отношений с Москвой, а не вводить против нее санкции. Их министры твердят, что у этих стран, в отличие от других членов ЕС, «нет выбора», кроме как полагаться на российские энергоносители.
На самом деле выбор есть, но все его варианты, конечно, существенно дороже по сравнению с трубопроводным газом из России. И тут на первый план выходит политическая воля.
Россия до начала военной операции в Украине была главным поставщиком природного газа в ЕС, поставляя 40% потребляемого его странами голубого топлива. В ответ на действия России против страны — партнера ЕС Брюссель стал вводить против России санкции, в том числе нефтяное эмбарго. Но не был в состоянии немедленно запретить импорт газа, потому что зависимость была слишком велика.
Поставленная Евросоюзом цель избавиться к 2027 году от импорта всех российских ископаемых энергоносителей требует дорогостоящей подготовки. Но Россия сама в 2022 году прекратила большую часть поставок газа в Европу, сославшись на споры об их оплате в рублях. Страны ЕС поспешили найти альтернативные источники поставок и увеличить хранилища газа. Большая часть альтернативных источников представляла собой сжиженный природный газ, привезенный по морю из США и Катара. Цены резко выросли.
Кадри Симсон. Фото: picture alliance / Juan Carlos R
На одной из ноябрьских встреч с журналистами в Брюсселе комиссар ЕС по энергетике Кадри Симсон отвергла возможность в ближайшее время включить газ в расширяющийся круг санкций против России. Евросоюз по-прежнему намерен завершить отказ от российского природного газа «поэтапно», «не ставя под угрозу энергетическую безопасность Европы».
Из представленного в Брюсселе в ноябре ежегодного доклада о состоянии Энергетического союза ЕС следует, что с 2022 года российские поставки резко упали, но тем не менее составляют почти пятую часть импортируемого Евросоюзом газа. Россия остается вторым по величине поставщиком газа в ЕС после Норвегии. Более того, в конце этого года наметилась тенденция к росту общего объема российских газовых поставок, что вызвало настороженность и обеспокоенность Брюсселя.
«Мы должны помнить, — сказала комиссар ЕС Симсон, — что издержки взаимодействия с Россией измеряются не только ценой газа (…)».
Всему своя цена
Что касается конфликта между Австрией и «Газпромом», то страхи по поводу его возможных физических последствий преувеличены. Как и мрачная перспектива разрыва транзита российского газа по трубе через Украину, хотя ее последствия будут долгосрочными и поэтому более серьезными.
В любом случае, несмотря на угрожающие прогнозы метеорологов о более холодной зиме, европейцы, в том числе жители Центральной Европы, не замерзнут. В случае дефицита они смогут использовать хранилища всего ЕС, которые, по данным Брюсселя на 1 ноября, заполнены на 95%. Со строительством соединительных веток трубопроводов энергетическая инфраструктура ЕС все больше превращается в подобие системы сообщающихся сосудов.
Когда «Газпром» отключил от снабжения Австрию, газ по трубопроводу через Украину продолжал поступать в прежнем объеме. Значит, нашел покупателей в других странах.
Вероятно, в Словакии, Чехии, Венгрии, Сербии и даже Италии.
В случае новогоднего прекращения перекачки газа через Украину меньше всех проблем будет у Венгрии, которая питается российским трубопроводным газом через «Турецкий поток», проложенный по дну Черного моря. Клиенты украинской трубы на зиму подстрахованы заполненными хранилищами и ищут альтернативные пути пополнения запасов. Словакия и Австрия уже нашли их, заключив сделки с соседями, в частности, с той же Турцией. Чехия в основном переключилась на закупку СПГ через Нидерланды и Германию.
Все эти альтернативы стоят дороже, придется заплатить. Но газ будет поступать. Это не слишком большие деньги на фоне общей перестройки энергетики ЕС с переориентацией ее на новые источники и новую географию поставок. И на фоне общих расходов, которые пришлось понести Европе после февраля 2022 года. Цена дешевого российского газа в результате оказалась для европейцев слишком высокой.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68