СюжетыОбщество

Смерть с доставкой на дом

Серию аварий на самолетах и складах компании DHL все чаще называют скоординированными диверсиями

Смерть с доставкой на дом

Грузовой самолет компании DHL разбился на подлете к Вильнюсскому аэропорту. Полиция на месте происшествия. Фото: Zuma / TASS

Около аэропорта Вильнюса разбился грузовой Boeing компании DHL. Это произошло на фоне других инцидентов с посылками этой логистической компании, в причастности к которым европейские разведки начали подозревать иностранные разведки.

Мадридец Хавьер Бустильо проработал в Swiftair почти 18 лет, 13 из которых — в должности коммерческого менеджера компании. Последние четыре с половиной года Бустильо был капитаном Boeing-737 и отвечал за чартерные перевозки. Коллеги отзывались о нем как о жизнерадостном профессионале, влюбленном в свое дело, прекрасном муже и отце двоих детей, которых он называл своими сокровищами.

Самолет Boeing B-737-400 SF испанской компании Swiftair, арендованный DHL, разбился утром 25 ноября в окрестностях Вильнюсского аэропорта, когда он выполнял маневр по пути из Лейпцига. В результате падения погиб пилот, еще трое членов экипажа получили ранения. Самолет врезался в двухэтажный жилой дом, в котором проживали 12 человек, никто из которых чудом не пострадал.

Помимо возможного человеческого фактора или технического сбоя, власти Литвы не исключают возможности террористического акта или акта саботажа.

Разбившийся самолет был введен в эксплуатацию в 1993 году в компании Qantas. В 2014 году он был приобретен Swiftair у камбоджийской авиакомпании Wat Phnom Airlines, в грузовое судно его преобразовали в 2015 году, а в 2016-м передали компании European Air Transport по договору аренды с обслуживанием, — пишет Puente de Mando.

Испанские спецслужбы уже сейчас проводят свое расследование авиакатастрофы, а журналисты El Mundo тут же вспомнили загадочный инцидент, произошедший в Испании весной прошлого года.

30 марта 2023-го в испанском городе Фуэнлабрада загорелось промышленное предприятие. Это был логистический склад украинской курьерской компании Meest. Сначала никто не подозревал, что это мог быть преднамеренный поджог. До тех пор, пока британская газета The Guardian не опубликовала сообщение о том, что еще одно аналогичное здание той же компании было сожжено в Лейтоне, на севере Лондона. 22 июля склад компании DHL был уничтожен таким же образом в результате пожара в Бирмингеме.

Грузовой самолет DHL в воздушном узле DHL Air Hub, центре грузовых авиаперевозок в аэропорту Лейпцига. Фото: dpa / picture-alliance

Грузовой самолет DHL в воздушном узле DHL Air Hub, центре грузовых авиаперевозок в аэропорту Лейпцига. Фото: dpa / picture-alliance

«Риск авиакатастроф над океаном»

Четвертого ноября The Wall Street Journal выпустила материал, в котором утверждалось, что, по информации западных спецслужб, военная разведка одной из стран предположительно стоит за попыткой организовать пожары на грузовых самолетах, следовавших в США и Канаду. Алгоритм планируемых диверсий был аналогичным тем, которые произошли летом.

В июле этого года пожары на складах транспортной компании DHL в английском Бирмингеме и немецком Лейпциге произошли из-за возгорания посылок. В обоих случаях использовались электрические массажеры с воспламеняющейся смесью на основе магния, рассказали источники издания. Оба инцидента стали частью тайной операции, направленной на то, чтобы вызвать возгорания на грузовых или пассажирских самолетах, летящих в Северную Америку, заявляли тогда источники в западных спецслужбах.

По данным источников, зажигательные устройства загорелись незадолго до запланированной погрузки на самолеты. Ранее сообщалось, что одна из посылок воспламенилась на складе DHL в Лейпциге, поскольку вылет был отложен. Собеседники WSJ, знакомые с ходом расследования, сообщили, что немецкая полиция провела испытания макетов зажигательных устройств. Выяснилось, что системы пожаротушения на борту самолетов могли бы не справиться с возгоранием магния, что потребовало бы экстренной посадки пилотов. Источники также отмечают, что существовал риск авиакатастроф над океаном.

По мнению представителей спецслужб, массажеры, отправленные из Литвы в Великобританию, могли быть использованы для проверки возможностей провоза подобных устройств на рейсы в США или Канаду.

Литовская полиция задержала подозреваемого, отправившего четыре зажигательных устройства, два из которых были отправлены через офис DHL в Вильнюсе, сообщил представитель европейских правоохранительных органов. Согласно его заявлению, задержанный якобы назвался Игорем Прудниковым, однако его настоящее имя, по мнению полиции, — Александр Сурановас.

Помимо прочего, и польская прокуратура заявляла о задержании четырех человек по делу о пожарах и выдвигала обвинения в участии в диверсионных или террористических операциях, предположительно организованных по поручению иностранной разведки. По версии следствия, группа намеревалась протестировать канал доставки посылок, которые планировалось отправить в США или Канаду. Власти Польши не раскрыли личности и гражданства задержанных. При этом они сотрудничают с другими странами для поиска как минимум двух других подозреваемых.

Компания DHL задействует как грузовые, так и пассажирские самолеты для перевозки посылок. Представитель компании в беседе с WSJ уточнила, что зажигательные устройства, возгоревшиеся в июле, были отправлены на грузовых самолетах.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков тогда в комментарии The Wall Street Journal заявил, что в Кремле «никогда не слышали никаких официальных обвинений» в причастности России к этим инцидентам. «Это традиционные бездоказательные инсинуации СМИ».

Читайте также

Англосаксы, цыгане и квадроберы против «народа Божьего»

Англосаксы, цыгане и квадроберы против «народа Божьего»

Как российская власть нащупывает образы внешних и внутренних врагов

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

«Результат саботажа»

После крушения Боинга DHL ряд мировых политиков выступили с заявлениями, в которых никого не обвиняли, но косвенно намекали на то, что произошла не просто авария.

Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок сказала журналистам на саммите G7:

«Мы вместе с нашими литовскими и испанскими партнерами теперь должны серьезно спросить себя, было ли это несчастным случаем или еще одним инцидентом гибридной войны».

За ней последовали заявления канцлера ФРГ Шольца. На вопрос — была ли авария результатом гибридной войны, канцлер ответил:

«Мы внимательно смотрим на это, мы не можем сказать на данный момент, но это может быть так — есть очень много плохих форм гибридной войны, которые мы видим в Германии, — сказал он в комментарии немецкому ZDF. — Мы не будем выдвигать обвинения, пока не сможем это доказать».

При этом власти Литвы сообщают, что на данный момент доказательств, указывающих на саботаж, пока не найдено. Глава контрразведки Литвы Дарюс Яунискис заявил журналистам на пресс-конференции:

«Мы не можем отрицать возможность терроризма… Но на данный момент мы не можем делать и никаких заявлений, поскольку у нас нет достоверной информации».

«Наши первоначальные данные не указывают на то, что нам нужно расследовать более серьезные действия, — сказал прокурор Артурас Урбелис в заявлении от 26 ноября. «Мы можем обнаружить признаки деятельности другого рода в ходе расследования», — добавил он.

P.S.

27 ноября Германия вновь высказала свои подозрения. Крушение самолета DHL в Литве может быть «испытанием» для «выявления слабых мест», заявил генеральный инспектор Бундесвера Карстен Бройер в эфире ARD, его слова приводит газета Die Welt. «Мы уже сталкивались с похожей ситуацией этим летом, и теперь произошел случай, который вписывается в эту модель».

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow