В четверг, 21 ноября, Владимир Путин разрешил все сомнения экспертного сообщества по поводу использованного для нанесения ударов по заводу Южмаш в Днепре нового типа оружия. Им оказался не «Рубеж», не «Пионер» и не «Кедр» (такую версию позднее распространила украинская разведка), а новая ракета средней дальности (РСД) «Орешник». Сутки спустя, на совещании с конструкторами и ответственными за ракетный комплекс чиновниками, Путин сообщил, что это очень быстро созданная полностью российская разработка, а не наследие СССР.
Тут, как говорится, есть нюансы.
Все связанные со СВО серьезные новшества и разработки — не борьба за увеличение бюджета, как это водится в мирный период, а наоборот, стремление сэкономить дефицитные средства. Новые названия российские разработки на разных этапах жизни получают довольно часто, нельзя исключить, что раньше и «Орешник» имел другой номер. А вот созданных с нуля абсолютно новых сейчас практически нет — все предпочитают модернизировать уже испытанные и проверенные системы. При этом не надо тратить деньги на отдельные испытания всех агрегатов по отдельности и даже в сборе, двигатели (самая ответственная часть) уже испытаны многими сотнями пусков.
Поэтому происхождение системы «Орешник» очевидно. Это твердотопливная РСД из семейства, созданного Московским институтом теплотехники под руководством Юрия Соломонова. Истоки ее — в системе «Пионер», ракете средней дальности, поступившей на вооружение в 70-е годы и вызвавшей «ракетный кризис» в Европе.
В результате SS-20 (так «Пионер» назвался в НАТО) была запрещена договором об ограничении ракет средней дальности (РСМД). Но все весьма удачные конструкторские решения комплекса были в дальнейшем развиты в межконтинентальных ракетах «Тополь», «Тополь-М» и самой современной из них — «Ярс». Использование предыдущих конструкторских решений, агрегатов и узлов и стало причиной столь быстрого создания новой ракеты.
Подобные решения уже не новость: гиперзвуковая ракета авиационного базирования «Кинжал» тоже несет в себе множество деталей и конструкционную схему ранее уже поступившего на вооружение и хорошо себя зарекомендовавшего оружия. Путин обрисовал это так: «…все мы вышли из различных систем Советского Союза, все мы воспитывались на том, что было сделано предыдущими поколениями, в известной степени пользовались их результатами».
Если «Орешник» сопоставим по возможностям хотя бы с ушедшим 40 лет назад в историю «Пионером», то его ТТХ могут быть следующими:
- дальность пуска — до 5500 км;
- мощность — 150 кт, по 3–6 блоков в ракете (вполне вероятно, унифицированных с РС-28, где их 10 штук);
- вероятное круговое отклонение от цели — 150 м;
- ракета — твердотопливная;
- шасси — подвижный грунтовой комплекс.
После выхода США из РСМД ракеты средней дальности тоже вышли из-под запрета. Причина такого решения — РСД запрещались только в Европе, а Пекин, главный военный и геополитический соперник США, никаких запретов не признавал. В результате на вооружение армии Китая поступили абсолютно современные ракеты средней дальности, направленные на главных американских союзников в Тихоокеанском регионе — Японию и Южную Корею. Вашингтон не искал внушительного аргумента, обвинил Россию в производстве и развертывании крылатой ракеты, нарушающей РСМД, и вышел из договора. С тех пор никто в глаза эту русскую ракету не видал, хотя считалось, что она уже давно в войсках.
Зато в Америке обнаружились две системы, готовые к производству. В отличие от России, вынужденной из экономии военного бюджета полагаться на модернизацию старых проверенных систем, самая богатая страна в мире постоянно ведет по всем важным направлениям сразу несколько конкурирующих НИОКР. Поэтому по ракетам средней дальности работы в США не останавливаются, на подходе новые системы, и Пентагону предстоит еще решить, какие ему нужнее.
Фото: Александр Подгорчук / Коммерсантъ
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Начиная с президентства Джорджа Буша, в США развиваются идеи и создается соответствующее вооружение в рамках военно-политической доктрины «Быстрый глобальный удар» (Prompt Global Strike). Согласно ей, армия США должна иметь возможность нанести мощный, точный, но не ядерный удар в любую точку Земли в течение одного часа. Пишут, что это нужно для наказания неких изгоев, маргиналов типа запрещенного в РФ ИГИЛ*.
Межконтинентальной ракета считается, когда ее дальность превышает 5500 км. Как бы ни называли «Орешник», это ракета стратегической триады, она рассчитана на применение в глобальной ядерной войне. Показательно, что и удар по Южмашу нанесен не боевыми блоками, а массогабаритными макетами, которые используются при испытаниях на полигонах. Создание фугасного заряда для МБР — задача отдельная, и не факт, что он сегодня существуют вообще. Но кинетическая энергия удара простой болванкой с гиперзвуковой скоростью такова, что вполне сравнима с самой мощной взрывчаткой.
А теперь обратим взгляд на Днепр. Мы увидели первое в истории применение стратегического оружия с неядерной боеголовкой в реальном вооруженном конфликте.
Таким образом, Россия в попытке дать политический и медийный ответ на разрешение Джо Байдена обстреливать цели в глубине своей территории оружием НАТО реализовала на практике концепцию Prompt Global Strike.
Ведь «наказывать» противника в любой точке планеты за один час американские политики собираются, как раз запуская неядерные боеголовки модифицированной межконтинентальной ракетой Minuteman III с борта атомных субмарин. Главная проблема концепции — как убедить РФ и Китай, которые увидят эти ракеты на своих радарах раннего предупреждения, что конкретно они не ядерные и летят не в них? Ведь так легко и армагеддон устроить. Ядерные страны всегда будут видеть в таких запусках попытку обезоружить их первым ударом по стратегическому ядерному комплексу.
Пока РФ решила эту проблему в рамках автоматизированной системы оповещения между Москвой и Вашингтоном. За полчаса до пуска американцев уведомили, как при конструкторских испытаниях перспективных ракет. И вообще-то не соврали: это действительно были испытания, совмещенные с демонстрацией, как ответная мера на решение Белого дома.
И все убедились, что неядерный удар стратегической ракетой не просто возможен — он может быть вполне эффективен. А для демонстрации был выбран очень крупный объект, учитывая, что ракеты, созданные именно для ядерных ударов, имеют вероятное круговое отклонение несколько десятков метров. Полагаю, точность теперь будет последовательно повышаться.
Недалек день, когда политики крупнейших стран получат возможность нанести удар по дому террориста или политического противника хотя бы и в Андах, посреди плантаций коки, и на Гиндукуше, в маковых полях. А может быть, и по резиденции главы армии противника — ведь Владимир Путин и сам сказал сутки спустя, что повторные пуски «Орешника» вполне возможны, и запас ракет имеется. Но риск при нынешних технологиях связи и недоверии между лидирующими военными державами таков, что лучше не трогать никаких террористов и конкурентов — можно планету спалить вместе с собой.
* Судом РФ организация признана террористической, ее деятельность запрещена.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68