После худшего в истории партии поражения консерваторов на парламентских выборах в июле нынешнего года (ее представительство в палате общин сократилось почти в три раза — до 121 места) состоялись перевыборы руководства. Лидером партии стала 44-летняя Олукеми Олуфунто Баденок (Olukemi Olufunto Badenoch) с незначительным управленческим опытом. Первый чернокожий, второй цветной лидер консерваторов (после Риши Сунака), четвертая женщина на этом посту — такова горделивая мантра всей британской прессы. Больше гордиться пока особо нечем.
Кеми Баденок (под этим именем она более известна) родилась в Великобритании в семье преподавателя и врача общей практики. До 16 лет она жила в основном в Нигерии и недолго — в США. Семья видела и достаток, и трудности. Но Кеми на полном серьезе утверждает, что ее подработки в студенческие годы в Макдоналдсе позволяют относить ее «к рабочему классу».
Изучала в колледже и университете компьютерные системы и в начале карьеры работала в сфере информационных технологий. Вступила в партию в 25 лет и продвигалась по специальной программе диверсификации партии для представителей этнических меньшинств.
Баденок безуспешно старалась стать депутатом парламента, пока не попала на вакантное место в Лондонскую ассамблею в результате тактических перемещений в списке консерваторов (2015 год). Она выиграла свои первые выборы в парламент в 2017 году, баллотируясь в надежном консервативном округе, но застала только закат партии тори: раскол вокруг Брексита (который, заметим, чуть не привел к гражданскому противостоянию в стране) и изгнание партийных диссидентов, «партигейт», ложь и коррупционные скандалы времен Бориса Джонсона, коллапс экономического курса Лиз Трасс и электоральный провал 2024 года.
Бывший министр по делам бизнеса Великобритании Баденок победила в борьбе за лидерство в партии с минимальным счетом — набрала 57% голосов избирателей, немного опередив своего крайне непопулярного соперника Роберта Дженрика. Почти треть партийцев не приняли участия в выборах лидера партии (шестого за девять лет), хотя это чуть ли не единственная привилегия, которую дает ежегодная уплата членских взносов.
***
Баденок досталось разоренное наследство. Партия, насчитывавшая полтора миллиона членов в 80-е годы и 400 тысяч — в нулевые, сократилась до 132 000 членов (за два последних года потеряв 40 тысяч человек). Тори получили минимальное представительство в палате общин (121 место) и низкую долю голосов избирателей (24%).
И все же пусть с огромным отрывом, но консерваторы — вторая партия по величине в палате общин, а потому именуется официальной оппозицией Его Величества.
Оппозицию в Великобритании ценят, берегут и пропасть не дадут. Ее задача — контролировать работу правительства, держать его в тонусе, предлагать альтернативные решения, то есть быть тенью реального правительства.
Теневой кабинет оппозиции имеет официальный статус в британской парламентской системе. Члены теневого кабинета получают надбавки к стандартному депутатскому жалованию, а партия — дополнительное финансирование на политическую деятельность.
В состав теневого кабинета входят руководители высшего звена (21 депутат). Портфели между ними распределяются по решению лидера партии на двухлетний период, он же определяет надбавку к депутатскому жалованию.
У официальной оппозиции есть и другие серьезные права и преимущества, в том числе: право задавать 6 вопросов в начале еженедельного опроса премьер-министра (так называемые PMQs), которые проходят каждую среду; гарантированное освещение деятельности в СМИ, в частности на BBC; председательское место в нескольких парламентских комитетах и т.п.
Успешные и талантливые политики традиционно работают в британском парламенте по 30–40 лет. К несчастью, после того как Джонсон «вычистил» внутреннюю оппозицию из партии, а также вследствие системного кризиса по-настоящему влиятельных людей в парламенте можно пересчитать по пальцам. Но и они отказались войти в теневой кабинет госпожи Баденок (бывший премьер-министр Риши Сунак, бывший канцлер Джереми Хант, бывший министр внутренних дел Джеймс Клеверли, председатель парламентского комитета по иностранным делам Том Тугенхадт подтвердили, что не будут работать в теневом кабинете).
Прити Патель. Фото: Zuma / TASS
Редкая представительница старой когорты Прити Патель стала ее правой рукой и теневым секретарем Форин-офиса. Та самая, которую в 2017 году за неподобающее поведение с этого поста уже увольняла премьер Тереза Мэй. Отставки Патель с поста секретаря Хоум-офиса требовали в 2022 году за неподобающее отношение к подчиненным, она тогда получила прозвище Прити Наци. Этим назначением Баденок «за 48 часов уничтожила все свои шансы на проведение достойной внешней политики», цитирует редактор отдела политики BBC высокопоставленного консерватора.
Британская пресса и социальные сети разносят по клочкам команду Баденок, показывая ее некомпетентность.
***
Задача Кеми Баденок — объединить различные фракции раздробленной умирающей партии и определить ее новое направление в политике. В нашем случае консерваторы привычно должны были бы искать возможность вернуться к позиции главной партии правого центра, которая поддерживает предпринимательство и выступает против чрезмерного государственного вмешательства. При Баденок это будет непросто.
С одной стороны, она умеет располагать к себе людей. Кеми получила известность и завоевала много симпатий, когда уверенно боролась за лидерство в 2022 году после отставки Джонсона, будучи новичком. Ей тогда удалось обойти многих тяжеловесов — людей с опытом, весом и клиентурой (Саджида Джавида, Гранта Шаппса, Джереми Ханта, Надима Захави, Тома Тугендхата). Тогда впервые Баденок была назначена в кабинет министров одержавшей победу Лиз Трасс.
Кеми «обладает определенной харизмой», «она умная и искрометная, у нее получается привлекать внимание прессы», считает Алистер Кэмпбэл, правая рука премьер-министра Тони Блэра по работе с прессой.
«Она очень активна в сети. Ее язык очень популярен. Ее инстинкт связан с интернетом, — оценивает известный либеральный журналист Ян Дунт. — (…) Она нескучная. На самом деле она очаровательна. Она завладеет вниманием, что, как правило, является самым трудным для лидера оппозиции».
С другой стороны, многие обращают внимание на горячий темперамент и импульсивность нового лидера. «Абсолютно непредсказуемая личность, которая с большей вероятностью обстреляет свою сторону, чем соперника», — считает историк Норман Лидс. О таких персонажах англичане говорят «способен устроить драку в пустой комнате» (could start a fight in an empty room). Бывший редактор «Санди Миррор» рассказывал, что это расхожее мнение соратников о Баденок: мол, «она не смогла бы и в прятки играть — подралась бы с занавеской, за которой пряталась».
Кир Стармер выступает перед депутатами в Палате общин. Фото: HANDOUT / AFP / East News
Предполагается, что воинственный стиль общения Кеми позволит ей нанести серьезный удар по ее оппоненту с более мягкими манерами сэру Киру Стармеру во время еженедельного противостояния между ними во время вопросов премьер-министру в палате общин.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
«Ее уверенность и энергия могут стать проблемой для премьер-министра Кира Стармера», — пишет The New York Times.
Однако первое столкновение оказалось для Баденок неудачным. Она допустила несколько заметных фактических ошибок (на что сразу же указали в социальных сетях) и не слишком смешно пыталась шутить, а это дурной тон. Политический твиттер отметил, что на ее фоне премьер-министр приобрел больше солидности и государственной значимости. Она пыталась превозносить Трампа, а он весьма малопопулярен в Англии (по опросу YouGov, только 16% англичан рады результатам президентских выборов в США). Она критиковала Стармера за то, что тот «читает по бумажке», буквально читая это по бумажке…
***
Кеми Баденок — убежденный сторонник Брексита и скептик net zero (сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня, максимально приближенного к нулю). Сторонница Трампа, она считает «партигейт» — вечеринки премьера Джонсона во время пандемии Covid — «раздутой темой». Накануне лидерского конкурса Баденок вызвала замешательство однопартийцев, заявив, что выплата по беременности и родам является «чрезмерной» и что у людей было больше детей до того, как она была широко введена, хотя эти выплаты в Великобритании чуть ли не самые низкие среди стран G7.
«Прямолинейная и порой настроенная враждебно, Баденок известна тем, что ввязывается в дебаты о политике идентичности и называет себя «противником wake», — пишет The Independent. — То есть она выступает против мультикультурализма, политики идентичности и критической расовой теории и пообещала бороться с тем, что она называет «левацкой чепухой». («Идентичность многогранна, и консерваторы не классифицируют людей по внешним признакам», — утверждала она. «Я чернокожая, а также женщина, мать, политик, инженер, британка и нигерийка. Все это влияет на мои взгляды и мою политическую позицию больше, чем цвет моей кожи».)
Ирония истории заключается в том, что Кеми получила зеленый свет в политику именно за то, что была темнокожей женщиной.
Одним из самых громких скандалов в ее карьере стал взлом веб-сайта политика-лейбориста Харриет Харман, о котором Баденок рассказала сама по прошествии долгого времени. «Десять лет назад я взломала сайт депутата Лейбористской партии и изменила там все материалы, чтобы они говорили приятные вещи о тори», — призналась политик, весело улыбаясь. «В то время это было очень забавно. Теперь, когда я член парламента, это гораздо менее забавно», — сказала она в интервью Sky News на этой неделе. Как кровожадно отмечают специалисты, «несанкционированный доступ к компьютерным материалам» карается тюремным заключением сроком до двух лет.
Кеми Баденок. Фото: AP / TASS
Победа Кеми знаменует дальнейшее усиление правого уклона, «который является корнем нынешних бед партии», — пишет в редакционной заметке The Financial Times. И предупреждает, что для тори «единственный путь к власти лежит через восстановление привлекательности партии у широких слоев населения Великобритании, а не для узкого правого фланга».
***
Британцы разделились во мнениях о том, является ли Кеми Баденок подходящим кандидатом на пост лидера. 25% британцев считают, что консерваторы сделали правильный выбор, избрав ее, в то время как 29% считают, что они сделали плохой выбор. Тем не менее многие британцы все еще не уверены в своем отношении к новому лидеру оппозиции: 45% опрошенных заявили, что «не знают», хороший или плохой выбор сделали консерваторы.
Первым серьезным испытанием для Баденок станут результаты местных выборов в мае 2025 года.
Консервативная партия доминировала в британской политике без малого 200 лет, и смена лидера традиционно становилась важнейшей политической новостью в стране, а часто и в мире. Теперь это не так. Событие больше не вызывает ни общественного энтузиазма, ни надежды.
Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы
Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68