Он действительно совершил невозможное. Будучи президентом, впервые в истории дважды подвергнутым импичменту, и первым бывшим президентом, которому были предъявлены уголовные обвинения, осужденным по 34 пунктам обвинения (26 ноября должен был быть оглашен приговор), Трамп вопреки всему стал первым президентом, вернувшимся в Белый дом после перерыва — после Гровера Кливленда в далеком 1892 году.
Одна половина Америки продолжает праздновать его возвращение, в том числе и русскоязычная община Бруклина в районе Брайтон-Бич. Другая половина пребывает в глубоком унынии и ищет причины разгромного поражения демократов. Подсчет голосов еще не закончен, но уже к утру среды было ясно, что Трамп не только выигрывает убедительно (на утро четверга у него в копилке 295 голосов выборщиков при необходимом рубеже в 270). Впервые за три голосования на президентских выборах Трамп получил большинство голосов избирателей по всей стране, и это впервые у кандидата от Республиканской партии за последние 20 лет. Республиканцы будут контролировать сенат и, возможно, сохранят незначительное большинство в палате представителей (это остается единственной интригой на этих выборах, подсчет продолжается).
Учитывая тот факт, что и высший судебный орган страны — Верховный суд контролируется консерваторами, на втором сроке президента ждет широкая политическая поддержка, правда, не такая безусловная, как сейчас утверждают некоторые политологи.
Без большинства в палате представителей Белый дом не сможет проводить долгосрочную внутреннюю политику, и главное — согласовывать федеральный бюджет. А утверждение послов, судей и других ключевых постов и принятие важнейших законов потребует в сенате 60 голосов — т.е. сотрудничества с демократическим меньшинством. Простого большинства недостаточно.
Так что система сдержек и противовесов остается, но в ближайшие два года (до промежуточных выборов в Конгресс) у Трампа гораздо больше свободы в реализации его идей, чем было в 2017-м, когда он получил полномочия в первый раз. Как пишет обозреватель Дэн Вэлц, на втором сроке у Трампа будет то, чего ему не хватало на первом, а именно карт-бланш от Верховного суда, заявившего, что президенты имеют иммунитет от уголовного преследования за многие вещи, которые они могут сделать.
Трамп пообещал, вступив в должность, немедленно уволить спецпрокурора Джека Смита, инициировавшего против него два уголовных процесса из четырех: о беспорядках 6 января и ненадлежащем хранении государственных секретных бумагах в личном имении Мар-а-Лаго. Дело о вмешательстве в выборы в штате Джорджия, открытое в этом штате (где Трамп уверенно победил в этот раз), будет заморожено. По существующей практике, американских президентов не судят в уголовном суде, чтобы это не препятствовало их «исполнению обязанностей». Это не относится только к гражданским искам. Так что о судах над Трампом после его победы на выборах, видимо, придется забыть. Возможно, только на время.
Фото: Zuma \ TASS
В свои 78 лет Трамп стал самым старым избранным президентом. Его напарнику, сенатору первого срока Дж. Д. Вэнсу из Огайо, 40 лет, и он станет одним из самых молодых вице-президентов.
Важная новость в том, что в расколотой стране демократы сразу и безоговорочно признали поражение, тем самым сняв ненужный накал страстей. Повторения 6 января — захвата Капитолия сторонниками Трампа, не согласными с его проигрышем в 2020-м, точно не произойдет. В Вашингтоне Камала Харрис выступила с речью перед своими сторонниками, а перед этим поздравила Трампа по телефону, президент Джозеф Байден поздравил Трампа, пригласил в Белый дом и обещал обеспечить эффективную передачу власти людям из администрации 47-го президента. Как сказал Байден в обращении к нации, «нельзя любить свою страну, только если побеждаешь ты». Главное, что выборы были. Честные и прозрачные. Дональд Трамп — 45-й и 47-й президент — это теперь новая реальность Америки и мира.
Есть несколько уровней в понимании причин его безоговорочной победы.
Самый приземленный и наглядный — глубинная Америка фермеров и рабочих показала средний палец «умникам» с Восточного и Западного побережья.
Замученная высокими ценами на продукты, бензин, жилье, она не готова голосовать за политику толерантности к трансгендерам, зеленую экономику и т.п. И главное — не готова голосовать за женщину-президента, с корнями афроамериканки и азиатки.
Здесь и сексизм, и расизм, и ксенофобия — это в стране, которая гордилась тем, что стала единым «плавильным котлом» для представителей самых разных народов, ставших в итоге американцами. В основе — дефицит образования, который называл «главной угрозой» этой стране 44-й президент Барак Обама. Его тогда никто не услышал.
В неприятии женщины-президента к традиционному трамповскому «ядерному электорату» — белым мужчинам без высшего образования и жителям экономически депрессивных районов неожиданно присоединились латиноамериканцы, тем самым подорвав электоральную базу демократов — союз самых разных этнических и расовых меньшинств. Согласно экзит-полам CNN, латиноамериканские мужчины резко сместились в сторону Трампа. В 2020 году экзит-полы показали, что мужчины-латинос проголосовали за Байдена, а не за Трампа с отрывом в 23 пункта — 59% против 36%. Опросы CNN во вторник показали, что они проголосовали за Трампа, а не за Харрис с отрывом в 10 пунктов — 54% против 44%. Удивительный перепад в 33 очка! При этом латиноамериканки поддержали Харрис, правда не так дружно, как они голосовали за Байдена и Хиллари Клинтон.
За Трампа голосовало больше евреев. Это предсказуемая реакция на пропалестинскую позицию, заявленную в американских студенческих кампусах двух побережий и в стенах Капитолия, реакция на позицию некоторых радикальных представителей Демпартии и попытки Байдена и Харрис балансировать в поисках «золотой середины». Трамп тоже балансировал, обхаживая арабов и мусульман-американцев, представляя себя «кандидатом мира», одновременно обещая отозвать студенческие визы у пропалестинских демонстрантов и восстановить запрет на поездки из стран с мусульманским большинством. В то же время, обещая мир, он поддержал премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в военных действиях и сказал, что Харрис уничтожит Израиль.
За Трампа проголосовало больше афроамериканцев и молодежи, чем четыре года назад. Опять же, на бытовом уровне понятны аргументы русскоязычных обитателей Брайтон-Бич, десятилетиями проживающих в социальном жилье и на пособия государства: «Америка — не резиновая». Они против новых потоков иммигрантов, тоже претендующих на соцпомощь и жилье. Также латиноамериканцы, заработавшие себе место под солнцем в этой стране тяжким трудом, прошедшие через здешний бюрократический ад, могут протестовать против политики «почти открытой» южной границы, допустившей попадание в страну не менее 12 миллионов нелегалов.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Фото: AP / TASS
Католики голосовали за консервативные ценности, провозглашаемые республиканцами, забыв или вовсе не ведая о колоритных эпизодах из прошлого «нового старого президента», признанного судом в Нью-Йорке «сексуальным хищником», платившим деньги за молчание порнозвезде в другом судебном процессе, заявлявшем, что «известные люди» люди могут хватать женщин за интимные места и им ничего не будет (это было записано на пленку).
Трамп — это расхождение между словом и делом буквально на каждом шагу, но это и называют популизмом. Популист снова победил!
И вот главный парадокс: рабочий класс и фермерская Америка проголосовали за миллиардера, причем вместе с другими миллиардерами, такими как Илон Маск, плативший по миллиону в день на поддержку Трампа в рамках специальной лотереи и в целом потративший на эти цели 118,5 млн долларов. В Трампе униженные и оскрбленные опять увидели кандидата «против системы», против пресловутого «вашингтонского болота». К несчастью для Камалы, она вопринималась как кандидатка системы, ее плоть и кровь.
Провалились социологические службы, предсказывавшие упорную борьбу и даже пересчеты голосов в семи так называемых «прорывных» или неопределившихся штатах. Трамп там победил убедительно. Похоже, что при соцопросах реципиенты скрывали свои истинные намерения отдать ему голоса, может, стыдясь, может, втайне злорадствуя. Тут вступают в дело закоулки психики. Либо социологи дружно составляли неправильные, заведомо непрезентативные, опрашиваемые группы, что менее вероятно. Провалились авторитетные эксперты-предсказатели. Во второй раз за восемь лет избиратели выбрали Трампа, а не первую женщину-президента.
«Америка любит крутых парней, Трамп именнно такой!» — объяснил выбор бывший капитан сборной США по футболу, а ныне спортивный комментатор Алекси Лалас. И две попытки покушения и четыре уголовных дела только привлекли к нему поклонников его крутизны, не желающих сопоставить, насколько в прошлом обещания Трампа оказались далеки от реальных дел. Теперь они ждут самой массовой в истории депортации иммигрантов, снижения налогов на 7 триллионов долларов, снижение цен на энергоносители в два раза, восстановления рабочих мест в Америке после введения 20-процентных тарифов на иностранные товары (на китайские — еще выше).
Кто-то ждет окончания боевых действий в Украине еще до вступления президента в должность в январе — но это, прямо скажем, не главное для избирателя Трампа, как и обещанный им мир на Ближнем Востоке. Потому что MAGA — «Америка превыше всего»! А Трамп обещал наступление «золотого века» Америке, а не остальному миру.
На экзит-полах 31% избирателей назвали экономику самым важным вопросом, и 79% из них поддержали Трампа. Главными вопросами для избирателей Харрис были защита демократии и право на аборты. Они оказались в меньшинстве. Большинство страны, потерявшее доверие ко всему, что имеет отношение к вашингтонскому истеблишменту, элитам или либеральному управлению, голосовало не только за Трампа, но и против Харрис, олицетворявшей для них все недостатки и трудности правления администрации Байдена.
В первый срок в команде Трампа оказались люди, которых он уволил (глава аппарата Белого дома Джон Келли, министр обороны Марк Эспер, бывший советник по национальной безопасности Джон Болтон), либо они отказались в последний момент уступать его антиконституционным требованиям, как вице-президент Майк Пенс. Все они безуспешно предупреждали избирателей о том, что Трампу противопоказано идти на повторный срок. В этот раз ожидается, что в команде президента будут только чиновники, лояльные на все сто.
Харрис не помогла поддержка звезд самых разных поколений: от Тэйлор Свифт до Опры Уинфри, от Брюса Спрингстина до Джона Бон Джови. Часть Америки, голосовавшая за «плохого парня» Трампа, казалось, понимала, что по своей сути он им ближе политкорректных звезд Голливуда и Бродвея. Как пошутил один политолог, в выборе между прокурором и преступником Америка выбрала последнего.
Другой уровень восприятия американских итогов — глобальный. Видеть в победе Трампа тектонические сдвиги: крах западной демократии в ее нынешнем забюрократизированном виде, с массой догм, несмотря на провозглашенные толерантность и равенство. Видеть повсеместное наступление диктаторов и автократов, создающих свои альтернативные союзы, видеть за «возвращением государя» смену вех и приход нового мирового порядка. В США нет такой паники. Здесь уверены в том, что уже через два года на промежуточных выборах в Когресс политический маятник снова качнется в обратную сторону.
Но шансы Трампа пострясти основы значительно выше, чем восемь лет назад. Однако весь американский опыт говорит о том, что при всех потрясениях здешнее общество не только устоит, но и выйдет к новым рубежам. Как говорится, «через тернии к звездам». Так, Илон Маск?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68