В XX веке Уругвай стал Ноевым ковчегом для русской эмиграции, который к середине столетия укрывал всех страждущих от пылающих вокруг революций и диктатур. Русский след остался в нем в виде поселка Сан-Хавьер, одном из крупнейших русскоязычных мест в Южном полушарии. Здесь даже сохранился культурный центр имени Максима Горького.
И сегодня эту страну по-прежнему воспринимают как островок спокойствия, финансовый центр и отличное место для инвестиций среди русских мигрантов нового поколения. Не просто так Уругвай называют «Швейцарией Латинской Америки», но даже в раю иногда бывает жарко. Страна выбирает нового президента.
Не только выборы. На кону — пенсионеры
Словно большой волной, Уругвай накрыло крупными избирательными кампаниями. Уругвайцы избирают президента и вице-президента, 30 сенаторов и 99 членов палаты представителей. Но не только кандидаты соревнуются за голоса избирателей, за сердца и умы голосующих развернется битва идей — в стране референдум.
Начнем с последнего. В апреле 2023 года президент Луис Лакалье Поу от Национальной партии инициировал пенсионную реформу. Официальной причиной назвали «адаптацию к демографическим изменениям и росту продолжительности жизни в стране». Если перевести с президентского, то причина проще — избежать отсутствия денег в бюджете страны.
Реформа стимулировала добровольные пенсионные накопления, например, через налоговые льготы. Был проведен перерасчет формул для пенсионных выплат, и теперь учитывался средний заработок за последние годы до выхода на пенсию. И главное — пенсионный возраст повышался с 60 до 65 лет.
Президент Уругвая Луис Альберто Алехандро Апарисио Лакалье Поу. Фото: AP / TASS
Референдум 27 октября 2024 года как раз этой реформе и был посвящен. Если уругвайцы проголосовали бы против, то возраст выхода на пенсию снова вернулся бы к 60 годам, а пенсии остались привязаны к минимальному размеру оплаты труда. Важнейшее предложение референдума — упразднение частной пенсионной системы, которая существует с 1966 года.
Есть два взгляда на эту проблему. Первая заключается в том, что Уругвай уже не растет так быстро, как раньше, а пенсионеров становится все больше. Без пенсионной реформы бюджет страны будет истощаться. Вторая сводится к тому, что государство обязано перераспределять материальные блага и сделать пенсии более щедрыми.
Кажется удивительной риторика о перераспределении благ в пользу нуждающихся в стране с одним из самых больших средних классов в Латинской Америке и высоким доходом на душу населения.
В стране, где Google открывает дата-центры, внезапно зазвучала левая, так привычная латиноамериканским странам риторика. Противники реформы обвиняют крупный бизнес и правительство в том, что людям придется работать дольше, а их здоровье подкошено.
Фото: PABLO PORCIUNCULA BRUNE AFP / EAST NEWS
Уругвайская экономика сильно зависит от сельского хозяйства и небольших предприятий, в которых преимущественно работают немолодые люди. Пенсионная реформа стала непопулярным решением среди них. Для понимания цифр, 18 840 песо (450 долларов) составляет минимальная пенсия на 1 января 2024 года.
Оценки экономистов говорят сами за себя. При быстро стареющем населении Уругвая дефицит бюджета может дойти до 1,5 млрд долларов. Правительство столкнется с бесконечными судами со стороны участников частной пенсионной реформы. На сегодня в ней собрано примерно 20 млрд долларов. Примерно 50% всех избирателей выступали за референдум и только 40% против.
Обычно такие референдумы инициирует одна из парламентских партий, чтобы привязать голосование за своего кандидата к увеличению социальных выплат, что большинству избирателей всегда будет нравиться. В Уругвае ситуация иная, инициаторами выступили профсоюзы рабочих, а вот основные кандидаты за пост президента, даже левых взглядов, выступают против него.
Кстати о них.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Кандидат от Национальной партии Альваро Дельгадо. Фото: AP / TASS
Битва против референдума
Большинство партий и кандидатов выступали против референдума. Президент Поу считает, что он «опасен и вреден». Левый кандидат Яманду Орси от коалиции «Широкий фронт» не поддержал референдум, как и его визави справа Альваро Дельгадо от Национальной партии. Последний возглавлял администрацию президента Поу, который не может избираться второй раз подряд из-за конституционных ограничений. Яманду Орси — бывший учитель, возглавлявший департамент Канелонес на юге Уругвая.
Левый кандидат от коалиции «Широкий фронт» Яманду Орси. Фото: AP / TASS
Как это часто бывает в Латинской Америке, да и во всем мире, в финале остаются представители левых и правых политических взглядов. Дельгадо выступает с прорыночных позиций и нацелен привлекать дополнительные инвестиции в Уругвай. Выступает за повышение роли полиции в вопросах безопасности страны.
Орси сосредоточен на социальных проблемах, один из пяти детей Уругвая живет в бедности, только 40% всех учеников заканчивают старшую школу. Он представляет интересы рабочих и ратует за усиление программ по поддержке населения. В вопросах безопасности выступает за решение социальных проблем, которые приводят к росту преступности. Он не обещает раздавать деньги и делать дополнительные выплаты. В своих интервью он повторяет, что Уругвай — сильное социальное государство с сильными партиями, поэтому популизм здесь не сработает.
Оба кандидата много говорят о безопасности. Ведь в стране будет и второй референдум, который должен разрешить полиции проводить рейды в ночное время.
Опросы говорили, что Орси лидирует с 44% против 27% у Дельгадо. Но для победы кандидату надо было набрать больше 50% голосов, иначе — второй тур 24 ноября.
Самый рациональный избиратель в мире
Уругвай не просто так называют «латиноамериканской Швейцарией». Спокойствие обеспечено не только умеренным правительством, но и умеренным избирателем. Никто из кандидатов не набрал 50%, поэтому во втором раунде встретятся Яманду Орси и Альваро Дельгадо. Первый получил 46,2%, второй 28,2%.
Куда важнее стали результаты референдума. Отмены пенсионной реформы не будет, избиратели согласились с предыдущим предложением о повышении пенсионного возраста.
Русскоязычному читателю могут показаться необычными такие результаты, чего стоит негатив только от повышения пенсионного возраста в России и Франции. Но Уругвай — на то и Уругвай, что прежде всего в нем ценятся стабильность и спокойствие. Дефицит бюджета в случае отмены реформы никак этому не способствует, поэтому уругвайский избиратель принял сложное решение в пользу перспективы, а не сиюминутного удовлетворения своих потребностей.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68