КомментарийКультура

За что вы так с нами, Виктор Олегович?

Пелевинская «Круть» читателя пугает, запутывает, испытывает. Ради чего?

За что вы так с нами, Виктор Олегович?

Виктор Пелевин. Фото: labirint.ru

Новый роман Пелевина под названием «Круть» — логическое продолжение вселенной Трансгуманизма. Тем, кому понравился мир Доброго государства, Гольденштерна Прекрасного и баночных жителей, будет приятно вновь погрузиться в будущее и симуляции. А о тех, кто был возмущен предыдущими частями, Виктор Олегович заботится мало — мнение других беспокоит его не больше, чем разводы на стекле: неприятно, но привычно. За тридцать лет непрерывной творческой деятельности Пелевин научился не обращать внимание ни на критиков, ни на читателей, а ориентироваться исключительно на то, что нашептывают ему на ухо боги иронии и отваги.

В этот раз Пелевин предлагает читателям перенестись в сибирскую ветроколонию. Главный герой «Крути» — знакомый по «Путешествию в Элевсин» баночный оперативник Маркус Зоргенфрей. У него, как и у императора Порфирия, доброе сердце и короткая память — о предыдущих заданиях он помнит примерно ничего: корпорация Трансгуманизма каждый раз обнуляет его воспоминания, дабы Маркус смог сохранить рассудок.

Единственное, что он знает: за прошлый подвиг доблестному герою выдали еще двести лет баночной жизни и второй таер. Так что Маркус теперь — послушный винтик в механизме вселенной Трансгуманизма.

И если в прошлый раз начальник Маркуса отправлял героя в симуляцию Древнего Рима, то в новом задании предлагаются обновленные декорации и другие опасности.

В этот раз вселенной грозит возвращение в мезозойскую эру и столкновение с древним злом, демоном Ада в виде царя динозавров Ахилла, вселившегося в главного петуха Кукура в сибирской ветроколонии. Древнее зло мечтает вернуть мезозой и сделать динозавров снова великими.

Пересказывать сюжет романа нет никакого смысла, ибо пелевинская фантазия неистощима, беспощадна и амбициозна. Но внимательный читатель, конечно же, не удивится тому, что на сцене довольно скоро появятся куры-заточницы (читай: феминистки) со своими цугундерами (или нейрострапонами). К сожалению, тема, беспокоящая нашего единственного и неповторимого, остается неизменной — ибо кто еще может быть виноват в крушении планеты и бедах человечества? Так что безудержные шуточки на тему русских феминисток перекочевывают из романа в роман и остаются не то вечно зелеными, не то отравленными: «Снилось вчера, что я победила в бою последнего жреца патриархии. Меня призвал радужный свет, я пришла, совершила должное и скромно удалилась — но потеряла инструмент. Когда проснулась, он был рядом. Верить. Только верить! Русские феминистки спасут планету!»

Обложка нового романа В. Пелевина «Круть»

Обложка нового романа В. Пелевина «Круть»

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Но феминистки феминистками, а Маркус должен во что бы то ни стало спасти мир, даже если придется пожертвовать собой. Адмирал-епископ Ломас, начальник Маркуса, детально инструктирует героя, посвящая его в сложные взаимоотношения героев. Чтобы понаблюдать за тем, что необходимо для развития сюжета и раскрытия преступления, Маркус поочередно «подключается» то к одному, то к другому персонажу и использует нейросети. Такой игровой прием: стать наблюдателем — фиксатором реальности, — кажется любопытным, но так как Пелевину порой изменяет вкус, он заваливает читателя пояснениями, гиперссылками и справочной информацией, которые лишь запутывают читателей, особенно тех, кто незнаком с предыдущими тремя книгами о вселенной Transhumanism Inc.

Единственный момент, когда становится действительно интересно следить за происходящим в романе, — это раскрытие любовной истории великого писателя Доброго государства Шарабана-Мухлюева и Рыбы / Варвары Цугундер.

То, что Виктор Олегович слабеет при упоминании русской литературы, мы догадывались, а вот что фантазирует о литературных критиках (вернее, об одной узнаваемой критикессе) в подобном ключе, стало неожиданным.

Собственно, с ней связана лучшая (и едва ли не единственная удачная) шутка всей «Крути» — стоп-слово «Янагихара». О, Янагихара, знала бы она, какая маленькая жизнь (и маленькая смерть) ее ждет!

В общем-то принцип, по которому писалась новая «Круть», раскрыт автором в романе на странице 355 и называется «дзуйхицу», то есть «вслед за кистью». Виктор Олегович, как и писатель Шарабан-Мухлюев, «пишет, не исправляя ничего, — туда, куда бежит мысль», туда и направляет свои фантазии. Медленно и верно он погружает читателя в ад, мезозой, на самое дно… А так хотелось бы все же вырваться на поверхность.

Этот материал входит в подписку

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow