ПОРТРЕТ ЯВЛЕНИЯОбщество

Реинкарнация генерала Роммеля — «блаженный» педофил?

В какую сторону двинулось «православное возрождение» в России, уже не контролируемое официальной РПЦ

Шокирующая новость: в Петербурге суд отпустил из-под ареста подозреваемого в педофилии потому, что он — «участник СВО». Более внимательное изучение биографии и взглядов 31-летнего подозреваемого, несколько лет назад сменившего свои русские имя и фамилию на немецкие Клауд Роммель, оставляет сложное впечатление.

Перед нами — своеобразный «герой нашего времени», гремучая смесь психопатологий, официозного патриотизма, конспирологии, православия (официального и эзотерического), военной романтики, Третьего рейха, эротизма.

И встает проклятый вопрос: Роммель — преступник или жертва некоего более страшного, системного преступления? Антропологического эксперимента, который ставит над народом власть при активном участии обслуживающей ее церковной корпорации…

Клауд Роммель. Фото: страница во «ВКонтакте»

Клауд Роммель. Фото: страница во «ВКонтакте»

Он родился в 1993-м в подмосковном Подольске (где и прописан до сих пор), и в детстве его звали Александром. Отслужив срочную службу (говорят, получил контузию), в 20-летнем возрасте резко порвал связи с семьей и «сменил идентичность». Как рассказал журналистам отец Александра-Клауда Валерий, сын официально поменял имя и фамилию, заявив родителям: «Нет больше вашего мальчика». В своих роликах на ставшем популярным в православно-патриотической среде канале Роммель излагает путаную версию о том, как жил раньше в теле самоубийцы (Александра), но освободился из него. Так сказать, пережил реинкарнацию, за которую благодарит ангелов.

Новая жизнь протекала в Петербурге, где Роммель знакомился с женщинами и работал смотрителем городского Никольского кладбища у стен Александро-Невской лавры. Выбор идентичности явно связан с опытом военной службы, когда, по утверждению Клауда, он впервые оказался на Донбассе.

Как раз в начале 2014 года поступил в продажу русский перевод мемуаров генерала-фельдмаршала вермахта Эрвина Роммеля «Пехота наступает. События и опыт».

Эрвин Роммель. Фото: архив

Эрвин Роммель. Фото: архив

справка

Эрвин Роммель

В 1939–1940 годах Роммель служил комендантом штаб-квартиры фюрера, потом командовал немецко-итальянскими войсками в Северной Африке, получив прозвище Лис пустыни. В 1943 году получил назначение в Северную Италию, в 1944-м — в Северную Францию. Был тяжело ранен в ходе высадки союзников в Нормандии, что не помешало окружению Гитлера обвинить Роммеля в участии в заговоре против фюрера. Генерал-фельдмаршал покончил с собой и был похоронен с воинскими почестями.

Однако наш герой — не полный тезка гитлеровского генерала. Имя Клауд, под которым, как он говорит, его даже причащают в РПЦ, отсутствует в православных святцах. Точнее, там оно передается латинской формой Клавдий (в переводе — «настойчивый»). Успех Роммеля в православной блогосфере как будто оправдывает выбор имени…

Слава пришла к нему благодаря чудесным явлениям на Никольском кладбище, в которые можно верить или нет.

Самое известное из явлений якобы произошло около 5 утра 27 февраля 2021 года у одной из могил, где во время обхода кладбища Клауд увидел яркий свет. Решил, что хулиганы зажгли фаеры, взял телефоны и резиновую дубинку и направился к источнику света. Однако подойдя ближе Роммель увидел… Иоанна Кронштадтского (православный святой, умер в 1908 году). Хотя светящийся старец не представился, Роммель идентифицировал его именно так, а при попытке сфотографировать Иоанна, тот исчез «с громким хлопком». Но исчез не бесследно. На растаявшем от небесного света снегу лежало фото, которое Роммель поднял, но оно вскоре растворилось в его руках. На фото было изображено 12 человек — персонажей русской истории, о многих из которых смотритель ничего не знал, но запомнил их имена. Для тех, кто верит в чудо, низкий уровень исторического образования смотрителя и служит доказательством правдивости его рассказа.

Явлением якобы заинтересовалась комиссия РПЦ по канонизации святых (хотя Иоанн Кронштадтский канонизирован в РПЦ еще в 1990-м). Для нее Клауд записал свое первое большое интервью, набравшее почти 150 тысяч просмотров. В течение марта того же года Роммелю, как он утверждает, было еще два явления на том же кладбище, но о них он не рассказывает подробно. Слава визионера быстро разошлась по Руси, почитательницы посвятили Роммелю сайт, где перечисляются его добродетели — например, он «уже 6 лет не вкушает пищу убиенную (рыбу, мясо, яйца)». Духовные наставления собственного сочинения молодой человек выкладывает и на страничке во «ВК».

Иоанн Кронштадтский. Фото: Википедия

Иоанн Кронштадтский. Фото: Википедия

справка

Иоанн Кронштадтский

Знаковый для современной российской православной субкультуры образ, окрашенный в апокалиптические тона и связанный с политической повесткой. Дело в том, что о. Иоанн предсказал революцию и катастрофу православия в России, его почитатели были настроены крайне антисоветски. ОГПУ-НКВД-КГБ систематически преследовали «изуверскую антисоветскую секту иоаннитов», к которой относили часть истинно-православных (катакомбных) христиан.

Русская зарубежная церковь канонизировала Иоанна еще в 1964 году именно с антисоветскими коннотациями, а РПЦ — в 1990-м, в контексте эсхатологического* осмысления распада СССР.

Роммель истолковал явление Кронштадтского старца как призыв к покаянию РПЦ и к канонизации «потаенного» святого — современника о. Иоанна Матфея Татомира, склеп которого на Никольском кладбище он и поместил в центр своей проповеди.

«Потаенный» святой с Никольского кладбища

Блаженного Матфея Татомира — петербургского подвижника конца XIX — начала XX века — относят к «потаенным», или «народным» святым потому, что он не канонизирован РПЦ. Разные группы в РПЦ и вокруг нее почитают разные сонмы «потаенных» святых — часто это носит «протестный» или политически окрашенный характер. В альтернативных святцах можно найти и наших современников, типа отрока Славика Чебаркульского или погибшего в чеченском плену Евгения Родионова, и зловещие исторические фигуры, типа Грозного, Распутина и даже Сталина. Навстречу стихии народного благочестия идет околоцерковный бизнес: так, одна из паломнических фирм предлагает за умеренную плату тур «Блаженные Санкт-Петербурга». В рекламе перечислены отсутствующие в календарях РПЦ «Странница Дарьюшка, Матронушка Босоножка, блаж. Матфей Татомир, прав. Гришенька и др.».

Культ Татомира стал массовым недавно, об этом подвижнике почти ничего не известно. Наиболее полная публикация о нем — статья 2021 года в фундаменталистской «Руси державной», соавтор которой все тот же Клауд Роммель.

Утверждается, что Матфей родился в 1848 году под Каменец-Подольским в семье протоиерея, окончил духовное училище, переехал с отцом в Петербург, но отношения с ним разорвал, поступив в университет. Из университета Татомира отчислили за выступление в поддержку оппозиционно настроенного профессора, он отправился в паломничество в Палестину, где провел несколько лет, учась аскетической жизни у отшельников.

Вернувшись в Петербург, поселился в склепах на кладбищах лавры, где заболел, и по распоряжению императора (?!) был переселен в хорошую квартиру, продолжив там аскетические подвиги. Официальная церковь отвергала Татомира, отказалась постригать его в монахи, но народ тянулся к нему за исцелениями и наставлениями.

Квартиру Татомира якобы много раз посещал Иоанн Кронштадтский. В возрасте 49 лет блаженный перестал принимать людей, ушел в затвор, а в 1904 году скончался.

Часовня над местом погребения Матфея Татомира на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Фото: страница Клауда Роммеля во ВКонтакте

Часовня над местом погребения Матфея Татомира на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Фото: страница Клауда Роммеля во ВКонтакте

Несмотря на сложные отношения с официальной церковью, над местом его погребения на Никольском кладбище лавры построили часовню, сохранившуюся до наших дней. В советские времена к ней совершалось паломничество, собирались катакомбники, а в 1985-м митрополит РПЦ Антоний (Мельников) без согласования с властями откопал мощи Татомира и перенес их в соседний кладбищенский храм, где они лежат и поныне в маленьком ковчеге. Современная околоцерковная мифология представляет преподобного Серафима Вырицкого учеником Матфея Татомира, а Серафим ведь «вымолил победу».

Так перебрасывается мостик от «потаенного» святого, проповедуемого Роммелем, к культу великой победы и СВО, на которую Роммель в конце концов и угодил.

«Утонченная любовь» — путь на СВО

Дорога на СВО пролегала для Роммеля через романтически-мистическую дружбу с девочкой Ангелиной, которой он посвящает каждый свой ролик и которую СК считает пострадавшей по уголовному делу.

Девочка — дочь сожительницы Клауда Виктории («блаженный» не чужд плотских искушений, подписан на группы православных знакомств и периодически рассуждает об «утонченных формах любви»), с которой у него не сложилось. В интервью он иногда говорит о жене, не называя ее по имени, но трудно доподлинно понять, идет ли речь о матери Ангелины.

Втроем они стали жить сразу после явления Иоанна Кронштадтского, в 2021 году, когда девочке было всего восемь. Сначала та жила в комнате матери, но потом переехала в комнату Клауда, который занялся ее «воспитанием». К родной матери девочка относится с неприязнью и жить с нею наотрез отказывается, о чем рассказывает в видеороликах из приюта, которые размещает Роммель. В приют девочка попала этой весной, когда ей было уже 11, по настоянию своей крестной, которая якобы и добилась возбуждения уголовного дела против Клауда.

По сведениям СМИ, Роммеля подозревают в изнасиловании, сам он утверждает, что делал девочке «медицинский массаж». Следствие полагает, что объектами интереса визионера могли быть и другие девочки, о которых он упоминает вскользь в своих роликах и фото которых размещает в блогах.

Как удалось выяснить «Новой», официально опека Роммеля над Ангелиной оформлена не была. После изъятия у него ребенка Клауд подписал контракт с ВС РФ и — от греха подальше — поехал в зону СВО.

Клауд Роммель с Ангелиной. Фото: страница Клауда Роммеля во ВКонтакте

Клауд Роммель с Ангелиной. Фото: страница Клауда Роммеля во ВКонтакте

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

История с Ангелиной, как кажется, подтолкнула Роммеля к «ратным подвигам», к которым он «духовно готовился». В своих публикациях он продвигает конспирологическую теорию «жертвоприношения на Донбассе». «Почему Бог благословил армию РФ, а если точнее — командование, начать СВО?» — задает он вопрос. И отвечает: «Случилось темное ритуальное жертвоприношение, чем-то похожее по уровню как убийство царской семьи». В данном случае, по Роммелю, ритуал совершила Украина в интересах сатанинского Запада. «Бог ждал покаяния от украинского народа, чтобы снять с них печать неизбежной кары, — пишет он. — Но поскольку покаяния не произошло, кара явилась в виде ВС РФ, выступающих в роли Божьего «ангела смерти».

Два с половиной миллиона просмотров набрал ролик Роммеля с передовой, где он «в прямом эфире» повествует, как его с товарищем накрыла украинская «птичка», он закрыл товарища телом и остался без ноги. Каким-то чудом Роммель быстро оказался в госпитале, где выяснилось, что ногу ему не оторвало, только ступня повреждена осколками. Как героя, с забинтованной ногой и на костылях, его чествовали недавно в профильном шоу на НТВ. Ведущий задавал неудобные вопросы о семье, о девочке и фотосессии с моделями (оказывается, и такой эпизод был в житии «блаженного»), тот отвечал уклончиво.

Роммеля арестовали 30 сентября, по федеральным СМИ прошла новость, что ему грозит срок «вплоть до пожизненного».

Даже по нынешним «законам военного времени» у педофилов или подозреваемых в педофилии нет шансов заключить контракт с ВС РФ. Но тут незадача — Роммель его уже заключил, и 1 октября суд отпустил его на поруки командира воинской части в Луге.

Клауд Роммель в суде. Фото: соцсети

Клауд Роммель в суде. Фото: соцсети

Положительный образ героя-романтика-педагога-визионера создают как федеральные СМИ, так и собратья Роммеля по православной эзотерике, типа малофеевского «Царьграда».

После освобождения в зале суда Роммель пообещал: «Поеду в самые жесткие шторма. Оттуда живыми не выходят». Дескать, искуплю кровью.

На моей памяти это первый случай, когда в РФ освобождают из-под стражи обвиняемого в педофилии с лицом, не достигшим 12-летнего возраста. Несмотря на выдвинутые против Роммеля обвинения, еще в конце сентября он встречался со школьниками, рассказывал им о своем геройстве и о блаженном Татомире, начиная с речитативного набора благочестивых фраз: «Христос посреди нас — и есть, и будет!..»

Встреча Клауда Роммеля со школьниками. Фото: страница Клауда Роммеля во ВКонтакте

Встреча Клауда Роммеля со школьниками. Фото: страница Клауда Роммеля во ВКонтакте

Великорецкое православие

Очередной пример болезненного метания, по классическому выражению А.А. Жданова, «между будуаром и моленной»?

Феномен Роммеля дает повод поговорить о том, в какую сторону двинулось «православное возрождение» в России, уже не контролируемое официальной РПЦ.

Человек, которому является Иоанн Кронштадтский и который служит блаженному Матфею, объявляет себя реинкарнацией генерала Роммеля и «сыном иллюмината». Но его не направляют на психиатрическую экспертизу, а приглашают на федеральные каналы и принимают в Вооруженные силы, где присваивают позывной «Святой».

Активная личная жизнь и «медицинские массажи» 10-летней девочке не мешают ему называть себя «блаженным», приводить в пример свое благочестие: «Постился много, не употребляю матерную брань, не пью, не курю».

Местом духовной формации (своей и Ангелины) Роммель называет Великорецкий крестный ход — ежегодное православно-эзотерическое мероприятие, на которое сходятся царебожники, катакомбники, старообрядцы разных согласий, пророки, целители, визионеры… Чтобы уловить народную стихию глубинного православия, не надо смотреть официозный канал «Спас» или читать «Журнал Московской патриархии», а надо съездить летом в село Великорецкое Юрьянского района Кировской области, где в XV веке явилась чудотворная икона св. Николая, и двинуться с тысячами крестоходцев в 150-километровый путь.

Не все участники этого действа могут сформулировать его цель, но за время многодневного шествия охотно знакомят друг друга с житиями «потаенных» святых, пророчествами о скором конце света, живыми пророками и целителями. После очередного Великорецкого крестного хода и сам Роммель заговорил языком постсоветского пророка: «Определенные действия требуются и с РПЦ МП… Оперативно работают спецслужбы и обезвреживают многие напасти. Однако в этом году придется столкнуться с новыми игроками, которые, увы, хитрее… Великорецкий крестный ход по молитвам Николая Чудотворца сохранит Россию».

Корень конфликта народного благочестия с казенной церковностью в том, что последняя не удовлетворяет живое религиозное чувство, жажду потустороннего «здесь и сейчас». Так было в дореволюционной России, так обстоит дело и сегодня, после 35 лет «православного возрождения». Для народной веры важно чувство близости конца света, которое для официальной церкви превратилось в абстракцию, в «теологический символ». Патриарх Кирилл в своих попытках придать СВО апокалиптические смыслы объясняет призыв «воевать до победы» тем, что «победа» отсрочит конец света, и мы еще сможем пожить привычной и комфортной земной жизнью. Носителями казенной церковности часто являются люди успешные, встроенные в систему, бенефициары привилегированного положения РПЦ, носители же народной религиозности в массе своей социально неблагополучны, унижены властью, отторгнуты церковным истеблишментом.

Читайте также

Боевого крещения надо больше

Боевого крещения надо больше

РПЦ требует набрать на фронт еще 250 священников. Это признак скорой мобилизации или показатель пацифизма духовенства?

Духовно-мистические поиски Роммеля не встречали особого понимания в РПЦ, и вопрос о канонизации проповедуемого им Матфея Татомира пока не стоит на повестке дня. Патриарх больше озабочен не «народными», а официозными святыми, образы которых востребованы в рамках мифа о великой и непобедимой России, — адмирала Ушакова, генералиссимуса Суворова… Сама категория святости получает в официальной церкви выраженный военно-политический оттенок.

«Собственной святостью оправдаешь в себе любую мерзость»

Та церковная среда, которой близок Клауд Роммель, восприняла весть о его аресте с растерянностью. Знакомый со смотрителем Никольского кладбища епископ «альтернативной» Российской православной автономной церкви Григорий (в миру — доктор философских наук Василий Лурье) сказал «Новой», что считает маловероятным совершение Роммелем вменяемых ему преступлений. Отделить «педагогическое» от «педофильского» в данном случае очень трудно, грань едва заметна, а словам ребенка доверять сложно, говорит епископ. Он считает Клауда человеком наивным, в чем-то заблуждающимся, но искренним. Исходя из этого, отвергает предположение, что Роммель мог придумать историю с явлением Иоанна Кронштадтского, но считает необходимой психиатрическую экспертизу подозреваемого, недоумевая, почему она до сих пор не состоялась.

Комментаторы в православных блогах предсказуемо разделились на два лагеря. «Не будет православный воин себя на телефон записывать и блоги вести, — заявляет Василий Зверев. — Это от тщеславия и гордыни. А если видишь себя особенным, то позволишь себе и оправдаешь в себе любую мерзость. Как Ставрогин в «Бесах». Некоторые испытывают шок: «Он мне был симпатичен как православный воин. Сейчас узнала, что он из себя на самом деле представляет. Что же такое на свете делается, кому верить?» — пишет Полина. Но большинство сочувствует Роммелю: «31-летний парень уже ничего не хочет, кроме как умереть?.. Дайте ему шанс доказать невиновность». Популярна версия, что бывшая сожительница Клауда «решила прикарманить его большие военные выплаты, а самого посадить».

Религиовед Николай Митрохин усматривает в образе Роммеля идеальный архетип нынешней российской пропаганды: «Клауд — это, конечно, от Коннона Маклауда (фильм, а затем сериал «Горец»)… Талисман горно-танковых войск. Как такого в тюряге держать в часы российского наступления?» Ко всему сказанному можно добавить иммунитет на тему «педофилии в церкви», который выработался после десятков скандалов такого рода, да и в русской истории присутствовал (например, в эпоху Ивана Грозного). Иногда кажется, еще немного — и это явление тоже признают «традиционным»…

Читайте также

Педофилия в церкви — «у них» и «у нас»

Педофилия в церкви — «у них» и «у нас»

Как с этим будет жить католическая церковь и как эта проблема преломляется в России?

…По закону степень виновности Роммеля должен определить суд, дело засекречено, и мы не располагаем достаточным объемом материалов, чтобы делать выводы. Конечно, с судебной системой в России большие проблемы, а последние законы о выводе из-под суда и следствия абсолютного большинства обвиняемых/подозреваемых, если только те изъявят желание идти на СВО, — лишает нас остатков уголовного права. Впрочем, по идее, педофилов на СВО все-таки брать не планировали. В случае с Роммелем последнее слово за психиатрами — слишком многое в биографии и риторике этого парня свидетельствует о неадекватности.

Но что бы ни решила экспертиза, останется открытым вопрос: в той системе, где зло объявляется добром, а смерть — единственным смыслом жизни, возможно ли отличить преступление от героизма? Остались ли критерии?

* От греческого «ἔσχατος» («конечный, последний»). Богословское учение о конце этого мира.

Этот материал входит в подписки

Credo!

Вера. Неверие. Духовный поиск. Конец времен

Судовой журнал

Громкие процессы и хроника текущих репрессий

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow