Вспоминая театральную афишу Москвы, да-да, ту самую, бумажную, которая висела на углах домов, можно с уверенностью сказать, что с 60-х по 80-е годы левая колонка, то есть названия театров, была стабильна, как и вся система социализма.
Попытки создания новых театральных организмов, конечно же, предпринимались, но Министерство культуры СССР и управление культуры Моссовета держались, как царь Леонид под Фермопилами. Относительными удачами можно было считать похожее на высылку возникновение Театра на Юго-Западе и Нового драматического театра на Ярославском шоссе, чем основательно подорвали свое здоровье Валерий Белякович и Виктор Монюков. Еще можно бы вспомнить многочисленные старания Вячеслава Спесивцева, Марка Розовского, Анатолия Васильева, Евгения Славутина, Юрия Погребничко; ведь всем было очевидно, что такое явление, как «Московский театр», выстроенный еще поколением шестидесятников, сегодня просто умирает без обновления, без свежей крови, но… левая колонка афиши держалась, как список членов Политбюро.
И только благодаря горбачевской перестройке в конце 80-х на этой афише появилось название «Школа современной пьесы» Иосифа Райхельгауза, этот театр располагался уже в самом историческом центре Москвы, на Трубной площади, на спектакли было не попасть, в труппу вводились самые настоящие звезды как искусства, так и общественной жизни…
Но два года назад его имя оттуда исчезло. Исчезло, и все!
Мы договорились с Райхельгаузом об интервью, но Мастер был так эмоционален, что мои вопросы оказались вроде бы как и ни к чему, так что я даю нашу беседу с Иосифом Леонидовичем в форме его монолога, прерываемого моими краткими размышлениями. А предшествовали этой беседе многочисленные разговоры о том, что сегодня зрелый Мастер предпринимает попытку строительства своего нового театра здесь, в израильской Нетании.
— Нет, я свой новый театр пока еще не строю. Полтора года идут разговоры, но пока ничего реального. Мэр хочет, люди хотят, в Израиле театральное искусство безумно востребовано, вроде бы все нормально — но… они просто не понимают, что такое театр. Я член российского еврейского конгресса, много раз бывал в Израиле, и на гастролях, и на фестивалях, и просто по делам, мне тут, кстати, жизнь спасли в больнице Ассута, я люблю эту страну, но… у нас совершенно разная ментальность.
Понимаете, я сформирован совсем другой средой! Мне нужна четкость, конкретика! А начало все складываться здесь совершенно случайно: я пришел на вечер памяти Высоцкого просто как зритель, со сцены меня увидел Юлик Ким и вытащил рассказать о моих встречах с Владимиром Семеновичем.
После выступления ко мне подошел человек, сказал, что он работает в мэрии и хочет организовать мою встречу с мэром города Нетании, у нас тут этот пост занимает дама, которая давно уже хочет создать у себя русский театр.
Очень скоро, буквально через день, встреча состоялась, но я ей сразу сказал, что мой театр должен работать на нескольких языках, и она вроде бы сразу приняла это предложение, мы решили, что театр будет называться «А-Шолом» — «Театр Мира». Но… это все было уже полтора года назад! Да, я все понимаю — сначала ей нужно было пройти через выборы, потом эта война, будь она неладна…
Как странно Господь Бог выстроил свою драматургию: человека на его родине ударила ***, он уезжает от нее и почти сразу же попадает на другую! И эта другая война мешает жизни, творчеству, почти так же, как и та, первая, сделавшая Мастера изгнанником…
— Меня в России просто лишили работы, сказав, что «по политическим мотивам». Но я же патриот, я желаю стране только добра! А меня лишили театра, не дали набрать мастерскую в ГИТИС, закрыли спектакли в провинциях… Приписывают какие-то политические высказывания, но я ничего не говорил, кроме того, что я против *** с Украиной! Я не скрываю своих взглядов, а как я могу думать иначе, ведь я же одессит?
Для меня Украина такая же родина, как и Россия, ведь это же в течение большей части моей жизни была одна страна — СССР! Я всегда видел и сегодня вижу в Украине огромное количество недостатков, но это же не повод к ***!
И, кстати, меня никто не высылал из страны: у меня в Москве есть прекрасная квартира, которую мне выделил еще Юрий Михайлович Лужков, меня никто не лишал звания народного артиста России, я даже еще не совсем уволен из ГИТИСа, а мои студенты — главные режиссеры театров во многих больших провинциальных городах: Рязань, Тверь, Воронеж, Челябинск… Да и во многих московских театрах! Но для меня жизнь — это постоянная работа, я должен ставить спектакли, а в России мне ничего не дают ставить.
Творческий вечер в Кармиэле, Израиль. Фото: Борис Ладин
В этом Иосиф Леонидович не одинок. Для того чтобы перечислить режиссеров, актеров, продюсеров, которым сегодня не дают работать в России, понадобится отдельная статья на несколько тысяч знаков. Сколько же всего мы лишились, а? И это еще не вспоминая циклопические культурные потери, которые СССР понес в ХХ веке…
— Сейчас лучшие российские режиссеры работают за рубежом. Самый лучший режиссер мира — Дима Крымов, сын Анатолия Васильевича Эфроса, работает то в Америке, то в странах Балтии. А скоро премьера будет здесь, в Израиле. Между прочим, она назначена на февраль, а билеты уже раскуплены! Да, мы возвращаемся все к той же теме: в Израиле наличествует колоссальный театральный голод! Есть большие города, как вот Нетания — 300 000 населения, а профессионального театра нет! Люди ходят на абсолютно самодеятельные постановки, называющие себя театрами! Говорят: «О, хороший спектакль!» — значит, они вообще не видели хороших… Меня же тут несколько раз приглашали в Оперный театр… Ну что я могу сказать — прекрасный хор, прекрасный балет, великолепные музыканты, но — полное отсутствие сценографии и режиссуры!
Я не буду говорить о театрах, которые могут быть моими потенциальными конкурентами, это совершенно особая статья. Огромная трагедия — смерть блестящего режиссера Римаса Туминаса, который очень плодотворно начал работать в Израиле…
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Но, по большому счету, израильский театр нужно создавать! Здесь многого не понимают, ни в одном театре даже нет практики конкурса на пост художественного руководителя! А сейчас здесь, в Израиле, очень благоприятный момент: приехала огромная творческая алия! Колоссальные состоявшиеся таланты, вынужденные уехать из Украины и России, которые здесь не могут найти работу по специальности, а специальности у них разные, в театре не только же актеры! Не буду называть имен, но я встретил здесь потрясающего художника по свету из одного известного театра, постановщиков, музыкантов… И беда же совсем не в отсутствии денег…
Я тут встретил Володю Гусинского, моего старого знакомого по ГИТИСу, да и не только его, найти деньги для меня здесь не проблема, беда в ментальности! Вот для меня создан специальный фонд, в нем очень серьезные люди, например, брат премьера Натаньяху. Мне выделено помещение, но в нем сейчас консерватория, то есть детская школа искусств. Но его же нужно приспособить под настоящий театр, и режиссер, в данном случае я, должен быть абсолютным хозяином всего помещения! Мне говорят: «Вот помещение, вот сцена — играй спектакли», — опять ментальность! Они здесь просто не могут понять, что театр это не сцена и зал, это организм! Прокатывать можно антрепризу, но это же не театр!
Спектакль нужно создавать, выстраивать… В моем московском театре было 230 человек, из них только 50 актеров, а 180 — различные службы, цеха! Настоящий театр всегда убыточен, кроме, конечно, американской системы мюзиклов с несколькими составами, которые начинают зарабатывать деньги с первого дня. В Москве у меня, да и у всех, было три источника: кассовые сборы, государственная дотация и взносы от попечительского совета. Председателем попечительского совета у нас был Анатолий Чубайс, он, кстати, сейчас тоже здесь, в Израиле.
Творческий вечер в Кармиэле, Израиль. Фото: Борис Ладин
В разговоре с Иосифом Леонидовичем я не ощутил особых порывов ностальгии, но, конечно же, если учесть успешный опыт строительства настоящего и притом сверхпопулярного театра, беседа периодически скатывалась к воспоминаниям о Москве.
— Должен вам сказать, что как явление российский театр конца прошлого — начала этого века значительно сильнее советского, так превозносимого всеми. Они оба, конечно же, сильны кадрами, технологией, массовостью, но в советское время была страшная цензура, а до февраля 2022 года в моей России была полная театральная свобода, абсолютно никаких ограничений, и мы были в этом очень сильны. Вот футбол — совсем другое: им сильны Англия, Италия, Испания, а Россия — театральная страна! Можно считать, что в Москве и Санкт-Петербурге вообще сборная Союза. Да и весь блестящий литовский театр — тоже выпускники нашего ГИТИСа!
Школа, школа — самое главное. Вот пока нет театра, я здесь веду театральную школу, две мастерских — режиссура и актерское мастерство.
В Израиле совсем другая система взаимоотношений, здесь не платят режиссеру, а дают ему возможность работать, чтобы деньги платили те, кто у него учится, да и это не прямо ему!
Создается «амута», то есть фонд, в него платят ученики, и только часть этих денег идет мне. У меня тут очень разные ученики, есть юные, а есть совсем взрослые.
В артисте главное — внутреннее содержание, мне же и в Москве возраст актера не был важен, у меня там играли политики, журналисты… даже Жириновский играл. Ну и здесь есть врач, инженеры, педагоги! Я себе частенько задаю вопрос — а зачем же они ко мне ходят на занятия и платят деньги, ведь театра-то еще нет? Но у всех разные причины: несбывшаяся мечта, желание что-то делать помимо основной работы, потребность получить технологические знания. Если театр откроется — будет выход, но пока-то его нет! Хотя, с некоторыми учениками я репетирую уже бесплатно.
Во время этого разговора мне самому стало интересно, сколько же это еще может продолжаться? Ведь абсурд какой-то — всемирно известный режиссер, лауреат всех возможных российских премий, воспитавший блестящую плеяду не только режиссеров, но и актеров, работающих практически во всех театрах России, буквально бьется головой об очень доброжелательную, перспективную, но — стенку! Иосиф Леонидович сам вышел на эту тему.
— Еще таких несколько месяцев — и уеду к чертовой матери в Москву, арестовывать меня не за что! Буду жить не в съемном, а в собственном доме, хоть и без вида на Средиземное море, и оттуда буду ездить работать по приглашению. Есть же еще и русские театры в бывших союзных республиках, меня туда неоднократно звали на постановки, хотя… сейчас зовут реже, у меня больше нет своего театра за спиной, весь мир же любит главных режиссеров приглашать…
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68