Долгих шесть лет трудилась комиссия Межсоборного присутствия РПЦ по вопросам церковного права над проектом документа «О вопросах, касающихся молитвы с инославными христианами». Много воды утекло за эти годы: ковид, самоизоляция, призывы патриарха не ходить в храмы, потом его же призывы идти на СВО и канонические кары тем, кто смеет молиться за мир, а не за победу.
Орган, задуманный патриархом Кириллом как своего рода церковный парламент, но никем не избираемый и ни перед кем, кроме патриарха, не подотчетный, сгенерировал текст не слишком объемный, но по-военному четкий. Дополнив, по выражению опального диакона Андрея Кураева*, железный занавес занавесом кадильным.
Если документ будет утвержден Синодом (а поправки к нему, как отмечено в проекте, принимаются до 1 декабря 2024 года), то клириков РПЦ начнут карать не только за молитву о мире, но и за неправильные жесты, позу или одежду во время встреч с христианами, имеющими западное конфессиональное происхождение. Именно их члены комиссии подразумевают под термином «инославные».
РПЦ меняет идентичность
Документ начинается с цитирования Апостольских правил, датируемых II–III веками, об отлучении помолившихся с отлученными, об извержении признающих таинства еретиков и о недопуске их в храмы. Впрочем, во втором абзаце дается понять, что РПЦ эти правила не понимает буквально: по ее мнению, недопустимо только «сослужение» с еретиками, а к совместным молитвам надо подходить гибко.
За последние 35 лет Московская патриархия прошла извилистый путь от полновесного участия в экуменическом движении** и организации совместных молитв с католиками и протестантами в московских храмах до выхода из Конференции европейских церквей и полного разрыва общения с «первым по чести» в мировом православии Константинопольским патриархатом.
В начале 1990-х под влиянием консервативной критики со стороны Русской зарубежной церкви (РПЦЗ), которая открыла свои «альтернативные» структуры в России и набирала популярность, РПЦ пошла на уступки противникам экуменизма. Архиерейский собор 1994 года принял компромиссный документ «Об отношении Русской православной церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства», где решение вопроса о совместной молитве с инославными передается в ведение епархиальных архиереев — в зависимости от региональных условий. Собор 1997 года прямо раскритиковал «практику так называемых экуменических богослужений», хотя и не запретил их. Наконец, во вспомогательных документах собора РПЦ 2008 года, последнего при патриархе Алексии II, признается: «Публичные или частные молитвы с инославными для православных недопустимы».
Такая риторика всегда была чужда нынешнему патриарху Кириллу, который сделал свою карьеру именно в экуменическом движении. Еще в советские времена, будучи личным секретарем тогдашнего «министра иностранных дел» РПЦ митрополита Никодима (Ротова), 21-летним юношей он начал выезжать за границу — на заседания межхристианских организаций и на встречи с папой римским (о чем большинство юношей того времени и помыслить не могли). В 1971–1974 годах служил представителем РПЦ при Всемирном совете церквей в Женеве, с 1975 года до 1990-х входил в руководящие органы этого совета.
Никодим, а вслед за ним и Кирилл делали особый акцент на сближении с католической церковью — наставник будущего патриарха скончался в 1978 году на приеме у папы. А в 1969 году по инициативе Никодима Синод РПЦ разрешил католикам принимать православные таинства, если у них нет доступа к священнику своей церкви. Логично, что именно Кирилл стал первым в истории московским патриархом, который встретился с папой римским (в 2016 году в Гаване). Кирилл и Франциск подписали тогда вполне экуменическую декларацию, в которой говорится об «общем духовном Предании» и «согласном свидетельстве истины» двух церквей.
Митрополит Пимен и Митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим. Фото: В. Кунов и Б. Трепетов / Фотохроника ТАСС
Кирилл и теперь приглашает католических прелатов на свои пышные богослужения в храме Христа Спасителя. И авторы антиэкуменического документа подгоняют свое «учение» под вкусы и привычки начальника. Присутствие инославных на богослужениях, говорится в проекте, опубликованном 1 октября, «определяется священноначалием, исходя из церковной икономии… При приглашении инославного священнослужителя на торжество в православный храм следует предложить ему присутствовать во внебогослужебной одежде». В позднесоветский период практика РПЦ была иной: на самой торжественной службе в честь 1000-летия Крещения Руси высокие католические гости стояли хоть и в легкой, но все же богослужебной одежде.
Поражает педантичная «деликатность» документа! В эпоху, когда клирики РПЦ кропят святой водой танки и ракеты, по другую сторону воюют тоже православные христиане, текст регламентирует жесты и позы священнослужителей на инославных службах:
«Должен встать… Не должен проявлять внешние знаки своего участия в этой молитве». Во время общей трапезы (которая — в теории — с еретиками тоже невозможна) важно благословлять еду не одновременно с еретиком, а по отдельности.
Авторы не идут дальше внешней стороны описываемых ими практик, не касаются ментального и психологического аспектов такого двусмысленного поведения. А жаль! Мы бы смогли узнать о таком феномене позднесредневековой схоластической духовности, как Reservatio mentalis («Блокировка ума»). Основатель экзистенциального психоанализа, австрийский психолог Виктор Франкл дает ему такое определение: «Мысленные оговорки, из-за которых высказывание или обещание теряет свою нравственную обязательность». С помощью этого метода можно как бы участвовать в инославном мероприятии (внешне), но как бы и не участвовать в нем (умом).
Reservatio mentalis довел до совершенства основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола, учивший тому, как «путем различения трех степеней нужды, двух категорий средств и трех разрядов потребностей» оправдывать любое необходимое в данных условиях действия, даже если формально оно выглядит греховным. «Это не богословие и не каноны, — комментирует казуистику документа Кураев. — Это чисто политический азарт самоизоляции. Ну типа давки импортного сыра бульдозерами в 2014 году. Придет новая «разнарядка» — поменяются и эти «канонические предписания».
Андрей Кураев. Фото: Павел Смертин / ТАСС
А еретики кто?
Понять новый продукт патриархийной канцелярии невозможно, не разобравшись с тем, кого его авторы называют инославными, ведь в тексте не приводится ни одного примера конкретной конфессии. Из факта цитирования древних правил о еретиках можно заключить, что все инославные для авторов суть еретики. «Православная энциклопедия», издаваемая по благословению патриарха, четкого определения термину «инославные» не дает ограничиваясь словами о том, что это все неправославные христиане. Правда, тут же оговаривается, что, например, старообрядцы или адвентисты инославными не являются. Тождество инославных с еретиками прямо не устанавливается, но дается отсылка к статье «Ересь», где еретиками именуются последователи «ошибочного учения, искажающего фундаментальные основы христианской веры». Однако разобраться, где заканчиваются фундаментальные основы и начинаются просто основы, невозможно. Это скорее можно почувствовать, чем рационально понять.
Массовое церковное сознание под еретиками понимает «сектантов»-протестантов и «папистов»-католиков. Либерально настроенные богословы говорят, что в научном смысле еретиками можно называть только древних лжеучителей, осужденных Вселенскими соборами. Но и в этом случае получается, что под определение подпадают протестанты — баптисты, пятидесятники, адвентисты и т. д. Ведь они, например, отвергают иконопочитание, а ересь «иконоборчества» была осуждена VII Вселенским собором (787 год).
Авторитетный для РПЦ святой XIX века Игнатий Брянчанинов дает такое определение ереси:
«Страшный грех, заключающий в себе хулу на Святого Духа, совершенно отчуждает человека от Бога и предает во власть сатаны. К ересям должно отнести и то учение, которое, не прикасаясь ни догматов, ни таинств, отвергает жительство по заповедям Христовым».
А если это так, то не вправе ли мы (о ужас!) задаться вопросом о том, не причастны ли ереси патриарх Кирилл и единомысленные ему епископат и клир РПЦ? Задаться ведь можно?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Послушаем и ответы авторитетов современного христианского мира. Наверное, правильно будет начать с католического — коль скоро Кирилл посвятил примерно 50 лет своей жизни сближению с Римской церковью. 74-летний швейцарский кардинал Курт Кох сегодня возглавляет Папский совет по содействию христианскому единству, то есть занимает должность, аналогичную той, которую имел Кирилл перед своим избранием на патриаршество. 29 июня 2022 года в интервью одному из немецких изданий он заявил:
«Это ересь, когда патриарх пытается узаконить *** в Украине ссылками на псевдорелигиозные причины… Если русские и украинцы [как говорит Кирилл] происходят от одной крещальной купели, но русские сегодня ***, то это единство уничтожено».
Кардинал Курт Кох. Фото: Михаил Метцель / ТАСС
Кардинал рассказал о своем контакте в первые дни СВО с митрополитом Иларионом (Алфеевым), тогда возглавлявшим отдел внешних церковных связей Московского патриархата. Обсуждалось совместное миротворческое заявление папы Франциска и патриарха Кирилла, но идея была отвергнута Москвой. Вместо этого Кирилл в середине марта 2022 года провел полуторачасовой диалог с папой, убеждая понтифика в обоснованности СВО ссылками на события в Одессе 2 мая 2014 года и на подлетное время ракет НАТО до Москвы. По итогам той беседы папа назвал Кирилла «алтарным мальчиком» Путина. С тех пор экуменических контактов РПЦ с католической церковью на высшем уровне не было. Все, что созидалось трудами еще митрополита Никодима с 1960-х, оказалось ненужным.
Лидер мирового православия Вселенский патриарх Варфоломей согласен с оценками нового учения РПЦ после 24 февраля 2022 года как ереси. В своем докладе на конференции в Абу-Даби 10 декабря 2022 года он характеризовал «богословие СВО» как постмодернистское неоправославие. В марте 2023-го, в ходе своего визита в Вильнюс, где был восстановлен экзархат Константинопольского патриархата, Варфоломей предсказал, что РПЦ уже не вернется в экуменическое движение, а заботу о православной пастве на территории России со временем придется взять на себя Константинополю.
Утрата РПЦ христианской идентичности заметна и людям, далеким от нюансов православного богословия, — например, депутатам ПАСЕ, которые 17 апреля нынешнего года приняли резолюцию № 2540.
«Иерархия Московского патриархата Русской православной церкви, включая патриарха Кирилла, — говорится в документе, — отстаивает идеологию «русского мира», объявляя *** против Украины и «сатанинского» Запада «священной войной всех русских», призывая православных верующих пожертвовать собой».
Уже упоминавшийся диакон Кураев, вынужденный переехать из Москвы в Прагу, с июня нынешнего года сопровождает каждое упоминание о патриархе в своих блогах припиской, что этот деятель официально исповедует ересь евномианства, или мессалианства, осужденную Вселенскими соборами первого тысячелетия. Излагая свои восторги по поводу переезда рублевской «Троицы» из Третьяковской галереи в действующий храм Троице-Сергиевой лавры, 22 июня Кирилл буквально заявил следующее: «Через искусство преподобный Андрей сумел выразить саму сущность Божества». Православная церковь учит, что сущность Бога непознаваема, а человек может приобщиться к Богу только через Его энергии (действия).
…В общем, почтенная комиссия Межсоборного присутствия РПЦ слегка опоздала со своим документом о способах дистанцирования от «инославных».
Все сказанное и сделанное РПЦ за последние два с половиной года уже так дистанцировало ее от западного христианского мира, что желающие молиться с нею вместе «за победу» там едва ли найдутся.
По крайней мере, среди лидеров респектабельных церквей. Так что разговоры о том, какую позу выбирать во время такой молитвы или каких жестов не совершать, носят чисто умозрительный характер. Они прикрывают моральную наготу.
* Минюстом РФ внесен в список «иноагентов».
** Экуменическим движением (от греческого слова οἰκουμένη — «ойкумена, населенное пространство») называется совокупность институтов, практик и доктрин, нацеленных на более тесное общение христиан разных конфессий, отказ от претензий какой-либо церкви на исключительность, переоценку догматического учения и в конечном счете создание единой организации («суперцеркви»), которая вобрала бы в себя все множество исторически сложившихся христианских конфессий и деноминаций.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68