КомментарийПолитика

«Тефлоновый Марк»

У НАТО сменился генсек. Но для России на Западном фронте без перемен

«Тефлоновый Марк»

Марк Рютте стал 14-м генеральным секретарем НАТО. Фото: АP / TASS

Беспокойное десятилетие

На капитанском мостике НАТО произошла смена вахты. Голландец Марк Рютте сменил норвежца Йенса Столтенберга. Но при нынешней политической погоде не стоит ожидать смены курса в отношениях между западным военным альянсом и Россией. Единственной интригой остались президентские выборы в США.

Их результат важен для судьбы НАТО, но не настолько, чтобы привести к крутому повороту 1990-х, когда западная граница России стала самой безопасной, а контакты на всех уровнях самыми тесными. Кандидаты в лидеры ведущей натовской державы по-разному формулируют свои взгляды на роль альянса, но оба — за его усиление, особенно восточного фланга в Европе. Нюансы в том, кто и сколько будет за это платить.

Начиная с Манфреда Вернера, который первым из генсеков НАТО слетал в Москву и встретился там с Михаилом Горбачевым,

все топ-менеджеры альянса заявляли о стремлении выстроить такие отношения с Россией, которые бы учитывали ее размеры, историю и, что важно, особость, покончили бы с конфронтацией образца холодной войны.

Об этом говорили мне в интервью Вилли Клас, Хавьер Солана, Джордж Робертсон, Яп де Хооп Схеффер, Андерс Фог Расмуссен… У Йенса Столтенберга, с которым мы беседовали в мае 2015 года, уже не было слов о партнерстве и сотрудничестве. Но еще были слова о «сохранении открытых каналов политического диалога». Это в самом начале периода «после Крыма». Потом и их не стало.

Генсек НАТО не управляет вооруженными силами НАТО. Верховный главнокомандующий — всегда американский генерал, а политический глава альянса — всегда европеец. Но он не определяет политики блока, а только выстраивает компромиссы между государствами-членами, обходя возможные противоречия, выражает «наименьший общий знаменатель» согласия и объявляет общие решения. Они всегда принимаются консенсусом, но заведомо подразумевается, что голоса только формально равны. Фактически решающее слово — за США.

Ушедший генсек находился на этом посту 10 лет. Только голландец Йозеф Лунс был дольше (с 1971 по 1984 год). Но на долю Столтенберга выпало несравнимо более насыщенное десятилетие.

Он рассказывал, что в начале 2014 года, когда у него спросили согласия стать генсеком НАТО, он пошел за советом к отцу. Тот еще в 1950-х годах начинал на дипломатической службе в Норвегии и побывал министром обороны и министром иностранных дел. Отец не был в восторге от идеи, что его сын из кресла премьер-министра Норвегии переместится в Брюссель и проведет там несколько скучных лет: ведь в НАТО не так уж много чего происходило. Все статично и тихо.

Но «статичность» закончилась как раз в 2014 году. На десятилетие Столтенберга пришлось немало событий и явлений: присоединение Крыма к России и военные действия в Донбассе, которые в НАТО назвали «возвращением войны в Европу», подъем ИГИЛ*, запрещенного в России и еще много где, беспрецедентный рост конкуренции Китая с Западом, пандемия COVID-19, начало российской СВО против Украины. Изощренные кибератаки стали серьезной трансграничной угрозой, а изменение климата — важным фактором, влияющим на международную безопасность.

Североатлантическому союзу пришлось пережить позорное бегство из Афганистана после двух десятков лет военного присутствия. По словам самого Столтенберга, то, что начиналось как контртеррористическая спецоперация, превратилось во всеохватывающую миссию по строительству нации. Выявилась граница между тем, что военный блок может, а чего не может.

Норвежцу пришлось выслушать приговоры, что руководимая им организация «устарела» (Дональд Трамп), находится в состоянии «смерти мозга» (Эмманюэль Макрон). Правда, после 2022 года авторы отозвали или нюансировали эти эмоциональные определения.

1 октября 2024 года. Йенс Столтенберг (справа) приветствует нового генерального секретаря НАТО Марка Рютте. Фото: АP / TASS

1 октября 2024 года. Йенс Столтенберг (справа) приветствует нового генерального секретаря НАТО Марка Рютте. Фото: АP / TASS

Между временем надежд и реальностью

Именно после 2014 года произошел перелом от разоружения к вооружению, от сокращения военных расходов к наращиванию, от вывода американских войск и вооружений из Европы к их возвращению. Расширение НАТО на восток, которое было сначала политическим, дополнилось военным: инфраструктура и постоянное присутствие натовских сил распространились на территорию «новых» членов альянса на восточном фланге.

Численность боеспособных частей НАТО выросла там от нуля до десятков тысяч (восемь боевых групп в странах Балтии, Польше, Румынии). Число военнослужащих НАТО в состоянии высокой готовности доведено от нескольких тысяч до полумиллиона. Европейские страны НАТО увеличили инвестиции в новые вооружения (например, закуплено около 600 самолетов F-35). Если в 2014 году только три страны-члена (США, Великобритания и Греция) тратили на оборону не менее 2% своего ВВП, то в этом году — 23 из 32 стран. И эта тенденция усиливается.

При Столтенберге к НАТО присоединились Черногория и Северная Македония, а после начала российской СВО — ранее убежденные нейтралы Финляндия и Швеция. Особое место заняла Украина, которой, правда, на Вашингтонском саммите нынешнего года пока только обещано неотвратимое членство в НАТО.

Если в 2014 году альянс, по словам бывшего генсека, оказывал Украине «лишь незначительную поддержку», то теперь она «огромна». И НАТО координирует поддержку через созданное специально новое командование в германском Висбадене. Создается совместный центр обучения и оценки в польском Быдгоще.

Судя по всему, альянс настроен на дальнейшее наращивание поддержки Украине, потому что считает угрозу ее поражения угрозой всему западному миру.

Строитель консенсуса

1 октября Столтенберг передал эстафету бывшему премьер-министру Нидерландов Марку Рютте. Того прозвали Тефлоновым Марком за способность выбираться из любого политического кризиса. Поэтому в европейской политической элите его рассматривают как строителя консенсуса и создателя коалиций. У него есть для этого соответствующие опыт и знания. Он возглавлял коалиционное правительство, которое состояло, как это обычно бывает в Нидерландах, из целой гаммы партий с разными программами и не всегда схожими интересами.

Они похожи разве что высоким ростом и спортивной осанкой. Обычно сияющий улыбкой, которая располагает к открытой беседе, далеко не лишенный чувства юмора и склонный тонко пошутить, Рютте не похож на своего предшественника — подчеркнуто серьезного в общении, аскетичного на вид норвежца. Да, признал новый генсек на инаугурационной пресс-конференции, мы с ним разные по стилю, но политическая повестка дня в НАТО у нас одна.

Рютте происходит из самого что ни на есть среднего класса — основы голландского общества. Седьмой ребенок в традиционной кальвинистской семье. В детстве отличался тонкой натурой и мечтал стать пианистом. В Лейденском университете изучал историю. Потом был на сугубо прозаической должности в Unilever — транснациональной компании, производящей потребительские товары (маргарин, мыло…). Далее — в профессиональной политике.

Марк Рютте. Фото: picture alliance / Dutch Photo

Марк Рютте. Фото: picture alliance / Dutch Photo 

Знакомя читателей с Рютте, журналисты обычно пишут, что он из своего довольно скромного дома в Гааге ездит на премьерскую работу на велосипеде. Но кого удивишь состоятельным голландцем на велосипеде и живущим не во дворце за высоким забором? Генсека Фога Расмуссена, например, я встречал в трениках на пробежке по Камбрскому лесу в Брюсселе. Или вспоминают, как премьер Рютте сел за рояль, который стоит под сводом гаагского вокзала в публичном доступе, и что-то сыграл. Да, но генсек Вилли Клас вполне профессионально дирижировал симфоническим оркестром Бельгии.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Год назад Марк Рютте, который к тому времени проработал на премьерском посту беспрецедентные для Нидерландов 13 лет, объявил, что вообще уходит из политики. В праволиберальной партии (VVD), которую он возглавлял, сочли миграционную политику правительства слишком мягкой на фоне сдвига общественных настроений вправо. Как политик-либерал он не смог преодолеть популистский тренд. Четырехпартийная коалиция распалась, и на новых парламентских выборах победила ультраправая Партия свободы (PVV) Герта Вилдерса. Рютте ушел в отставку, но несколько месяцев оставался исполняющим обязанности премьера до формирования нового кабинета.

Уходить из политики передумал. В октябре прошлого года дал понять, что претендует на пост главы НАТО. С его бэкграундом, известностью и контактами в среде руководителей стран альянса у 57-летнего голландского политика были все шансы быть избранным. Последним конкурентом был президент Румынии Клаус Йоханнис, который в конце концов отказался продолжать гонку. Будучи убежденным атлантистом, Рютте заручился поддержкой США, а потом и большинства других натовских стран.

Украина — инвестиция в собственную безопасность

Не последнюю роль сыграла активная проукраинская позиция Рютте. Будучи премьером, он продвигал поставки оружия Украине, способствовал передаче Киеву гаубиц и истребителей F-16 нидерландских вооруженных сил, созданию центра обучения пилотов.

Представляясь журналистам в первый день на своем посту, Рютте назвал поддержку Украины одним из трех приоритетов, на которых намерен сосредоточиться, поставив Украину на второе место. Первый — это обеспечить альянсу средства и вооружения «для защиты от любой угрозы», третий — решить растущие глобальные проблемы евроатлантической безопасности.

«Поддержка Украины — это правое дело, а также инвестиция в нашу собственную безопасность, потому что независимая и демократическая Украина жизненно важна для мира и стабильности в Европе», — сказал он.

И пояснил, почему он так считает. Цена поддержки Украины намного ниже, чем та, которую заплатили бы страны НАТО, «если позволить Путину добиться своего».

Марк Рютте. Фото: АP / TASS

Марк Рютте. Фото: АP / TASS

У Рютте давняя личная неприязнь к российскому лидеру, связанная с крушением рейса MH17 в 2014 году над Донбассом, в результате которого погибло почти 300 человек, в основном граждане Нидерландов. И недоверие, связанное с ходом расследования и судебного процесса в окружном суде Гааги, за которым он внимательно следил, изучая до деталей все материалы. Рютте считает, что Кремлю нельзя доверять, и «по личному опыту знает, что конфликт в Украине не ограничивается линией фронта».

На саммите в Вашингтоне лидеры стран НАТО согласовали пакет поддержки Украины, включая создание специального командования НАТО, долгосрочные финансовые обязательства и «необратимый путь к членству».

«Я буду работать с союзниками, чтобы гарантировать, что мы полностью реализуем наши решения и продолжим приближать Украину к НАТО», — заявил Рютте, очевидно, выражая преобладающий настрой натовского большинства относительно цены разных вариантов исхода конфликта.

Кто бы ни выиграл в Вашингтоне

Удивительно, но у Рютте сложились хорошие отношения с Дональдом Трампом со времен, когда первый был премьером Нидерландов, а второй — президентом США. Трамп даже называет Рютте другом, хотя закоренелый либерал из Голландии решительно против изоляционистской экономической политики американского республиканца, который в риторическом порыве обещал разогнать НАТО как бесполезного нахлебника.

Голландец сказал журналистам, что сработается с любым американским президентом, кто бы ни победил на выборах. В конце концов, и Трамп не против НАТО, а против недостаточного вклада европейских натовцев в свою оборону. В чем новый генсек с ним полностью солидарен.

Читайте также

Продавец и покупатели со своими рубашками

Продавец и покупатели со своими рубашками

Чего удалось, а чего не удалось добиться Владимиру Зеленскому в Нью-Йорке и Вашингтоне

Первый из трех приоритетов, который сформулировал Рютте, можно выразить просто: больше самого современного оружия, не жалея средств. Их у НАТО заведомо больше. А это значит объединение, слаживание и усиление ВПК. Прежде всего — развитие европейского.

«Крупные компании оборонной промышленности будут иметь больше смен, будут работать по пять, шесть смен в неделю, включая выходные, чтобы производить то, что нам нужно с точки зрения ракет и всего остального», — мечтает новый генсек НАТО.

* Запрещенная в РФ террористическая организация.

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow