КомментарийОбщество

Перезвоните позже

Почему мессенджеров много, а счастья и «интероперабилити» — всё нет?

Главное средство нашего общения — мессенджеры — под угрозой. Новости, которые мы узнаем из тех же мессенджеров, поступают с разных сторон. Блокировки, удаление контента, проблемы с шифрованием. Безопасное и удобное общение кажется мифом, и нет приложения, которое обеспечит нам главное — комфортную среду для коммуникаций, на которые приходится большая часть нашей жизни.

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Если совсем коротко, то на сегодняшний день самое безопасное средство общения — iMessage от Apple, по умолчанию встроенное во все модели iPhone. Корпорация до последнего борется за пользователей с самыми могущественными врагами — ФБР, АНБ и Конгрессом США. Доказательств, предъявленных в уголовных делах, что данные были добыты с помощью компании, на сегодняшний день не существует.

Но есть проблема: не у всех есть iPhone. Это работает лишь в рамках экосистемы Apple. И при всех технологических достижениях — от шифрования до стикеров — эта радость, увы, доступна не всем и, соответственно, не получает массового распространения.

На этом месте стоит погрузиться в историю.

После появления ICQ (тут читатель, скорее всего, вспомнит характерный звук установки соединения с чатом), отрасль задумалась о модном тогда слове «интероперабилити» — возможности отправлять сообщения из одного мессенджера в другой. Но все пытались идти своим путем, и потому инициативы проваливались. Каждый хотел создать собственный протокол, принципиально несовместимый с конкурентами.

Была надежда на протокол XMPP. В теории это открытый протокол, который позволяет построить среду для всех. Используешь его в своем приложении — и всем счастье, ведь пользователь может отправить сообщение из одного мессенджера в другой. И надежда была очень близка: один из крупнейших мессенджеров на тот момент, Google Talk, все это умел. Но что-то пошло не так.

Главный прорыв в общении был не в передаче сообщений, а в голосовых звонках. Революцию осуществил Skype, упростив все до зеленой и красной кнопок. Это были времена, когда наши бабушки освоили интернет-общение.

Создание удобного интерфейса для масс уже стало прорывом.

А потом появился Viber. В общем-то, не самое симпатичное и в технологическом смысле совершенное приложение дало взлет международным звонкам и красивым стикерам.

Все было хорошо, пока не пришли WhatsApp и Telegram. Первый выехал на прозрачной интеграции с записной книжкой, второй поначалу — на собственном протоколе и личности создателя. Павел Дуров благодаря брату и, безусловно, талантливым участникам олимпиад смог тягаться с конкурентом, которого позже купил Марк Цукерберг.

Итак, что мы имеем на сегодня? WhatsApp — часть большой корпорации и, несмотря на появление каналов, комьюнити и сториз, обладает слабыми социальными функциями. Telegram — мощная платформа с большой инфраструктурой. Но доверие к создателю падает с каждым днем: вот уже после задержания изменились правила, и компания все чаще начинает предоставлять данные государственным органам.

Есть экзотика типа Signal, но считать аудиторию, которая шифруется от посторонних, массовой было бы наивно.

Можно вспомнить и другие решения, в том числе с открытым кодом и децентрализованные. Но то ли интерфейс, то ли отсутствие тех самых пресловутых стикеров до сих пор делают эти аппы экзотикой.

Читайте также

Руссо программисто, облик аморале

Руссо программисто, облик аморале

Увольняя «по паспорту» российских айтишников, компания ABBYY делает большой подарок Путину, увеличивая число его сторонников

Попытки создать что-то новое случаются регулярно, в том числе в отдельных социальных группах. Так, фонд «Иннотех XXI» анонсировал создание мессенджера для православных, где социальную часть, судя по всему, будут выполнять страницы храмов.

Читать такое грустно. Формально создать мессенджер «не для всех» сегодня не проблема. Есть множество открытых и корпоративных решений. Единственное, что требуется, — поменять логотип и придумать название. Как донести продукт до аудитории и заставить ее им пользоваться — неважно. То, что аналоги провалились с треском, никого, видимо, не интересует.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Фото: : IMAGO / Sportimage

Фото: IMAGO / Sportimage

Мессенджер, как и социальная сеть, должен быть для всех и про все. Как бы ни хотелось создать отдельный продукт для любителей котиков, жизнь этих людей чуть более разнообразна, чем обсуждение меховых тварей.

Есть друзья с другими интересами, есть семья с отдельными заботами, есть окружающий мир, которого наши пристрастия не особо волнуют.

То, что для всех — круче, отлично иллюстрирует история приложения Discord. Если изначально это было решение для геймеров, которым необходима координация в играх, то сегодня это универсальная платформа, полноценный конкурент корпоративному Slack. Впрочем, и над ним висит угроза в лице Роскомнадзора — не сегодня так завтра могут заблокировать, что для многих пользователей будет равносильно превращению в тыкву.

В общем, как ни крути, а счастья нет. И проблема не в передаче сообщений. Чат сегодня есть в любом приложении — от игр до банковских клиентов. И с социальной частью вопросов нет. Да, в России, с ее изуродованным медиапространством, телеграм-каналы стали явлением. Но для публичной дистрибуции идей и мемов мир справляется с помощью Instagram*, где, к слову, тоже есть функционал частной переписки — продвинутый и встроенный в общую инфраструктуру Meta*.

Читайте также

В России анонсировали запуск «православного мессенджера» для общения и сборов пожертвований на храмы

В России анонсировали запуск «православного мессенджера» для общения и сборов пожертвований на храмы

Но массовое решение для свободного, удобного и безопасного общения отсутствует. Видимо, потому, что эти факторы — взаимоисключающие. Хочешь удобства — иди в большие компании, но там и со свободой проблемы, и с безопасностью.

Хочешь шифрования — ставь Threema, но не забудь перед этим получить техническое образование. Для обычного пользователя слишком сложно.

Хочешь свободы — добро пожаловать в мир открытых децентрализованных решений. Но и там проблемы — как минимум с дизайном. Все это выглядит так, будто сделано, мягко говоря, на коленке.

Проблемы не только внутри. Главная беда происходит на стадии регистрации, когда вас просят ввести номер телефона. Если на этапе развития синхронизация с записной книжкой и поиск контактов были залогом успеха, то сегодня доступ к самому важному оказывается завязанным на оператора. Потеряли SIM-карту — прощай, родной аккаунт. Последняя история с Google, когда из-за ошибки с номерами пользователи не могут создать учетную запись, тому подтверждение.

Бесконечная регуляция, реклама, отсутствие безопасности, избыточный или, наоборот, скромный функционал, централизация и очевидные дыры в архитектуре. Попытка использования нескольких решений, и как результат — боль от мучительных воспоминаний, где проходила переписка. Сны о BlackBerry communication hub (давно почившем в бозе решении, которое объединяло все мессенджеры) уже давно ушли. Полный коммуникационный бардак.

На первый взгляд сегодня нет альтернативы. Насиловать окружающих, настаивая на определенном приложении, не получится — приходится подстраиваться под массы, которые, кстати, плевали на безопасность. Отказываться от общения — тоже не вариант. Мы существа социальные. Терпеть, бояться, плеваться в экран?

Если не брать во внимание фриковатые идеи типа мессенджера для православных, то сейчас отличное время для появления новых инструментов. Учитывая, что отрасль обычно отвечает на социальные и политические вызовы, что-то свежее не за горами. Остается надеяться, что пока одни плачут, колются и жрут кактус, другие занимаются разработкой. И скоро мы получим новое сообщение. Из нового мессенджера.

Читайте также

«Дуров — игрок», и игра продолжается?

«Дуров — игрок», и игра продолжается?

СМИ: глава Telegram активно сотрудничает со следствием и пунктуально отмечается в полиции

* Компания, которой принадлежат Facebook, WhatsApp и Instagram. Ее деятельность в РФ признана экстремистской и запрещена.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow