КомментарийКультура

Квадратный корень из БГ

Михаил Эдельштейн — о творчестве позднего Гребенщикова* в целом и о его новом альбоме в частности

Квадратный корень из БГ

Борис Гребенщиков. Фото: Юлия Харина

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ГРЕБЕНЩИКОВЫМ БОРИСОМ БОРИСОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ГРЕБЕНЩИКОВА БОРИСА БОРИСОВИЧА.

Традиция последних лет — раз в несколько месяцев «БГ+» (группа Бориса Гребенщикова*, пришедшая на смену «Аквариуму») записывает несколько песен и выкладывает на интернет-платформе Bandcamp. Хочешь — плати (рядом с альбомом обозначена гибкая цена), не хочешь — слушай так. Предыдущий альбом с четырьмя композициями вышел в апреле. Последний, с шестью, — только что.

Названия как такового у нового альбома нет. Вместо него символ — солнце под знаком квадратного корня. О рецензентах в нирване явно не заботятся.

Обложка нового альбома БГ

Обложка нового альбома БГ

Первая мысль при взгляде на трек-лист — БГ записал что-то концептуальное по «Гарри Поттеру». Названия песен вроде бы говорят сами за себя: «У Нимфодоры», «Феникс». И даже первые строчки подходят: «У Нимфодоры падает из рук, / И в седине оттенки голубого» (вы же помните, что Нимфодора Тонкс, жена оборотня Римуса Люпина, была метаморфом, и ее волосы то и дело меняли цвет?).

Но дальнейшее под «Гарри Поттера» никак не подогнать. Кажется, БГ вспомнил про друга молодости Джорджа Гуницкого и решил сочинить нечто по-обэриутски абсурдное в духе «Треугольника»:

А в остальном все как во всех домах:
В гостиной размножаются впотьмах
Седые огнедышащие куры…

Самая злободневная вещь из шести — «Плохая песня», напоминающая своим отчаянием об альбомах «Соль» и «Время N»:

Завтра закрыто на переучет,
Под лежачий памятник вода не течет.

Впрочем,

грань между «актуальным» и «вечным» всегда довольно условна, а уж у БГ и подавно.

Давным-давно, в декабре 1989 года, «Аквариум» давал концерт в Минске, и в паузе БГ обратился к залу: «Ребята, я не знаю, уместно это или нет, но хочется сказать, что вчера умер академик Сахаров. Мы без него были бы в гораздо худшем месте, чем мы есть сейчас. Поэтому хочется почтить его память и благослови Господь его душу. Песня не по этому поводу, но она имеет отношение к России» — и начал петь «Я связан с ней цепью, цепью неизвестной длины». Того самого «Ангела», который 35 лет спустя открывает новый альбом. Хотя уж в «Ангеле»-то, казалось бы, никакой гражданской ноты нет, и любой составитель хрестоматий без колебаний отнес бы его в раздел «любовная лирика».

Борис Гребенщиков. Фото: Юлия Харина

Борис Гребенщиков. Фото: Юлия Харина

Кто-то из критиков (кажется, Андрей Синявский) говорил, что «чистое искусство» — это не когда поэт пишет про цветочки и птичек, а политики демонстративно не касается. Нет, «чистое искусство» — это когда пишешь про что хочешь. Сегодня тебя вдохновили птички, а завтра захотелось высказаться про президента — зарифмовал и его.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Это, конечно, про БГ. Он может записать альбом индуистских мантр с хором учеников Шри Чинмоя, а в следующий альбом включить песню «Духовный лидер» — дальнее эхо «Гуру из Бобруйска» Майка Науменко:

Как учил нас Будда четыре сбоку,
Мы переставим банкоматы лицом к востоку.
Огонь на площади весел и неистов,
Кончай бухать, пойдем вешать декабристов.

И это не духовный поиск, тем более не метания или внутренние противоречия — он давно нашел все, что хотел, и именно поэтому может позволить себе все, что угодно. В том числе смеяться над собой и своими святынями.

Вот и в новом альбоме «духовность» и гротеск, гражданская скорбь и «мы идем вне времени» — все перемешано так, что целое при всем желании ни под какую концепцию не подстроишь.

БГ вообще давно уже равен себе. Он сочиняет «песни БГ», щедро цитируя себя прежнего и даря «радость узнаванья» фанатам (так, строчка «А если что-то не так — всегда есть семеро из-под камней» должна порадовать тех, кто помнит, что некие «Семеро Из-Под Камней» были указаны как авторы на инструментальном альбоме БГ десятилетней давности «Сюита Ф»). И даже когда прямых цитат не обнаруживается, все равно кажется, что все пропетое — одна большая цитата. Он рассыпает по тексту шарады и сам же это обыгрывает: «Пускай мои слова звучат, как будто это шарада, и каждая нота, как будто бы она ни о чем». Он загадывает загадки — а ну-ка, ответьте, кто такие «зимогоры»? Правильно, это диалектное слово для обозначения бродяги, оборванца. Поэтому «у зимогоров рай — теплый дом, полна чаша и дым столбом».

У одного моего друга есть присловье: «Это было в те далекие времена, когда БГ был гением».

На самом деле гений никуда не делся — просто его мир уже построен, все кубики на месте. Остается подкрашивать окна, подновлять орнамент, надстраивать декоративные башенки. Да, за любую из этих башенок иной строитель отдаст полцарства и коня в придачу.

Ну так на то он и БГ.

Но помимо всей этой, будем честны, слегка виньеточной красоты — дивного мелодического рисунка «Бога зимогоров», «Феникса» с африканскими хорами — в новом альбоме есть «5 утра». Песня, сочетающая абсолютную гармонию («И то, о чем молчат люди, / У всех ангелов на языке») — и ощущение тревоги («Мы все равно идем по стеклу, / Даже если под ногами трава»). Видение рая — и драматическое напряжение. Где все из того же уже много раз отработанного строительного материала, из того же набора самоцитат рождается чудо.

Борис Гребенщиков. Фото: Юлия Харина

Борис Гребенщиков. Фото: Юлия Харина

Давно известно, что положительных героев описывать труднее, чем отрицательных. Что зло эстетически привлекательнее добра. Что самый подлинный визионерский опыт становится скучен и приторен при попытке облечь его в слова. Уникальный дар БГ — показывать иной, совершенный мир не как данность, а как порыв. Таковы его лучшие песни, от «Серебра Господа моего» до «Хрустального захолустья». «5 утра» из этого же ряда.

Говорят, что есть место,
Где сходятся параллельные пути,
В котором нечего считать,
Куда никому не войти.
Кроме тех, кто без имени,
И больше не подконвоен судьбе.
Пять часов утра.
Я думал о тебе.

* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».

Читайте также

«Я не умею быть схваченным»

«Я не умею быть схваченным»

Михаил Эдельштейн — о музыкальном и поэтическом феномене по имени Веня Дркин

Этот материал входит в подписку

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow