КомментарийКультура

Конец прекрасной и безысходной эпохи

Продолжаем рассказывать о самых заметных сериалах фестиваля «Новый сезон»

Конец прекрасной и безысходной эпохи

Кадр из сериала «Урок»

«Урок»

  • Режиссер: Сергей Филатов
  • OKKO

Пролог. Клипы и выступления рэпера Антона (Юра Борисов) в свете софитов, в угаре шумных клубов.

После автокатастрофы, в которой погибла его девушка Лиза, после года лечения в наркоклинике он готов уехать-путешествовать-забыть. Но продюсеры не хотят отпускать «товар», в который они вложились. Придется Антохе практически без денег бежать в свою родную Пермь — к брату Константину (Даниил Воробьев), заместителю директора школы. Брат предлагает и ему спасательный круг — учителем стать. Морозным солнечным днем являются они в школу. Директриса помнит Антона с детства. И позволяет столичной звезде вести внеклассную работу с подростками. Он должен найти с ними общий язык. Антон в шоке от такой перспективы. Ну как ему сеять разумное, доброе, вечное, он сам все еще бунтующий подросток.

Одиннадцатиклассники просят рассказать что-то веселое, какую-нибудь ржаку. Поделиться опытом — творческим. Его и с педагогическим коллективом знакомят… в неформальной обстановке. На просьбу спеть он поет матерные частушки.

Кадр из сериала «Урок»

Кадр из сериала «Урок»

У учеников забот полон рот. И бед. Мажор готовится к отъезду, на прощание устраивает вписку, заглатывает таблетки. Достает из папиного сейфа оружие… И говорит все самое ужасное, унизительное про каждого из одноклассников. А потом стреляет.

Успеют ли доехать по зимней дороге на велике новый учитель внеклассной работы Антон и учительница физкультуры? Одна из одноклассниц мажора оставляет дома одного брата-аутиста, и тот пропадает. А девочка идет на свидание… судя по всему, к взрослому мужчине… не к замечательному ли заместителю директора школы?

Дуэт Юры Борисова и Даниила Воробьева — чистая магия. Они играют людей, почему-то замерших в подростковом возрасте, возможно, травмированных в детстве.

Но школьная драма взросления одного учителя-рэпера — неторопливая и предсказуемая. Похоже, время «крутых перемен» нам и не снилось.

«Дети перемен»

  • Режиссеры: Сергей Тарамаев и Любовь Львова
  • START, WINK

Середина 90-х. Последний троллейбус. Заводная водительница Флора (Виктория Исакова) шутки шутит про хороший вечер, сто грамм — семейный ужин, телевизор.

Было у Флоры трое мужей (все — бывшие пассажиры), от каждого по пацану.

Юра, Петр и Руслан (Макар Хлебников, Слава Копейкин, Хетаг Хинчагов). Они и есть дети 90-х, «дети перемен».

Кадр из сериала «Дети перемен»

Кадр из сериала «Дети перемен»

Две первых серии большой семейной саги про эпоху «открытого перелома» задают стиль сериала как мозаики из очень многих главных и второстепенных, наметочных персонажей, судьбы которых вышивает время. И у некоторых вместо «вечности» линия судьбы будет короткой — обрыв нитки.

В одной из первых сцен члены ОПГ расстреливают в лесу без вины виноватого. Среди случайных свидетелей — рефлексирующий юный художник Юра, киноафиши рисующий. О Ван Гоге грезящий. Его брат Петя (Копейкин) едва ли не в тот же момент дома поет арию из «Пиковой дамы»: «Сегодня ты, а завтра я». Петя занимается вокалом с учительницей, у него баритон. В свободное время работает в жигалинской ОПГ, ответственно выполняет заказы главаря банды Сергея Михайловича Жигалина (Тимофей Трибунцев). А еще Петя любит «собачий кайф» — под пакетом задыхаться до дуриков. И в жизни ему не хватает острых ощущений.

Кадр из сериала «Дети перемен»

Кадр из сериала «Дети перемен»

Пете поручают разобраться с Артистом (Александр Яценко), который с надрывом и слезой произносит перед ошалевшими бандитами монолог из «Дяди Вани» и ненароком обижает самого Сергея Михайловича.

В подпольном неоновом клубе «Лебедь» Юра влюбляется в загадочную, с грустным прошлым сутенершу Сашу Лебедь (Софья Лебедева), рыдающую в унисон с Булановой «Еще один лишь только раз». У Юры два друга — библиотекарь, фанат Лимонова (Лев Зульфикаров) и мент Виктор (Кузьма Котрелев), с которым они смотрят «Молчание ягнят». Но в финале кино на кассете обнаруживается запись очередной жестокой расправы банды Жигалина (доктор Лектор обзавидуется).

Сиплый Жигалин Юрия Трибунцева — смесь Горбатого из «Места встречи…» и Михалкова из «Жмурок». Но здесь это не только смешной сентиментальный бандюган, любитель караоке и массажных кресел, но и беспощадный беспредельщик. Его банда прессует и мочалит ребят — начинающих коммерсантов, которые пытаются договориться с бандитами, что-то объяснить… безуспешно.

Кадр из сериала «Дети перемен»

Кадр из сериала «Дети перемен»

У каждого из трех братьев — свои отношения с их отцами. Каждый — в какой-то степени отражение (временами кривое или улучшенное) собственного отца. У Юры отец — неудачник и лузер, у Пети — из тюрьмы откинулся. У младшего — любвеобильный кавказец с рынка.

Флора (мать по своей природе) мечтает о гармонии в семье. Готовит котлетки, обихаживает сыновей. Чтобы не брат на брата, а брат за брата. И кажется, ей одной неведомо, что ее любимый Петя вместе со всеми ариями и любовью к маминым котлеткам по уши погряз в страшном и кровавом бандитском беспределе.

«Дети перемен» — большой кинороман со многими спутанными историями. Главный герой фильма — само соскочившее с рельсов эволюции время.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Кадр из сериала «Дети перемен»

Кадр из сериала «Дети перемен»

Время как концентрат неисполнимых возможностей, сжатое в кровавых разборках, вспышках-романах, подставах, рыночных перепродажах, отраженное в глазах десятков персонажей: ужасом, восторгом, страхом. И это не четкая линия «Слова пацана», с которым сериал будут сравнивать, — ведь и Жора Крыжовников здесь креативный продюсер, и снимались Копейкин с Зульфикаровым. В мрачном карнавале, сочиненном Сергеем Тарамаевым и Любовью Львовой, реальность рассыпается, разбивается на мелкие яркие осколки — жизни живых людей, которые могли бы повторить вслед за гонимым Артистом Александра Яценко, цитирующим Чехова: «И там за гробом мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и бог сжалится над нами».

«Дети перемен» — черная весна с просыпающимися надеждами, расстрелянная коллективным пацанским Фишером, политая слезами Булановой. Об этой эпохе можно сказать словами трепетного художник Юры: «Прекрасно и безысходно».

«Подростки в космосе»

  • Режиссер: Митрий Семенов-Алейников
  • Wink

Киберпанковый треш. Микс «Голодных игр», «Дивиргента» и «Игры в кальмара» с «Отроками во Вселенной».

2054 год. Москва превратилась в мусорную свалку. Воздуха здесь каждому человеку хватает лет на 30. Не больше.

Вся надежда на молодых. 12 студентов космического колледжа — претенденты на полет в космос за уникальным веществом для предотвращения катастрофы.

Кадр из сериала «Подростки в космосе»

Кадр из сериала «Подростки в космосе»

Останутся шестеро, которых едва не загубят монстры из запретной зоны с наркотическими растениями. И если бы не нищий воришка Кирилл (Денис Косиков) из нежизнеспособного загаженного района «Шанхай», им бы не выжить. Новенького принимают в отряд, и понятно, что именно он оказывается самым стрессоустойчивым. А все потому, что борьба за жизнь в «Шанхае» парня закалила. У нас чем хуже, тем… сильнее.

Неоновый искусственный футуристический мир — нарисованный. И диалоги — неоновые. И эмоции. Как бы научная фантастика. Как бы про подростков. Но почему-то в голове во время показа крутится старое: «Если что-то я забуду, вряд ли звезды примут нас». Может, и не слишком навороченное технически было подростковое фантастическое кино в СССР, зато человечное.

«Танго на осколках»

  • Режиссер: Сергей Сенцов
  • KION

Мелодрама с элементами мистики от продюсерской компании Валерия Тодоровского «Мармот-фильм».

Кино про способность почувствовать себя живой с помощью танго.

В главной роли Юлия Снигирь. Ее непроницаемая холодная Нора — бизнес-консалтинг-леди. Однажды она обнаружит мужа мертвым в квартире, которую он снимал для любовницы. А в шкафу среди его вещей — танцевальный костюм. Она приходит в танцевальный клуб и пытается с помощью танго что-то понять: про мужа, себя, детей. И там, в зале, среди танцующих… замечает своего мужа.

Кадр из сериала «Танго на осколках»

Кадр из сериала «Танго на осколках»

Наконец-то после его смерти они начинают разговаривать. Более того, они выясняют отношения, продолжают семейные разборки, даже в лифте. Но теперь они честны друг с другом. И какие же они разные. К примеру, он хочет выбрать зал для своих поминок с караоке и шашлыком. Он серьезно? Да он просто с ума сошел! И кто мог знать, что, оказывается, он любил караоке? Так постепенно происходит не самое приятное знакомство леди Норы с мужем, его любовницей, со своими детьми-подростками, которых она затерроризировала стремлением… к полной гармонии. Она полностью отдавала себя бизнесу, но и всех домашних держала под контролем, фашиствующим образом «причиняла добро» близким. И поэтому рядом с ней было душно. И узнав, что у отца была любовница, дочь восклицает: «Хотя бы кто-то его любил».

Танго позволяет ей немного отпустить себя, купить более чем откровенный наряд для танцев. Быть не столь совершенной, смешной, даже нелепой, напиться. Пытаться переспать с «учителем танцев», своим водителем, открыть тайну своей второй личности. И с помощью танго наконец-то почувствовать боль. И само танго здесь не просто танец, но способ дышать. Схватка души и плоти, жизни и смерти. И еще Нора узнает новое слово «кабасео» — это приглашение на танец взглядом, контакт глазами, в которых доверие, электричество, взаимный интерес.

Кадр из сериала «Танго на осколках»

Кадр из сериала «Танго на осколках»

Сериал не великий, но эмоционально заряженный. Можно вспомнить фильмы «Я люблю тебя» или «Вечность между нами» о связи с ушедшими близкими. Или «Давайте потанцуем», где герой Ричарда Гира идет в школу танцев, чтобы прорвать пелену рутинного существования. Но прежде всего, в «Танго на осколках» угадываются мотивы «Любовника» — замечательной картины Валерия Тодоровского. В ней похоронивший жену и убитый горем муж знакомился с ее любовником, словно открывая ее заново. Магия «Любовника» подпитывалась блистательным дуэтом Янковский–Гармаш. «Танго на осколках» полностью держится на игре Юлии Снигирь, пожалуй, это лучшая женская роль фестиваля.

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

Этот материал входит в подписки

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow