«Подслушано в Рыбинске». Режиссер Петр Тодоровский. Производство: 1-2-3 Production для Premier.
Самый что ни на есть средний журналист провинциальной газеты Юра (неистребимо прекрасный Тимофей Трибунцев) работает в «Волжском вестнике». Ну как работает? Спустя рукава. Там новости какие — автобусный парк, ДТП, питомник с котиками, местный театр с трешевым спектаклем про вампиров и их огненную любовь по мотивам пьесы Чехова.
Живет в убогой малогабаритке, попивает водочку, чокаясь с зеркалом. Пока однажды не теряет сознание. В общем, заболевает Юра эпилепсией — болезнью провидцев. И с этих самых пор видит он жуткие убийства, которые произойдут завтра. Например, нападение на Машу, молодую актрису того самого рыбинского театра, играющую главную роль в чеховском спектакле.
События каруселью начинают безостановочно кружить по замершему под снегом городу, сталкивая персонажей буквально лбами. У Маши есть поклонник, хулиган Сашка, который нападет на Юру за нелицеприятные слова о новом спектакле. Чистый псих, любого порвет за Машу. А звезда местного эфира Константин Сергеевич (Антон Васильев), лоснясь от любви к себе сбивает случайно молодую женщину. И от греха подальше упаковывает ее в багажник машины, а потом выбрасывает у шлюзов. За этими нехорошими действиями наблюдает местный рыбак. Непростой рыбак, золотой рыбак.
Кадр из фильма «Подслушано в Рыбинске»
Юра, конечно, в центре этого водоворота несчастья: компьютер сломали, машину сожгли, жена изменяет, дочь уехала с ночевкой на вечеринку и наверняка свяжется с каким-нибудь упырком. Он даже пытается преступления предотвратить, жертв предупредить…
В общем, все разорванные линии в какой-то момент сплетутся в один криминальный клубок. И окажется Юра крайним. Шикарная сцена, когда Юра вешаться собирается, да «Местом встречи изменить нельзя» засматривается. Есть еще парочка не слишком расторопных и нелепых следователей, работников местного ТВ и журнала. Есть жизнь.
Отличное сочетание уютной, почти бытовой картинки, подробностей провинциального быта, черного криминального сюжета и юмора. Редкий жанр — меланхолический детектив с элементами черной комедии.
Главное достоинство сериала — сценарий, раритетное сегодня качество хорошей истории и проработанных деталей. Сценарий написал Иван Баранов, уроженец Рыбинска. И текст этот сразу понравился: сначала на студии, потом режиссеру Петру Тодоровскому, потом — платформе. Потом — зрителю. Вот такие бывают счастливые сюжеты в индустрии, которую я поздравляю с появлением нового талантливого автора.
Еще одна премьера на «Новом сезоне» — один из самых сильных проектов последнего времени «Аутсорс» Душана Глигорова («Среда» для OkkO) по сценарию Анны Козловой («Краткий курс счастливой жизни», «Садовое кольцо», «Кеша должен умереть»).
Кадр из фильма «Ауторс»
О смертной казни, которую хотели бы вернуть некоторые депутаты.
1996-й. Костя Ивана Янковского — новенький в тюрьме особого назначения. Он — исполнитель. Вместе с напарниками должен приводить в исполнение смертные приговоры — вроде бы отъявленных серийных убийц и маньяков.
Знакомится с коллегами. Прокурором Андреем Валентиновичем, скромными «палачами» Сашей и Ромой. Доктором, который свидетельствует смерть. Работа не пыльная, но ответственная: приводить приговор к высшей мере в исполнение. Никто из них, кроме Кости, не собирается знакомиться с приговором перед казнью. А зачем? Не они такие — жизнь такая.
Зима без конца. Тюрьма — замкнутый квадрат. Капустой из столовки пахнет.
Внутри обшарпано, темно, безнадежно. Камеры смертников с глазком, на железной двери «объява» — имя, за что сидит, статья. К примеру, профессор нескольких девушек расчленил. Ничего с собой поделать не может. Кураж, невиданное чувство свободы. Костя жалеет убийцу с почечной коликой, лекарство ему покупает… чтобы не мучился. Когда по коридору практически волокут очередного приговоренного, все из своих камер смотрят.
Кадр из фильма «Ауторс»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Вне работы у всех «палачей по производственной необходимости» — своя жизнь.
Прокурор дома с родителями скандалит из-за жены, которая — чистая дискотека: вся в блестках, мужа тиранит за то, что бедны, как нищенские крысы. На его «честные деньги» и прокладок не купить. И за электричество платить нечем. Ну не может прокурор с его зарплатой и ковром на стене — такую женщину-праздник содержать.
Саша (Эльдар Калимулин) собирается жениться, на свадьбу поросенка ищет, копейки собирает.
У Кости жена и дочка восьми лет.
У начальника тюрьмы — юбилей, ему кетчуп велено купить. В городе происходит черт знает что. Вот и невеста Саши пострадала от насильника. А потом и сам насильник… Вся эта жизнь, вроде бы за тюремными воротами, на жизнь людей свободных не похожа, словно у всех у них свой пожизненный срок, без права на амнистию.
Кино про круговорот зла в природе нищего, безнадежного патриархального мира. Про ожесточенных, загнанных судьбой в угол, полых людей, опустошенные души которых с легкостью может занять зло.
«Внутри у нас тоже ничего нет, только запреты, страхи и пустота», — говорит одна из героинь.
И тогда в город приходит Костя, Константин Юрьевич Волгов из города Кимры. И через него к «служителям смерти» поступает предложение, от которого невозможно отказаться. А именно: отдавать убийства смертников на аутсорс тем, кто их проклинает, жаждет мщения. Позволить за большие деньги кровную (в прямом смысле слова) месть. Костя — Чичиков нового времени, он покупает мертвые души живых людей. Да еще и прикрывает этот бизнес смерти идеями справедливости.
Я убеждена, что сериал вызовет огромный интерес и ожесточенные споры. Начало этой дискуссии есть в самой картине. Как говорит Костя, передавая привет «Ворошиловскому стрелку»: «Почему убивать в тюрьме — преступление, а расстрелять гондона, изнасиловавшего жену, не преступление?» Уменьшенные донельзя копии Раскольникова здесь интересуются: «Почему государству дозволено убивать людей, а нам нет?» Они же не твари дрожащие: можешь — берешь, хочешь жить — живешь.
Кадр из фильма «Ауторс»
Побочной партией в фильме проходит и тема насилия (она существует едва ли не во всех работах талантливого режиссера Глигорова). Когда общество спешит обвинить в совершенном преступлении жертву: мол, зачем провоцировала?
В этом кино с балабановскими брутальными мотивами вообще не сразу разберешь: кто палачи, а кто — жертвы. И почему вынесенные не только государством, но самим социумом приговоры обжалованию не подлежат — становятся пожизненным клеймом.
Как это бывает у Глигорова и его оператора Батыра Моргачева (на мой взгляд, одного из лучших сегодня), изображение решено не просто концептуально, смыслово, но придает истории дополнительное фантастическое измерение. Во-первых, решетка — главный художественный образ. Через клетку смотрим не только на преступников, но и на надзирателей, Довлатов писал о внутренней родственности охранников и заключенных. Пространства с измененной геометрией, то чрезмерно вытянутые, то с отлетевшими вверх потолками. Глубинные кадры. Мрачные интерьеры. А вокруг изумительные просторы Камчатского края во всем скупом северном великолепии под ледяным солнцем: смертельно красивый и холодный край света. И за кадром поют скрипки и виолончели под торжественную поступь генделевского шага.
Приговоренным к убийству расплаты не избежать, наказание все равно превратится в преступление.
Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68