В начале сентября традиционные ценности принято поминать с особым нажимом. Разговоры о важном, мысли о важном, слухи о важном создают иллюзию покоя и благолепия. Но вдруг в кадр залетает юный репортер. Он бросается к людям на улицах, пытаясь понять, что именно для них значат эти самые ценности. Одно включение репортера особенно эффектно — на фоне витрины с многообещающей надписью: «Магазин для укрепления семьи». Не помогло. Первым номером в его спонтанном рейтинге числился салат оливье. Молодежь ограничивалась кратким ответом. Те, кто старше, после длинной паузы добавляли: новогодние огоньки.
Задумалась над результатами.
Прежнее советское идеологическое ханжество и нынешнее российское великодержавное тождественны друг другу. Как тогда, так и сейчас высокие трибуны отделены от граждан пропастью. Отечественное двоемыслие неистребимо, как сама природа.
А теперь, когда разлом времен прошел через всех и каждого, традиционные ценности (ТЦ) превращаются в исчезающий вид. Громкий сюжет последних дней в том числе и об этом.
Собчак попросила прощения у своей вечной антагонистки Симоньян. Сразу выносим за скобки все, что можно вынести: личности двух именитых дам, высокопарный текст таинственного послания, отсутствие в нем конкретных поводов для восторгов в адрес Марго, у которой Ксения вдруг обнаружила «большое сердце». Важно другое: один человек извинился перед другим человеком. Громко, на всю страну.
Радикальность жеста ошеломила армию комментаторов. Посыпались версии и трактовки. Начали с разборок между кремлевскими башнями в рамках очередного заговора. Продолжили претензиями Собчак на роль лидера ручной оппозиции. Завершили и вовсе экзотически: теперь две примирившиеся дамы намерены поделить все медиапространство, выдавив из него Эрнста с Добродеевым. Грядущий матриархат в пропаганде — тема, конечно, увлекательная. (Только почему-то из этого расклада выпала Тина Канделаки, не последняя медийная дива отечества.) Еще увлекательней тема компромисса с собой, властью, окружающим миром — тут фигура Собчак и вовсе незаменима. Но никто ни на мгновение не задумался над простой вещью: публичное прощение и покаяние — слишком сильное средство для очередной самопрезентации. Тут нужно мужество, движимое искренностью чувств. (Самая распространенная версия — Ксения благодарила Маргариту за то, что та помогла скостить срок двум сидящим сотрудникам Собчак.)
Коммерческий директор холдинга Ксении Собчак «Oсторожно Media» Кирилл Суханов (второй справа) и бывший главный редактор журнала Tatler Ариан Романовский (Кузьмин) (слева) во время оглашения приговора по делу о вымогательстве в Хамовническом суде, 12 февраля 2024 года. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
Всемирная отзывчивость русского человека, отмеченная еще Достоевским, одна из главных ТЦ, неуклонно рассеивается осенним туманом. Сама шкала ценностей пошатнулась и зависла над бездной — вот-вот упадет. Примеров тому масса. Один из них впечатляет не меньше, чем история с Собчак.
Культурный код нации — основа основ. Важнейшая часть кода, русская литература, тоже основа основ. На днях скромно отмечалось 125-летие Андрея Платонова, ему дали утешительный приз — назвали гением. Вскоре вне юбилеев пышно славили Юлиана Семенова. Вердикт тот же: гений. Когда умер поэт-песенник Николай Добронравов, сообщили: он вершина русской поэзии. После вершины следует спуск — скорей всего в лице Пушкина. Дивная культурная иерархия не оставляет надежд на здравый смысл.
А ведь даже в самые мрачные времена вершители судеб имели представление об этой самой иерархии. Некогда известный любитель ТЦ директор департамента полиции фон Плеве аттестовал изящную словесность только так: «неуловимо вредное направление». Он был уверен: подлинно художественные натуры непременно враждебны власти, а те, кто не враждебен, — те не подлинно художественные. Все просто и понятно. Однако века полтора спустя смотрящий за литературой Захар Прилепин вводит свои точки отсчета. Платонов для него — в первую очередь настоящий советский писатель, а потом уж штучный дар. (Не хватает фантазии представить, как бы сам Андрей Платонович отреагировал на включение его в пантеон совписов.)
Когда лояльность власти — всё, а талант — ничто, подобные примеры становятся не исключением, а правилом.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Вован и Лексус. Фото: соцсети
И наконец, несколько слов о главном сеятеле ТЦ — телевизоре. Первый канал предъявил на открытие нового сезона свою первую жемчужину — «Шоу Вована и Лексуса». Пранкеры наконец дослужились до звездного статуса. Если бы такое шоу появилось несколько лет назад, я бы не сомневалась: записного эстета Эрнста долго пытали в штольнях агитпропа. Ничем другим невозможно объяснить явление народу двух господ с каменными лицами в окружении очередных экспертов. Восторженно анонсированный разговор Вована и Лексуса с Борисом Джонсоном оставляет послевкусие, как бы это сказать помягче, авторской нечистоплотности. Эксцентричнейший Борис дан в каких-то унылых нарезках с обрывками давно пережеванных новостей. Даже жизнеутверждающий Сергей Марков вянет от тоски. И только несгибаемый дипломат Мария Захарова не сдается, привычно жжет глаголом британскую монархию, превращенную в «третьесортный сериал».
Чем больше смотрю на пропагандистов, тем крепче ощущение: вместо них уже запущены цифровые копии, которые вот-вот на глазах зрителей распадутся на пиксели. Скорей бы.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68