Начну с личного. Я очень скучаю по Марлену Мартыновичу. По разговорам с ним в маленьком грузинском ресторанчике рядом с домом Хуциева на Васильевской, по посиделкам в его полулюксе в Белых столбах во время архивного фестиваля во времена его расцвета, в Гильдии режиссеров медленно умирающего Дома кино…
И вот удивительная, невозможная встреча. Благодаря гигантским усилиям прежде всего режиссера и просветителя Андрея Юрьевича Хржановского, придумавшего и собравшего эту совершенно невероятную во всех отношениях книгу под редакцией Стаса Дединского. Этот неподъемный фолиант («упитанные дети Хржановского» — так называет внушительные книги Андрея Юрьевича Наум Клейман), под обложкой которого встретились режиссеры, сценаристы, художники, ученики и товарищи по искусству разных поколений — цвет кино и страны: живые и ушедшие. Шукшин, Петр и Валерий Тодоровские, Сергей Соловьев, Белла Ахмадуллина и Юрий Рост, Вениамин Смехов, Павел Финн, Юрий Богомолов, Наум Клейман и Юрий Норштейн, Марианна Вертинская, Вениамин Смехов, Сергей Шакуров, Евгений Миронов, Сергей Гармаш и многие, многие, многие… Как говорил Сергей Соловьев (тоже участник этого сообщества): «Те, с которыми я…»
Марлен Хуциев в студенчестве, 1951 год. Фото из личного архива Хуциева
И в центре этого соцветия — Марлен. Действительно центр притяжения, «икона оттепельного кино», который во многом изменил интонацию кинематографа, его язык. Как заметили мои коллеги Петр Шепотинник и Ася Колодижнер (в книге много их диалогов с Марленом Мартыновичем):
«Он формировал стиль времени в мельчайших деталях, пространствах, разговорах, а больше, может, даже в паузах между разговорами».
Мы слушаем/читаем Марлена Мартыновича, который в своей раздумчивой неторопливой манере рассказывает нам о своих работах, замыслах и проблемах, — для него было главных и второстепенных тем и проблем. И если в книге чувствуется особо пристальное внимание к «Заставе Ильича» и «Пушкину», то только потому, что с ними связаны драматические обстоятельства жизни художника.
На съемках «Заставы Ильича». Марианна Вертинская, Андрей Кончаловский и Геннадий Шпаликов. Фото: Генриетта Перьян
Да, он из плеяды режиссеров, пробужденных оттепелью. Но он был из тех немногих, кто талантом, дыханием сам согревал, очеловечивал время. Человек, носящий имя, сложенное из фамилий вождей — Маркса и Ленина, подарил нам ощущение небывалой, невиданной, нерегламентированной художественной свободы. Если его героям хотелось подумать-помолчать, они молчали. И мы думали вместе с ними. Эти легендарные хуциевские паузы, гулкие проходы по московским улицам… Он сочинял ритм и язык времени. И человека в центре этого раздумчивого круговорота.
«В его фильмах, — говорит Юрий Рост, — неподдельное обаяние человека живущего». Добавлю: современника. Живущего здесь сейчас. Задающего себе и нам вопросы, которыми задавалось все молодое послевоенное «двадцатилетнее» поколение.
Страницы книги «Марлен Хуциев в воспоминаниях друзей и коллег, документах и фотографиях»
В представлении книги ее создатели пишут, что в ней — «воспоминания о мастере», но «воспоминания» — это о прошлом. А книга «Марлен», как и фильмы Хуциева, — портал в сегодняшнюю, искореженную страшными новостями реальность. Она заряжена таким током любви, споров, надежд на встречу с художником, мир и искусство которого раскрывается от страницы к странице. Словно мы отправились в восхитительное путешествие с удивительными проводниками.
Едем по маршруту от станции «Весна на Заречной улице» — через взбесившую власть «Заставу Ильича» (эстетический и этический манифест поколения) — к несостоявшемуся, замученному в процессе создания «Пушкину», через «Июльский дождь» — к самому проникновенному фильму о войне «Был месяц май», от философского «Послесловия» — к «Бесконечности»…
Но и у «Бесконечности», и незавершенной «Невечерней», в которой он соединил своих любимых Чехова и Толстого, — открытый финал. Потому что станция назначения — «Марлен Хуциев» — одновременно приближается и отдаляется.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Он и есть та самая «Бесконечность», которую мы пытаемся постигать на протяжении всей жизни. Понять-почувствовать волнение, даже страх, с которыми он вступал в новые съемки: осмысленно и каждый раз — словно собираясь на первое свидание. Это почти мистические взаимоотношения с каждой сценой, с актером, с кадром — он снова и снова возвращался к уже снятому материалу. Смешивал на палитре экрана документальность со своими снами, представления о реальности — с вымыслом. В разных пропорциях. Чистая алхимия. И хуциевский метод начал складываться с момента расставания мастера с его соавтором Феликсом Миронером. Говорят, вопрос задал сам Хуциев:
«Тебе важно, куда идет человек?» Феликс ответил: «Да, обязательно!» — «А мне неважно», — сказал Марлен.
Соавторы — Геннадий Шпаликов и Марлен Хуциев. Фото: Генриетта Перьян
Книга как кино, смонтированная из голосов, фрагментов жизни фильмов и живых встреч. Помимо прямой речи Хуциева, переписка с его соавтором Геннадием Шпаликовым (то самое письмецо, где они поклялись не делать «Пушкина» друг без друга), письма Андрея Тарковского и Анджея Вайды. Вайда пишет о том, как ему случайно выпала возможность пересмотреть на одном из фестивалей картину «Два Федора» «…и еще раз убедиться, что место, которое Вы в моем убеждении занимаете среди моих любимых мастеров — Бергмана, Феллини, которых я обожаю, — достойно Вас». А в постскриптуме Вайда пишет, что очень ждет встречи с новой картиной Хуциева, о которой ему много рассказывал Тарковский, — речь о «Заставе Ильича».
Марлен Хуциев с Федерико Феллини. Фото из личного архива Хуциева
Он сам был современником Пушкина и Чехова, Маяковского, Заболоцкого и «комиссаров в пыльных шлемах». Сшивая прошлое и настоящее на живую нитку, говорил с ними, как его герой в «Заставе Ильича» спрашивал совета у отца, который был моложе его.
Как передать ощущение хуциевского кино, его мудрость и наивность, атмосферу, предрассветный стук каблучков, гул майской демонстрации, шорох телефонного диска и щелчок перед тем, как на другом конце провода станет слышно дыхание собеседника? «Але, Марлен на проводе!»
Хуциев за чтением сценария. Фото: Александр Коньков / ТАСС
P.S.
Для меня большая честь принять участие в этом большом многомерном разговоре людей разных поколений и профессий о магии кино, об уникальной сложной личности Марлена Мартыновича Хуциева. Как будто бы снова услышать его негромкий голос. Ведь о чем бы он ни снимал, про что бы мы с ним ни говорили, вечный гладиатор своей юности, он с азартом погружался в ворох насущных и философских вопросов, касающихся каждого. Как тот, что возникает в разговоре убитого в юности отца и его взрослого сына в «Заставе Ильича»: «А как надо жить?» Марлен Мартынович, а как?
Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68