Все начнется в предрассветной дымке в маленьком сонном курортном городке. Тринадцатилетняя девочка расстреляет свою спящую семью — мать, отца в их постелях, потом попытается повеситься в сарае. Сосед едва успеет вытащить ее из петли. А в это самое время в культурной столице вполне себе благополучная судья Светлана Незнамова (Карина Разумовская) штампует приговоры, поздравляет дочь с днем рождения, занимается дежурным сексом с коллегой… пока и ее жизнь не обрушивается: исчезает ее дочь — Кира (Лиза Ищенко).
Так с двух аварий или семейных катастроф — начинается фильм со знаковым названием «Трасса». Словно две эти катастрофы мчатся навстречу друг другу. Снял многосерийный фильм талантливый режиссер Душан Глигоров («Хрустальный», «Химера»).
По интонации и даже некоторым мотивам «Трасса» ближе всего, пожалуй, к сериалу «Хрустальный», созданному той же командой: продюсерская компания «Среда», режиссер Глигоров, оператор Батыр Моргачев, сценарист Олег Маловичко.
Маловичко, сочинивший брутальную мужскую историю о детских травмах в «Хрустальном», теперь полностью сосредоточился на женской психологии, запутанных взаимоотношениях «дочки–матери», детском насилии. Мы видим удивительную, вполне себе жизненную картину: судья Незнамова — непререкаемый авторитет, ничтоже сумняшеся вершит судьбы других — и попадает под каток собственной биографии, которую она выстраивала долгие годы. В которой ложь давно растворилась и смешалась с правдой. Постепенно ее тщательно сконструированный стальной образ словно рассыпается, разрушается изнутри на наших глазах. Не сказанное вовремя слово, умолчание — причина ее нынешней трагедии — исчезновение дочери.
Кадр из сериала «Трасса». Источник: Кино-Театр.Ру
Эту пропавшую девочку ищет и следователь Эльвира Бараева (Анна Михалкова), тратит на поиски все свое время… лишая собственных детей общения с мамой. В этом смысле, вспоминается сериал «Фишер», история не столько о чудовищных преступлениях серийного убийцы, сколько о брошенных, преданных родителями детях. Как формулируют авторы «Трассы», в том, что происходит с нашими детьми, — виноваты родители.
И как во всех сериалах Глигорова/Маловичко социальный аспект истории не менее важен, чем криминальный. В «Трассе» разные сюжетные линии рифмуются друг с другом, соединяются и в итоге сплетаются в одну, как в «Магнолии».
Кадр из сериала «Трасса». Источник: Кино-Театр.Ру
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
В «Трассе» образ дороги как равенства судьбы — ключевой. Но еще «трасса» — символ, как в «Шепоте дороги ужасов», непроговоренных страхов и умолчания (чтобы соседи не узнали), которые ведут в личный ад. И еще «трасса» здесь — «бермудский треугольник», где на протяжении многих лет пропадают девушки. Почему-то пропавших не ищут. Возможно, виной тому тоже злополучная трасса. Близкие думают, что исчезнувшие девушки просто уехали из этой «дыры» на попутках в поисках лучшей жизни.
В отличие от «Хрустального» «Трасса», несмотря на криминальный сюжет, эстетически визуально более изобретательна. Вроде бы действие происходит в тишайшем провинциальном курорте юга России. Но съемки проходили Минводах, Кисловодске. Поэтому в кадре — невероятные виды и зеленые просторы гор. Но самое удивительное — интерьеры. Лепнина, колоннады, дворцовая помпезность, высоченные окна и витражи. И в этом нарядном великолепии — утлые чиновничьи учреждения, полицейский участок, больница. Возникает внутренний конфликт между всем этим великолепием и уродством человеческих пороков, трусости, тяги к насилию.
Здесь стоит отметить продуманную художественную во всех отношениях работу оператора Батыра Моргачева, стиль которого меняется в зависимости от задачи сериала.
Кадр из сериала «Трасса». Источник: Кино-Театр.Ру
Кажется, для давно сработавшихся авторов психотриллер превратился в способ разобраться и с личными драмами, с моральными и социальными конфликтами.
Но прежде всего, «Трасса» — семейная драма. Исследование надорванных внутренних связей, которые подчас и оказываются причиной и мотором трагедии. Которые держат сюжетную пружину. И что же делать? По мнению авторов, прежде всего, не лгать себе. А залечивать травмы и шрамы можно только любовью. Если, конечно, держаться подальше от «трассы».
Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68