КомментарийКультура

Седьмое небо Дмитрия Маркова

Экскурсия по первой посмертной выставке и по биографии фотографа, который знал настоящую Россию как облупленную

Его называли великим фотографом, его работы экспонировались в Европе и Америке, их публиковали в самых престижных изданиях. А он жил в небольших провинциальных российских городах, нередко отказывался от гонораров в пользу больных и бедных, боролся с наркозависимостью и пытался помочь другим. В одном из своих постов в соцсетях Дмитрий Марков, один из самых известных в мире российских фотографов, как-то написал: «Я не попаду ни в какую свободную и счастливую Россию будущего. Я до мозга костей житель России настоящего». Эту самую «Россию настоящего» представляет на первой посмертной выставке Дмитрия Маркова петербургская галерея современного искусства Anna Nova.

Саратов. Фото: Дмитрий Марков

Саратов. Фото: Дмитрий Марков

Дмитрий Марков — известный российский фотограф-документалист, снимавший фотоистории о «провинциальной России» на iPhone. Он стал первым российским участником рекламной кампании Apple, выиграл грант Getty Images, получил гран-при конкурса «Серебряная камера» и издал две фотокниги. А еще он занимался благотворительностью и работал волонтером в детских домах и интернатах. И объездил всю Россию от Карелии до Забайкалья.

Его нередко упрекали в том, что он фиксирует в своих работах только бедность, социальную неустроенность и равнодушие самих людей к такой жизни. Но, как часто говорил Дмитрий, отвечая на подобные упреки, «моя задача как фотографа — не показать разруху, а увидеть жизнь на ее фоне».

Выставка «Седьмое небо» — это 60 фотографий Маркова, сделанных им за последние 10 лет.

Дмитрий Марков. Фото: Юлия Лисняк

Дмитрий Марков. Фото: Юлия Лисняк

«Мы начали готовить выставку еще в конце прошлого года, до смерти Дмитрия, — рассказала Элина Сологуб, пиар-менеджер галереи. — Концепцию, название — все обсуждали с автором, и это он предложил идею разместить фотографии в виде ленты, которая начинается на первом этаже и как бы уводит зрителей наверх, к тому самому седьмому небу».

После смерти Маркова в феврале этого года организаторы экспозиции приняли решение отложить открытие выставки на полгода, пока не закончится процесс передачи авторских прав наследникам. Сейчас работа над экспозицией завершена.

Работы Маркова, сделанные за последние 10 лет, занимают два этажа небольшой частной галереи. Фотографии размещены на стенах двух залов на первом этаже в виде своеобразной киноленты. Но это не кинохроника:

на снимках запечатлены не какие-то особенные события или происшествия — камера фиксирует саму жизнь такой, какая она есть на самом деле, без прикрас и гламура.

Кострома. Фото: Дмитрий Марков

Кострома. Фото: Дмитрий Марков

На выставке «Седьмое небо» можно увидеть не просто фотографии мастера — это настоящее путешествие по реальной России, увиденной глазами большого художника и честного человека. Кострома, Новоржев, Саратов, Улан-Удэ, Печоры, остров Ольхон, Карелия, Поволжье — вся страна разворачивается в этой череде снимков, выстроенных как кадры кинохроники или серия видов из вагонного окна, ставшего объективом фотоаппарата. Меняются города, пейзажи, времена года, но люди на них всегда узнаваемы — это жители российской глубинки без глянца и фотошопа. Здания, которые давно не ремонтировали, дороги в рытвинах и ухабах, подростки, предоставленные самим себе, женщины с тяжелыми сумками и чемоданами, пустыри и заброшенные дома.

Юрьевец, 2017 год. Фото: Дмитрий Марков

Юрьевец, 2017 год. Фото: Дмитрий Марков

Улан-Удэ, 2019-й год. Фото: Дмитрий Марков

Улан-Удэ, 2019-й год. Фото: Дмитрий Марков

Путешествие с фотографиями Дмитрия Маркова начинается с привычных уличных зарисовок: облупленные многоэтажки, во дворе вместо игровой детской площадки — обрезки бетонных труб, по которым лазают дети. И снова многоэтажный дом, безрадостный и тоскливый, серый снег на газонах, но во дворе, на переднем плане — яркий снеговик, украшенный к новогодним праздникам. Кадр выстроен так, что веселый снеговик почти перекрывает серый дом и серый снег, уводя внимание от них и обращая его к празднику. Таких дворов и домов — миллионы по всей стране, и совсем неважно, где сделаны эти снимки.

А потом начинаются лица, в основном — детей, живущих на просторах серых городских пейзажей так же органично, как воробьи на помойке, эти дети — плоть от плоти обшарпанных домов и неухоженных улиц. Но

от присутствия детей, от выражения их лиц и естественности существования в кадре пространство меняется — в нем появляется свет, и это не уже не обломки быта, это жизнь и надежды на будущее.

Остров Ольхон, 2016-й год. Фото: Дмитрий Марков

Остров Ольхон, 2016-й год. Фото: Дмитрий Марков

У всех снимков, на которых Дмитрий Марков зафиксировал детей (впрочем, как и взрослых), есть еще одна отличительная особенность — абсолютная естественность и подлинность существования в кадре. Любому фотографу известно, что сложнее всего снимать детей и животных, но в работах Маркова все ведут и чувствуют себя совершенно свободно — и взрослые, и дети, и кошки с собаками, — как будто они настолько давно и хорошо знакомы с фотографом, что не замечают его присутствия. Это действительно фирменный почерк Маркова-фотографа — будто не он подкарауливает какие-то жанровые сценки и моменты жизни, чтобы поймать их объективом своего телефона, а сама жизнь естественно и свободно проплывает перед его камерой, чтобы остаться там навсегда.

Но главная цель этого путешествия по стране, как считает художник и куратор выставки Владислав Ефимов, — это поиск веры и надежды. Веры в человека, в его возможности вопреки обстоятельствам и реальности, вера в то, что каждый может отыскать в этом мире дорогу к седьмому небу, дающему надежды на исполнение желаний.

«Именно поэтому экспозиция выстроена лентой, — говорит Владислав Ефимов. — Плотная лента событий, фактов, художественных явлений, из которых складывается какая-то перспектива. Ее раскрывает второй этаж, он торжественный, там меньше работ, но на них больше простора и воздуха, потому что там — седьмое небо».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Кузаранда, Карелия, 2018-й год. Фото: Дмитрий Марков

Кузаранда, Карелия, 2018-й год. Фото: Дмитрий Марков

Печоры, 2019-й год. Фото: Дмитрий Марков

Печоры, 2019-й год. Фото: Дмитрий Марков

Дмитрий Марков родился в подмосковном Пушкино в 1982 году. Отец будущего фотографа был слесарем, мать работала швеей на фабрике. С 16 лет Дима убегал из дома, в его компании тогда многие употребляли наркотики, к которым пристрастился и он.

После школы учился в машиностроительном колледже, редактировал студенческую газету. И тогда же всерьез увлекся фотографией: пошел в ученики к известному фотографу и педагогу Александру Лапину, у которого в свое время учились Геннадий Бодров, Игорь Мухин, Эмиль Гатауллин и другие звезды российской фотографии.

До 2007 года Марков работал фотографом и журналистом в «Аргументах и фактах», а потом кардинально изменил свою жизнь: побывав однажды в детском доме, он увлекся волонтерством и уехал из Подмосковья в Псковскую область. Сначала работал в общественной организации «Росток» с детьми-сиротами из коррекционных детских домов, пробовал себя воспитателем в детской деревне «Федково», объездил десятки соцзащитных учреждений — от детских домов до колоний. Параллельно везде снимал жизнь подростков, рассказывая об этом в своем блоге.

Прохладный, 2019-й год. Фото: Дмитрий Марков

Прохладный, 2019-й год. Фото: Дмитрий Марков

Новоржев, 2016-й год. Фото: Дмитрий Марков

Новоржев, 2016-й год. Фото: Дмитрий Марков

В 2013 году он принял участие в проекте Burn Diary Дэвида Алана Харви, который предлагал снимать только на мобильный телефон и публиковать только то, что сфотографировано сегодня. С этого времени и почти 10 лет Дмитрий Марков принимал участие во многих международных фотопроектах. За это время он опубликовал две книги со своими фотографиями и собственными текстами к ним, его персональные выставки проходили в музеях и арт-пространствах России, Европы, США.

Судьба дважды сводила вместе Дмитрия Маркова и Алексея Навального. Первый раз — 2 февраля 2021 года. Тогда фотографа задержали возле Московского городского суда, куда он как гражданин приехал поддержать Навального, которому на том заседании заменили условный срок на реальный по делу «Ив-Роше». Собравшихся возле здания суда сторонников оппозиционного политика развезли по разным отделам полиции, Марков оказался в ОВД Косино-Ухтомский. И пока задержанных оформляли, фотограф сделал снимок омоновца в амуниции и балаклаве, сидящего под портретом Владимира Путина, и выложил его в интернет. Фото тут же стало вирусным в соцсетях и СМИ, его воспринимали как символ борьбы с путинской властью. Через несколько дней Дмитрий Марков в одном из своих аккаунтов предложил продать единственный подписанный им бумажный экземпляр этого фото и объявил аукцион. Отпечаток фотографии ушел за 2 млн рублей, которые автор перечислил правозащитным организациям ОВД-Инфо* и «Апология протеста»*.

То самое вирусное фото, сделанное в ОВД Косино-Ухтомский. Фото: Дмитрий Марков

То самое вирусное фото, сделанное в ОВД Косино-Ухтомский. Фото: Дмитрий Марков

Второй раз судьба соединила Дмитрия Маркова и Алексея Навального 16 февраля 2024 года. Тогда все информационные ресурсы не только России, но и мира говорили о смерти Навального. О том, что в этот же день в своей квартире в Пскове был обнаружен умерший накануне ночью Дмитрий Марков, большинство СМИ сообщило только через день или два.

Фотографии Дмитрия Маркова всегда были больше, чем просто снимки, — он помогал всем, оказавшимся в поле зрения его смартфона, кто реально нуждался в помощи.

Однажды возле центрального рынка в Пскове он сфотографировал отца и сына: отец, сидевший в инвалидной коляске, держал на коленях мальчика с нарушением интеллекта. Дмитрий познакомился с ними, а потом рассказал об этой семье в соцсетях. В результате удалось за несколько часов собрать средства на новую коляску отцу, а позже, когда органы соцзащиты хотели отдать мальчика в приют, Дмитрий помог сохранить семью.

Читайте также

Весть ни о чем

Весть ни о чем

Очередная масштабная выставка Русского музея — о способах доставки слова, но не о его свободе

Марков никогда не скрывал своих проблем с употреблением наркотиков и пытался помочь другим преодолеть зависимость. Когда Екатерина Молчанова, глава благотворительного фонда «Алиса», обратилась к Дмитрию за советом об одном из своих подопечных, он откликнулся. И вместе с Максимом Урядовым, основателем видеопроекта «Выжившие», поехал в Нижний Новгород. Втроем они планировали создать реабилитационный центр для подростков, употребляющих психоактивные вещества и имеющих проблемы с адаптацией в обществе. После смерти Маркова глава фонда «Алиса» Екатерина Молчанова решила присвоить центру помощи подросткам его имя.

Сейчас наследники Дмитрия Маркова готовят к изданию третью, не оконченную им книгу. Кроме того, с 10 сентября в Москве, в центре современного искусства «Винзавод», в галерее Pennlab, откроется вторая часть выставки фотографий Дмитрия Маркова.

* Внесены Минюстом в реестр иностранных агентов.

Этот материал входит в подписку

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow