КомментарийКультура

Град беззащитный

Новые поправки в градостроительные законы грозят уничтожением нескольких сотен зданий и сооружений Петербурга

Град беззащитный

Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ

Выставка «Большой градозащитный пленэр» так и не нашла места для экспозиции во всем огромном Петербурге — как рискуют не найти своего места, точнее, сохранить его, сотни исторических построек Петербурга, города под охраной ЮНЕСКО. Потому что поправки в законы, еще хоть как-то охраняющие культурное наследие Петербурга, грозят уничтожением многочисленным зданиям, мостам и другим инженерно-техническим сооружениям.

Попытки инициативной группы «Градозащитный пресс-центр» движения SOS-СПБ-СНОС провести выставку картин, посвященных теме защиты исторического Петербурга, так и не увенчались успехом. По словам организаторов выставки, этому препятствуют петербургские чиновники, которые сначала надавили на ДК Газа, затем на бар-лекторий «Фогель».

«Никто из владельцев помещений не предъявил нам никаких бумаг, письменных приказов или распоряжений, — рассказал Олег Мухин, один из участников группы «Градозащитный пресс-центр». — Но никто и не объяснил точно, почему они отказываются от выставки».

Третья попытка показать в публичном пространстве живописные и графические работы с изображениями петербургских домов, мостов и путепроводов, которые могут быть снесены, если в силу вступят поправки к закону «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия», тоже закончилась преждевременным ее закрытием. На этот раз организаторы договорились с пространством «Нормальное место» на территории «Севкабель Порта». Выставка, как анонсировал ее телеграм-канал SOS-СПБ-СНОС, должна была стать самой масштабной и продолжаться две недели, до 18 августа.

И только за первый день в небольшой выставочный зал в пространстве «Нормальное место» пришли более 200 посетителей, чтобы увидеть 150 живописных и графических работ, представляющие постройки, которым грозит снос из-за поправок к 820-7 закону.

Группа «Градозащитный пресс-центр» в течение нескольких месяцев лета организовывала серию пленэров, в которых приняли участие петербургские художники, выступающие за сохранение каждого исторического здания в городе. Среди таких объектов печально известный Охтинский мыс — несколько лет за его сохранение и создание на месте бывшей крепости Ниеншанц археологического парка сражались все петербургские градозащитники, но строительное лобби продавило застройку мыса. Это Дом Басевича, Дом Лялевича, старинные каретные сараи, дворницкие, ледники и тому подобные здания, которые Комитет по охране памятников называет в поправках к закону «несредовыми», тем самым обрекая их на уничтожение. Альтернативой их сносу станет уплотнительная застройка многоэтажными жилыми домами. Среди объектов в списке «несредовых» также Фарфоровский и Обуховский путепроводы, Канонерский и Удельный парки — их тоже могут снести, застроить освободившиеся места, забив «под завязку» территории, на которых еще сохраняются небольшие полосы зеленых насаждений.

Олег Мухин. Фото: соцсети

Олег Мухин. Фото: соцсети

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Выставку в «Нормальном месте» открыли, участники и гости обсудили насущные проблемы градозащиты — потом экспозиция простояла еще два дня, а на третий администрация пространства пригласила градозащитников на встречу. Когда они пришли, то увидели, что все картины уже выставлены из зала, а сам зал закрыт. Как уверяли менеджеры, в перекрытиях образовалась угрожающая протечка, из-за которой пришлось срочно демонтировать экспозицию. Доказывать организаторам выставки наличие этой «протечки», администрация отказалась, картины выставили за дверь, зал закрыли…

К истории с мытарствами градозащитной выставки можно было бы отнестись спокойно — подумаешь, не увидят зрители картины с изображениями старых домов и мостов! Но за этими мытарствами неприкаянной выставки стоит огромная проблема сохранения реального облика Петербурга. Помните, как в известной песне Александра Городницкого: «Дворцы и каналы на месте, а прежнего города нет»… Это и грозит Петербургу в ближайшие годы, если поправки к 820-7 закону «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия» вступят в силу. То есть

дворцы и каналы, скорее всего, останутся на своих местах, а вот рядовая застройка, которая, собственно, и создает облик и образ любого мегаполиса, изменится кардинально.

Дело в том, что сейчас, согласно действующей версии закона 820-7, от сноса защищены все здания, построенные до 1917 года. А в периферийных, удаленных от центра районах должны сохраняться и здания постройки до 1957 года.

Поправки к этому закону предлагают разделить все здания на категории: средовые объекты, в число которых входят ценные постройки (их снос будет запрещен) и несредовые. Вот их-то и ждет печальная участь: если какому-то застройщику приглянется территория пусть и со старым, но несредовым зданием, он может спокойно снести его и застроить участок так, как считает нужным. Градозащитники требуют оставить прежний подход к сохранению исторических зданий, многие эксперты в области охраны архитектурного наследия говорят, что необходим пообъектный учет дореволюционных построек.

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Сейчас уже известен и предварительный список обреченных объектов — несредовыми питерские чиновники признали 389 домов и сооружений. Именно эти дома и сооружения, обреченные чиновниками к уничтожению, и рисовали участники пленэров, и именно их эти чиновники категорически не хотят пускать ни в один выставочный зал.

Я спросила председателя петербургского городского отделения ВООПиК Антона Иванова: знает ли он, почему в таком пожарном порядке закрыли градозащитную выставку? В ответ Антон Иванов пожал плечами, сказал, что да, что-то слышал, но не имеет к этому никакого отношения, и начал рассказывать о планах ВООПиК. Такая же реакция была и у временно исполняющего обязанности председателя Комитета по охране памятников Петербурга (КГИОП) Алексея Михайлова — он тоже заявил, что ничего не слышал и не знает.

Сейчас в пространстве «Нормальное место» царят тишина и покой. Двери, за которыми еще несколько дней назад находилась выставка, плотно закрыты, надпись сообщает о технических проблемах. Попытка журналиста посмотреть, насколько эти проблемы реальны и велики, не увенчалась успехом — двери наглухо заперты изнутри. Образовавшийся рядом с ними дежурный менеджер заявил, что за дверью идет ремонт и что даже на секунду заглянуть туда нельзя.

По словам градозащитников, они не оставят попыток показать работы художников, но где и в какой форме, пока не уточняют.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow