Во Владивостоке решили опробовать способ заполучить портовое предприятие без особых усилий — лишить владельца портовой инфраструктуры причальной линии, а попросту говоря, закрыть путь к морю.
Схема такая: создаешь фирму с одним сотрудником, без какого-либо имущества и опыта работы, под эту фирму формируешь условия договора аренды причалов с такими условиями, на которые никакая действительно работающая компания, переживающая за свою репутацию, согласиться не может, через пару месяцев проводишь аукцион на право аренды, который выигрывает эта фирма как единственный участник.
Это всего лишь первый этап схемы, дальше события развиваются интереснее. Победитель торгов вместо ведения погрузо-разгрузочной деятельности просто выводит причалы из эксплуатации и все свои силы тратит на то, чтобы никакой флот к причалам больше никогда не встал.
Парадокс! Простой обыватель задаст вопрос: а зачем вообще тогда брать причалы в аренду, если их не эксплуатировать, и можно ли так по закону?
Ответ: нет, нельзя, но если тебя «прикрывают», то можно. И очень долго.
Как говорилось выше, это схема, а в любой схеме есть потерпевшие. И здесь они тоже есть — это жители Российской Федерации, которые как потребители в конечном итоге платят за все последствия схем, покупая значительно подорожавшие товары, перегружаемые в морских портах страны.
Так произошло, например, с государственными причалами №№ 1,2,3, расположенными во Владивостоке по ул. Калинина, д. 204А, в бухте Диомид. Правами на хозяйственное ведение причалами владеет государственное предприятие «Нацрыбресурс», которое обязано контролировать и обеспечивать эффективное использование вверенного государством имущества — причалов, коих у предприятия немало (более 500 по всей стране).
Юрий Трутнев. Фото: соцсети
Однако ФГУП «Нацрыбресурс» как-то не очень справляется со своими обязанностями, что уже привлекало внимание различных высокопоставленных лиц. Напомним, в 2015 году полпред президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев заявил: ФГУП «Нацрыбресурс» необходимо ликвидировать. Ежегодно от аренды гидротехнических сооружений предприятие получает доход в 198 млн рублей. «В инфраструктуру гидротехническую они («Нацрыбресурс») вкладывают 4% от выручки. Соответственно, сегодня более половины сооружений, находящихся в их ведении, в аварийном состоянии. Они просто все это развалили», — подчеркнул Трутнев.
Морской порт Владивосток. Фото: Валерия Федоренко / «Новая газета»
Штатная единица
Еще в 2014 году Первомайский райсуд Владивостока после иска прокуратуры признал бездействие «Нацрыбресурса» незаконным и обязал до конца 2017 года отремонтировать критически изношенные причалы №№ 2 и 3 общей длиной 274 метра. Конечно же, до конца 2017 года никто ничего не отремонтировал, сроки отодвигали, работы фактически не начаты до сих пор. Но в 2019 году «Нацрыбресурс» организовал аукцион на владение причалами, по которому обязанности по их ремонту переданы новой фирме под названием «ООО «Дальневосточная стивидорная компания» (ДСК).
Схема причалов Морского порта Владивосток. Источник: nfr.ru
Созданное в конце июля того же года предприятие, насчитывающее по сей день одного штатного сотрудника (а в 2020 году так и вовсе ноль, судя по данным ФНС), взяло на себя довольно капиталоемкое дело. Ведь на ремонт причалов, только по предварительным данным, требуется около полутора миллиардов рублей. А ДСК, судя по всему, и платить-то в срок не всегда могла — с мая 2000 по март 2001 года задолжала «Нацрыбресурсу» 12,3 миллиона рублей и отдала их только после претензии.
Однако длительное непоступление арендных платежей ввиду явного, по данным ФНС, отсутствия денежных средств у арендатора, отсутствие работ по ремонту причалов, отсутствие самой хозяйственной деятельности арендатора не насторожили «Нацрыбресурс» —
ФГУП продолжало бездействовать, судебные решения не исполнять и верить, что арендатор вот-вот начнет ремонтировать причалы.
Морской порт Владивосток. Фото: Валерия Федоренко / «Новая газета»
«Отдайте порт»
Но если с причалами № 2, 3 все понятно, они находятся в аварийном состоянии и их нужно ремонтировать, то почему уже третий год не работает причал № 1 длиной более 163,5 метра, с износом менее 8%?
Почему арендатор не ведет никакой деятельности, доход не получает, ведь для чего-то ООО «ДСК» брало причалы в аренду?
Кто-то даже может вспомнить, что деятельность в морском порту — это деятельность естественных монополий, нельзя вредить рыночным условиям, причалы должны работать.
Кто-то может вспомнить пленарное заседание питерского ВЭФ-2023, на котором президент Путин в своем выступлении отметил, что на территории Дальнего Востока работают важнейшие стратегические предприятия, морские порты и железные дороги. По словам президента, для поддержки деловых инициатив и в целом для экономики Арктики и Дальнего Востока, их жителей важны транспортные проекты. При этом необходимо расширять действующие логистические маршруты и открывать новые коридоры перевозки грузов. Как отметил в глава государства, за 10 лет грузооборот дальневосточных морских портов увеличился в 1,6 раза.
И снова возвращаемся к схеме по завладению портовой инфраструктурой.
Так сложилось, что причалы находятся в государственной собственности, в ведении предприятий типа ФГУП «Нацрыбресурс», ФГУП «Росморпорт». А прилегающая к причалам инфраструктура — в собственности профессиональных портовиков, которые вкладывают денежные средства в модернизацию и развитие своих предприятий. И готовы вкладывать денежные средства в государственное имущество.
Портовик как никто другой заинтересован в работающем причале: больше причальная линия, больше флота можно обработать, значит, есть место для развития.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Но если причалами завладевает компания, у которой ничего нет, а значит, и нечего терять, которая просто выводит причалы из эксплуатации, что делать портовику? А ведь именно у портовика обязательства перед судовладельцами, всегда наготове квалифицированные бригады и специализированная техника, согласованы графики погрузки на железнодорожный и автомобильный транспорт. И вот это все неожиданно останавливается. Готовый к работе причал, который еще вчера принимал морские суда, вдруг перестает работать, а арендатор причала, который вроде должен быть заинтересован в работе, разбирает подкрановые пути, останавливает работу, настаивает на демонтаже перегрузочного оборудования…
Тут обыватель спросит; а разве так можно? Есть же множество правоохранительных органов, прокуратура, управление антимонопольной службы, полиция… Наконец, Следственный комитет РФ.
Погрузка контейнеров в Морском рыбном порту Владивостока. Фото: Владимир Рябчиков / ТАСС
Как вообще причал доверили компании, у которой нет ни опыта, ни имущества? Ведь так можно любой порт остановить.
В нашем случае причал № 1, от которого зависит работа всего прилегающего перегрузочного комплекса с портальными кранами, персоналом, складами открытого и крытого хранения, принадлежащими ООО «Востокморсервис», третий год и не работает в полную мощность из-за блокирования работы причала.
Между тем морские суда стоят у причала на рейде в ожидании разгрузки, теряя за сутки простоя от 6000 долларов США. Добавьте к этому простаивающие 7 га портовых площадей.
Настоящий стивидор — ООО «Востокморсервис» — вынужден работать как сухой порт, что повлекло значительное сокращение выручки, налоговых отчислений в бюджеты РФ, покинули рабочие места две трети сотрудников, осталось чуть больше полусотни.
На наш запрос заместитель генерального директора ООО «Востокморсервис» по правовым вопросам И.А. Голещук ответил, что в настоящее время в Управлении антимонопольной службы по Приморскому краю находятся обращения предприятия, проверка по которым полтора года назад приостановлена и не ведется. Он также пояснил, что между ООО «Востокморсервис» и ООО «ДСК» есть соглашение, по которому обе компании должны обеспечить непрерывность технологического процесса перевалки грузов через причал № 1. ООО «ДСК» обязано предоставлять причал, а ООО «Востокморсервис» — вести погрузоразгрузочные работы морских судов с перемещением груза на территорию предприятия. Но ООО «ДСК» свои обязательства не исполняет.
Более того, чтобы продолжать блокировать причал, учредитель ООО «ДСК» в конце 2022 года создал новую компанию — ООО «ДСК-Терминал», которой с согласия ФГУП «Нацрыбресурс» под видом субаренды были переданы все права и обязанности по первоначальному договору аренды, включая проведение капитального ремонта. То есть причалы переданы от одной своей компании другой своей же компании — проще говоря, «из кармана в карман», чтобы заявить, что соглашение с ООО «Востокморсервис» расторгнуто.
И.А. Голещук говорит, что подобных случаев еще не встречал.
Морской порт Владивосток. Фото: Василий Шитов / Коммерсантъ
ООО «Востокморсервис» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с требованием признать договор субаренды причалов ничтожным, судебное разбирательство длится около года и подходит к стадии вынесения решения. В процессе участвуют прокуратура, антимонопольная служба, Росрыболовство.
Ранее «Востокморсервис» в судебном порядке признал односторонний отказ ООО «ДСК» от исполнения соглашения незаконным, суд постановил обеспечить перевалку грузов через причал № 1. Как пояснил Голещук,
«Востокморсервису» поступали настойчивые предложения продать территорию под угрозой остановки работы предприятия, против компании были поданы иски на сумму более 730 млн рублей. Работу предприятия принудительно остановили. Суда сейчас не обрабатываются — и так уже третий год.
Закономерный итог?
Как стало известно редакции, 22 июля под председательством нового руководителя ТУ Росрыболовства в Приморском крае Кулиева прошло совещание, посвященное ремонту причалов №№ 2,3. Представители ООО «ДСК-Терминал» на совещании заверяли, что с 29 июля начинают ремонт причалов — для ремонта все готово, работы необходимо вести круглосуточно. В ООО «Востокморсервис», в свою очередь, пояснили, что никакого ремонта ни до, ни после совещания не велось и не ведется, нет ни работников, ни подрядчика.
Морской порт Владивосток. Фото: Валерия Федоренко / «Новая газета»
Согласно открытым данным ФНС, ООО «ДСК — Терминал» существует на заемные средства, убыток компании в 2023 году превысил 10 млн рублей. У компании нет денег на ремонт причалов. Корреспондент «Новой», приехав на место в рабочий день, тоже никого не обнаружил.
Как предположил Голещук, якобы для имитации ремонта причалов была произведена отсыпка территории скальным грунтом. Результат — полное смывание в ночь с 4 на 5 августа всего грунта (а это более 1000 кубометров) в акваторию бухты Диомид. О происшествии проинформированы прокуратура, Росприроднадзор и Росрыболовство, которые пока не приняли никаких мер и даже на территорию причалов не выезжали.
В «ДСК-Терминал» на наши звонки не ответили.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68