Восемьдесят, двенадцать, девяносто — это не параметры какой-то необычной супермодели. Это график работы знаменитого петербургского бара-лектория «Фогель» за последние месяцы: 80 дней вынужденного простоя из-за приостановки деятельности по решению суда, 12 минут работы и снова 90 дней под замком. Чем провинился «Фогель»? За что его преследуют городские власти и надзорные органы? Разбиралась «Новая».
«Обнаружены насекомые… У стажера Байрамова нет медосмотра, медкнижки и представления о том, что он делает…». Вменив разнообразные абсурдные претензии, 2 августа Октябрьский районный суд Петербурга, уже второй раз за этот год, приостановил работу бара-лектория «Фогель», популярного у оппозиционеров и активистов.
До этого работу «Фогеля» прерывали трижды, в предыдущий раз — 8 мая. Тогда, после визита силовиков и контролирующих органов, суд на 80 дней опечатал бар. Вечером 26 июля, в день возобновления работы заведения, туда вновь заявились петербургские правоохранители — до их визита «Фогель» успел проработать всего 12 минут.
Сейчас владельцев бара на набережной Фонтанки вновь признали виновными в «антисанитарии» (статья 6.6 КоАП РФ — «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения») и наказали новым запретом на работу в течение 90 дней.
Бар «Фогель». Фото предоставлены баром-лекторием «Фогель»
Место для тех, «кто выдерживал свободу слова»
Легко и просто «Фогелю» не жилось никогда. Проект был реализован три года назад компанией близких по интересам людей, периодически собиравшихся, чтобы обсудить историю, философию, политику… До этого одним из излюбленных мест подобных встреч был закрывшийся в 2021 году бар «Бакалавриат», чей бизнес и соцсети затем перешли к создателям «Фогеля».
Изначально он разместился на Суворовском проспекте, в доходном доме В.Ф. Фогеля (его фамилия и послужила названием). Основателями и идейными вдохновителями проекта стали предприниматель Иван Бикеев, правозащитник, градозащитник Юрий Багров и бывший региональный координатор движения «Весна»* Валентин Хорошенин, обвиняемый в «организации экстремистского сообщества и реабилитации нацизма».
— Так как у нас изначально подобралась компания людей с различными, не всегда схожими убеждениями, в нашей тусовке был тотальный плюрализм, — рассказывает генеральный директор «Фогеля» Иван Бикеев, — и поэтому мы хотели открыть такое место, куда человек, придерживающийся любых взглядов, может прийти, выпить и пообщаться с человеком, у которого диаметрально противоположная точка зрения. Например, какой-нибудь убежденный сексист может дебатировать с феминисткой, ну или коммунист может полемизировать с монархистом. У нас не было жесткого фильтра. Приходили все, кто выдерживал свободу слова, потому что не всегда приятно, когда твою точку зрения могут разнести в пух и прах, не каждый способен это переварить.
Лекция в лектобаре «Фогель». Фото предоставлены баром-лекторием «Фогель»
Начинал «Фогель» с лекций, потом раскрутились дебаты, киноклубы, поэтические вечера, стендапы. На старте основатели звали преподавателей из университетов или компетентных знакомых, способных выступить на ту или иную тему.
Находилось много энтузиастов, которые устали от академизма, поддержали идею образовательных мероприятий в неформальной обстановке и хотели получить новый опыт взаимодействия с аудиторией. Вскоре завсегдатаи бара предложили новые форматы: например, любители политологии из СПбГУ решили проводить семинары на политические темы.
— Благодаря нашей концепции мы стали местом притяжения, местом силы. Но когда о «Фогеле» говорят как о месте для любителей политики, то охватывают далеко не весь спектр нашей деятельности и взглядов, — поясняет Бикеев. — Львиная доля нынешней аудитории бара — это люди, случайно зашедшие с улицы, или те, кто приходил со стороны выступающего лектора, а потом погружался в контекст и концепцию заведения.
И прорубить дыру в стене
Первая проверка пришла в «Фогель» в конце октября 2021 года. Во время вечера писем политзаключенному акционисту Павлу Крисевичу (художник получил 5 лет колонии за акцию на Красной площади) в бар нагрянули сотрудники Роспотребнадзора в сопровождении силовиков. Формальной причиной визита было нарушение ковидных ограничений на массовые собрания. Однако число посетителей в тот вечер не выходило за положенный предел в 25 человек. Тем не менее бар опечатали на неделю за нарушение санитарных норм.
— Одну из претензий предъявили по поводу наличия санитарного средства в санитайзере. Было ли оно в емкости на тот момент или вылил его сотрудник Роспотребнадзора, я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть, — комментирует юрист, представляющий в суде интересы «Фогеля», Роман Байбулатов.
Сбор подписей за Бориса Надеждина в лектобаре «Фогель». Фото предоставлены баром-лекторием «Фогель»
Одним из итогов проверки стал конфликт с арендодателем, из-за которого «Фогель» переехал в свое нынешнее помещение на набережной Фонтанки.
В ноябре 2022 года — новая проверка Роспотребнадзора. Существует постановление об ограничениях проверок бизнеса, разрешающее контрольное мероприятие только в том случае, если бизнес создает угрозу обороноспособности страны и безопасности государства, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, угрозу жизни или угрозу причинения тяжкого вреда здоровью.
Чаще всего причиной осмотра служит последний пункт.
Посетитель делает заказ, берет чек и спустя некоторое время, обычно меньше часа, вызывает скорую помощь. Медикам он сообщает, что пообедал в заведении, после чего у него заболел живот.
Отправляя человека в инфекционное отделение, врачи скорой помощи указывают, где и с какими жалобами он обратился. Медики скорой ставят диагноз не как экспертное заключение, а как предположительную причину для выбора тактики лечения. Обычно в госпитализации пациентам подобного рода отказывают, а в их анализах, представленных в суд, не находят отклонений и патологий, но они получают справку, на основании которой могут написать жалобу в Роспотребнадзор.
Роспотребнадзор принимает жалобу, направляет представление в прокуратуру, а та одобряет внеплановую проверку. У бизнеса нет возможности обжаловать это решение. В числе требований программы производственного контроля как резонные требования, так и тяжело контролируемые или технически невыполнимые ввиду планировки помещения.
— Например, — поясняет Бикеев, — у нас один вход на стафф зону, а по санпину их должно быть два, потому что это нарушение поточности грязной и чистой посуды. Логика такова, что грязная и чистая посуда не должны пересекаться, но она и не может, так как одновременно заносить грязную посуду и выносить чистую один бармен в смене физически не способен. Чтобы сделать два входа, нам нужно прорубить дыру в стене, а это несущие стены и здание историческое, то есть сразу миллиона два можно выкладывать на штраф.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Также есть требование о том, что в производственной зоне не должно быть повреждений поверхностей, чтобы в трещины и сколы не забивалась грязь. Предметом особого внимания надзирателей регулярно становится одна гипсокартонная плитка, слегка сдвинутая в сторону. Несмотря на то что эта плитка находится в зоне офиса, она якобы нарушает целостность всего помещения.
Кроме того, что представители Роспотребнадзора оформляют протокол осмотра, они берут смывы и пробы, которые необходимо везти в сумке-холодильнике и отдать в лабораторию в течение часа. Юрист Байбулатов отмечает, что во время ноябрьской проверки ждать, когда проверяющие заберут готовое блюдо, пришлось в течение двух часов. По производственному помещению ходила толпа полицейских, специалисты упаковывали образцы без перчаток и помещали их не в сумку-холодильник, а в термомешок.
Тем не менее суд и во второй раз приостановил работу бара на 60 суток. Решение обжаловали в апелляционной инстанции, но безрезультатно.
В дальнейшем Роспотребнадзор подал постановление в суд на самого Ивана Бикеева, и ему вменили штраф как должностному лицу за то, что он не соблюдает регламенты и не контролирует их.
«Сейчас там весело»
В январе нынешнего года, в преддверии президентских выборов, «Фогель» предоставил свою площадку для сбора подписей в поддержку кандидата в президенты Бориса Надеждина, здесь же политик проводил встречи со своими сторонниками. Здесь же встречалась с петербуржцами и кандидат в президенты Екатерина Дунцова**. До этого бар поддерживал муниципальные кампании самовыдвиженцев, выступающих оппонентами действующей власти в Петербурге.
Встреча с Екатериной Дунцовой в лектобаре «Фогель». Фото предоставлены баром-лекторием «Фогель»
— Не скажу, что мы бы и сейчас всех их поддерживали, потому что в основном мы связываем то, что нас стали пытаться прищучить, как раз с грядущими муниципальными и губернаторскими выборами, — объясняет Бикеев. — Логика такая: раз мы поддерживали Надеждина, раз мы до этого поддерживали каких-то кандидатов не только на президентских, но и на муниципальных выборах, то можем стать местом встречи людей, которые занимаются оппозиционной деятельностью. Лучше эту площадку закрыть.
8 мая в бар пришли с проверкой специалисты Роспотребнадзора, Росалкогольрегулирования, миграционной службы и Центра «Э».
— До «Фогеля» я не знал, кто такие «эшники» и как они выглядят, — усмехается Иван Бикеев.
Причиной визита силовиков стало возможное отравление гостя, хотя потерпевших в деле не было. Суду просто предъявили справку о том, что некий заявитель обратился в скорую помощь, так как «он считает, что отравился».
За полчаса до публикации информации о временной приостановке деятельности в Telegram-канале «Фогеля» общественник Тимур Булатов, который жаловался на заведение в 2022 году, передал «пламенный привет» бару и отметил, что «сейчас там весело».
Проверка 8 мая обернулась закрытием бара на 80 суток.
По словам адвоката Байбулатова, судья внимательно изучила доказательства, выслушала сторону защиты — и тем не менее вменила бару больше нарушений, чем обнаружил Роспотребнадзор.
Вечером 26 июля, в пятницу, в баре устроили вечеринку в честь открытия после истечения срока приостановки. На праздник пришли незваные гости. Ровно через 12 минут работы «Фогеля» в дверях появились представители надзорных органов. Пробы не брали, но вменили «злостность» за повторные нарушения и «закрыли» бар на 90 дней.
* Признана экстремистской, ее деятельность запрещена территории РФ.
** Внесена Минюстом РФ в реестр «иноагентов».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68