Предчувствия того, что Днем памяти жертв Большого террора в урочище Сандармох не обойдется без провокаций, появились накануне. По традиции в Карелии в Сандармох едут 5 августа, а днем раньше в Красный бор — расстрельный полигон НКВД в Прионежском районе. Приехавшие 4 августа в Красный бор помянуть жертвы сталинских репрессий обнаружили, что на мемориальном кладбище исчезли несколько памятных знаков. Отсутствует крест, установленный в память о расстрелянных поляках, который был прикреплен к сосне, после того как в прошлом году с полигона пропал большой поклонный крест. Исчезли также три столбца с именами погибших, один из которых был посвящен украинцам, еще на одном были польские фамилии. Похитители оставили очень свежие следы, как будто вырвали столбцы прямо накануне.
Утром 5 августа пришло сообщение, что неизвестные ломятся в квартиру петрозаводского активиста Андрея Литвина. Он участвовал в траурных мероприятиях в Красном бору и собирался отправиться в Сандармох. В этом году сотрудники полиции пытались составить на Литвина административный протокол о «дискредитации российской армии», из-за того что этнический украинец приехал на прошлогодний День памяти жертв Большого террора в Сандармох с украинским флагом, однако дело на Литвина было закрыто (флаг, правда, изъяли).
Литвин неизвестным открывать не стал, но и в урочище не поехал. В течение дня ему в дверь продолжали звонить с интервалом в час, а во дворе видели неизвестных в штатском.
Чуть позже — мы уже ехали в Сандармох — юрист и близкий знакомый блогера Алексея Трунова сообщил мне, что его забрали силовики — провели обыск и увезли в управление ФСБ. Позже отпустили, изъяв телефон и ноутбук. Трунов тоже должен был ехать в Сандармох.
По дороге в урочище мы получили сообщения от людей, приехавших туда пораньше: мемориальное кладбище с утра было фактически захвачено казаками, «молодогвардейцами» и неизвестными в камуфляже и балаклавах. Среди сосен над расстрельными ямами они установили мощные динамики, включили песни Победы.
Фото предоставлено активистами Сандармоха
На деревьях расклеили плакаты, между ними поставили стенды. На них — глумливые надписи, адресованные полякам, финнам и депутату карельского заксобрания Эмилии Слабуновой. Над табличкой с именем расстрелянного финна написали: «Финны, вы снова за фашизм?»
Огромное количество казаков с нагайками — их везли автобусом, не знаю, есть ли их столько в Карелии, или казачки вовсе засланные.
Ощущение, что время повернулось вспять, и ты снова в 1937 году, только на этих людях не форма НКВД, а камуфляж и балаклавы.
Они демонстративно выстраивались у финских захоронений. По отношению к приехавшим помянуть жертвы репрессий вели себя недружелюбно, говорили: это наша земля.
Новую стелу, на которой вопреки исторической достоверности написано, что в Сандармохе лежат жертвы финской оккупации, а не только жертвы Большого террора, открыли (до сих пор была закутана в драпировки), видимо, была какая-то церемония накануне.
Возле каждого памятника, касающегося расстрелянных финнов, поляков и украинцев, выставили караул из товарищей в камуфляже.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Фото: Валерий Поташов
Люди подрастерялись, но потом собрались и начали читать имена расстрелянных. Тогда «штурмовики» включили песни Победы, заглушая имена расстрелянных, а над читающими запустили квадрокоптер, полеты которых в Карелии запрещены.
Председатель Еврейской автономии Карелии Дмитрий Цвибель принес еврейский поминальный рог, прозвучал его траурный зов. Затем Дмитрий включил с помощью портативной колонки музыку композитора Гельмера Синисало — его отец Юхо Нестор Синисало был расстрелян здесь. Это был самый трогательный момент церемонии.
Приезжали украинцы помянули своих, посетили церемонию иностранные дипломаты — на них сразу набросились пропагандисты НТВ, которые добрались сюда из Москвы специально.
Приехал и поучаствовал в чтении имен председатель «Яблока» Николай Рыбаков, карельские депутаты Эмилия Слабунова и Ольга Тужикова.
Историк из Санкт-Петербурга Анатолий Разумов привез второй том книги «Место памяти — Сандармох», которую он пишет вместе с карельским исследователем сталинских репрессий Юрием Дмитриевым, заключенным в 2022 году в мордовскую колонию строгого режима. «Эта книга о тех, кого здесь убивали, о тех, кто убивал, и о тех, кто не хотел бы этой правды, замазывал бы ее как угодно, — сказал Анатолий Разумов во время чтения имен расстрелянных в Сандармохе. — Каждый живет в соответствии со своими представлениями. Наше дело — не остановиться в превращении мест злодеяний в места памяти, обнародовать имена».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68