Призывы Венгрии и Словакии к Брюсселю заставить Украину продолжить транзит российской нефти, упали на неблагоприятную почву. Будапешт и Братислава уповают на договорные документы между Евросоюзом и Киевом, но спор этот политический, а не торгово-экономический, поэтому из него трудно выйти, используя только юридические инструменты. Предпосылки конфликта начали складываться гораздо раньше, чем возник его предмет.
17 июля Украина остановила транзит нефти компании «Лукойл» в Венгрию и Словакию, потому что эта российская компания находится под санкциями западных государств. Российская сырая нефть, поступающая по нефтепроводу «Дружба», продолжает составлять существенную роль в энергетическом балансе этих стран даже после того, как Евросоюз 5 декабря 2022 года ввел запрет на импорт нефти из России в связи с началом российской военной операции против Украины.
Эти два члена ЕС добились для себя исключения из общеевропейского запрета. Они мотивировали свою особость тем, что больше других стран ЕС зависят от российских поставок и не имеют готовых альтернатив. Тогда Еврокомиссия активно выступала против этого, но большинство членов ЕС вошли в положение двух союзников и согласились сделать исключение до конца 2025 года.
Оно предусматривало поставки — в том числе в Венгрию, Словакию и Чехию — по трубопроводу «Дружба», чтобы дать этим странам время найти альтернативные варианты. Подразумевая, что они сделают это быстро.
Германия и Польша, которые тоже пользовались трубопроводом «Дружба», прекратили покупать российскую сырую нефть в прошлом году. Чехия намерена остановить импорт из России в будущем году. Словакия также обещала модернизировать свой НПЗ для переработки больших объемов нероссийской нефти.
А вот Венгрия решила увеличить импорт нефти по этой трубе на 50% по сравнению с 2021 годом, а также подписала новые соглашения с «Газпромом». Нефть по трубопроводу «Дружба» продолжала поступать.
Но прошло более полутора лет, и на фоне продолжения российской спецоперации Киев ввел санкции против «Лукойла» и прекратил транзит.
Венгрия и Словакия сразу обратились в Еврокомиссию с просьбой начать консультации в рамках торгового соглашения ЕС с Украиной от 2014 года. Имеют право как члены ЕС.
Их запрос поставил Брюссель в затруднительное положение. Чиновники в соответствии с действующими в бюрократическом аппарате правилами выступили с формальными, но малозначимыми заявлениями.
Исполнительный зампред Еврокомиссии, курирующий торговлю, Валдис Домбровскис заявил газете Financial Times (FT), что Брюсселю потребуется больше времени для сбора доказательств и оценки юридической ситуации.
По словам других источников, он также допустил, что Украина может при некоторых обстоятельствах приостановить действие части того торгового соглашения 2014 года по соображениям безопасности.
25 июля представитель Еврокомиссии Олоф Гилл сказал на брифинге, что исполнительная коллегия ЕС «примет решение, когда [будет] готова принять его». Он предостерег Венгрию и Словакию от любых односторонних ответных мер, таких как отключение поставок электроэнергии в Киев, подчеркнув, что в ЕС только Еврокомиссия имеет право принимать решения по внешнеторговым спорам.
Учитывая, что до конца августа жизнь в брюссельском аппарате ЕС традиционно замерла на летние отпуска, вряд ли эта «готовность» созреет скоро.
Возмущение Будапешта и Братиславы медлительностью Брюсселя выплеснулось на официальном политическом уровне. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто 30 июля прямо обвинил ЕС в возникшем кризисе.
Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
«Прошло больше недели, но Еврокомиссия ничего не сделала. Есть только два сценария. Еврокомиссия либо слишком слаба, чтобы заставить страну-кандидата (Украину) уважать фундаментальные интересы двух стран — членов ЕС, либо все это придумано не в Киеве, а в Брюсселе, и не украинским правительством, а Еврокомиссия хочет шантажировать две страны, выступающие за мир», — написал он на своей странице в Facebook (запрещен в России из-за принадлежности к Meta, которая признана экстремистской).
Венгерский министр потребовал от Еврокомиссии и лично ее главы Урсулы фон дер Ляйен немедленно дать ответ, давали ли они указание Киеву блокировать поставки нефти. И вновь заявил, что приостановка транзита подрывает энергетическую безопасность двух государств ЕС и является прямым нарушением соглашения об ассоциации Украины с ЕС.
Ранее, 23 июня, выступая по венгерскому телевидению,
Сийярто пригрозил возможными контрмерами. В частности, заблокировать выделение средств из Европейского фонда мира (ЕФМ) до тех пор, пока Украина не решит проблему с «Лукойлом».
Речь идет о 6,5 млрд евро, предназначенных для компенсации членам ЕС денег, истраченных на поставки оружия и боеприпасов для Украины. Блокирование — уже факт в течение нескольких месяцев, и Будапешт подтверждает свое вето. Кроме того, из Венгрии идут 42% электроэнергии, которую импортирует Украина.
О контрмерах упомянули и руководители Словакии. Президент Петер Пеллегрини напомнил, что Братислава помогает Украине запасами газа и поставками электроэнергии и будет вынуждена «отреагировать». Премьер-министр Роберт Фицо заявил, что его страна прекратит поставки дизельного топлива на Украину, если Киев не восстановит поток нефти от «Лукойла» через свою территорию. Поставки из Словакии составляют десятую часть потребления дизельного топлива на Украине.
Президент Словакии Петер Пеллегрини. Фото: AP / TASS
Экономические санкции — на самом деле не экономический инструмент, а политический. Вводя их, государства сознательно идут на экономические потери. Ради политического выигрыша, выражения солидарности, демонстрации своего отношения к чему-либо.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
По крайней мере, так это понимают в ЕС. Нелепо доказывать несостоятельность санкций только тем, что они невыгодны с точки зрения бизнеса.
Очевидно, что в Брюсселе попытки Венгрии и Словакии качать свои права как членов ЕС сочувствия и готовности помочь не вызвали. Дело принято к корректному, но прохладному рассмотрению. Причина в том, что за два с лишним года обе страны, особенно Венгрия во главе с Виктором Орбаном, слишком часто имели особое отношение к принимаемым большинством решениям, блокировали ключевые проекты, не проявляли достаточно, как здесь называют, «искренней солидарности».
В расслабленном предотпускном настроении в кулуарах и частных беседах с журналистами чиновники и дипломаты не скрывали скептического отношения к призывам Будапешта и Братиславы решить в Еврокомиссии свои проблемы «в духе солидарности», привлечь «букву закона». Проскальзывает заметное разочарование тем, что эта проблема вообще стоит на повестке дня в Брюсселе. Мол, теперь они обратились за помощью к ЕС, пытаются использовать составленные десяток лет назад правила, чтобы сохранить доступ к «халяве» — дисконтному продукту, от которого почти все остальные по моральным мотивам были вынуждены отказаться, — российской нефти.
Остальные нашли способы избавиться, а Венгрия и Словакия использовали санкции Киева против «Лукойла», чтобы продолжать ее закачивать в свои хранилища. Венгрия даже увеличила импорт российской нефти, что вызвало особое возмущение.
Страны-истцы «фактически получали прямую экономическую выгоду от географической близости к украинскому рынку, перепродавая дешевые российские энергоносители с огромной наценкой, при этом сдерживая поставки оружия и одновременно являясь троянскими конями России в Европе», приводит издание Politico слова одного из экспертов. Многие члены ЕС, например, Германия, приняли дорогостоящие меры, чтобы избавиться от зависимости от российских энергоносителей.
Фото: Роман Яровицын / Коммерсантъ
На этом фоне предполагаемые потери Венгрии и Словакии от украинских санкций против «Лукойла» выглядят не катастрофически. Они могут лишить обе страны трети их импорта нефти, но и стимулировать поиск альтернативных вариантов. Если те готовы к ним политически. А такие варианты есть. Например, наращивание импорта нероссийской сырой нефти из Хорватии по трубопроводу Adria, указывает другой эксперт. Украинские власти утверждают, что и сейчас по трубопроводу «Дружба» поступает столько же нефти, сколько и раньше, благодаря другим российским компаниям.
Поэтому и угрозы контрмер воспринимаются в Брюсселе не драматично.
Они больше похожи на «аргумент, который вы используете, чтобы склонить переговоры в [свою] пользу», чем на реальные угрозы, сказал третий эксперт.
- Во-первых, обе страны продолжают получать прибыль от экспорта переработанных энергоносителей в Украину.
- Во-вторых, они столкнутся с серьезным упреком со стороны ЕС за сокращение экспорта электроэнергии в Украину, которая сталкивается с масштабными отключениями.
Общая линия ЕС (и под ней они подписались) — всемерная поддержка Украины. В любом случае эти страны должны задуматься о своем положении как членов ЕС и получении от него положенных денег. И о кредитных рисках для своих предприятий.
Похоже, прохладное отношение Брюсселя к своему демаршу в отношении Киева почувствовали в Будапеште и Братиславе. Поэтому смягчили тон. Словацкий премьер Фицо предложил неопределенное «техническое решение» для восстановления заблокированных поставок после встречи со своим украинским коллегой Денисом Шмыгалем.
Венгрия получает большую часть нефти из России, около половины которой поступает от «Лукойла». Глава администрации Орбана Гергей Гуляш заявил, что блокирование поставок «Лукойла» может привести к дефициту топлива, но «нет причин для паники», поскольку у Венгрии есть резервы. Венгрия будет искать выход из тупика до сентября. Он также заявил, что страна изучает «юридическую лазейку, которая позволяет транспортировать нефть тем, кто не попал под санкции». Это может означать импорт через «Дружбу» из Казахстана или от российских компаний, включая «Газпромнефть» или «Роснефть», которые не попали под санкции.
В случае этого конфликта важны исторический контекст и репутация. Комментарии прессы появляются на фоне растущей враждебности в ЕС по отношению к Будапешту.
Страны ЕС все больше устают от венгерского премьера Орбана из-за его отклонений от общего курса. Венгрия оказалась изолированной в ЕС из-за своей пророссийской позиции и дружеских проявлений к Китаю. И из-за того, что блокирует ключевые решения ЕС по вопросам Украины, «зеленого курса» и миграции, а также из-за нарушений верховенства права в его европейском понимании. Высшие должностные лица ЕС и Европарламент бойкотировали неформальные встречи, организованные Венгрией, которая сейчас председательствует в ЕС.
Добавили раздражения самовольные «миротворческие» визиты Орбана, которые во внешнем мире воспринимаются как демарши от имени ЕС. А тут еще недовольство в Европарламенте решением Будапешта облегчить выдачу венгерских виз россиянам. Они ведь открывают все шенгенское пространство, в том числе и «российским шпионам».
Словакия также все больше раздражает. Поскольку популистский премьер Фицо разворачивает страну в пророссийскую сторону и приостановил государственную военную помощь Украине.
Все это в целом оставило мало восприимчивых ушей в Брюсселе теперь, когда обе страны просят помощи, чтобы сохранить свою нефть из России.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68