СюжетыКультура

Захваченные кулисы

Что происходит с театрами, которые присвоило государство

Захваченные кулисы

Фото: Ирина Бужор / Коммерсантъ

В начале июня в московских театрах случились кадровые перестановки: новым директором «Современника» стал Владимир Машков, худруком Московского академического театра сатиры назначили Евгения Герасимова, а Театра Романа Виктюка (который теперь существует под другим названием) — Константина Богомолова. Все они сохраняют текущие должности худруков в Московском театре Олега Табакова, Театре на Малой Ордынке и Театре на Малой Бронной соответственно.

В Министерстве культуры решили долго не думать и отдать театры проверенным людям, неоднократно доказавшим свою верность. Поскольку сейчас лето, театральные сезоны либо окончены, либо вот-вот завершатся, то новые руководители еще не успели ничего поставить и принять какие-либо серьезные решения. Тем не менее кое-что понятно уже сейчас.

Театр Романа Виктюка. Фото: Александра Левчук / ТАСС

Театр Романа Виктюка. Фото: Александра Левчук / ТАСС

Театр Романа Виктюка / Театр-Сцена «Мельников»

На старте больше всего досталось Театру Романа Виктюка, который теперь называется Театр-Сцена «Мельников» и фактически перестал быть тем, чем являлся еще месяц назад, — театр абсолютно потерял лицо. После своего назначения новый худрук Константин Богомолов только и успевал, что давать комментарии РИА «Новости», в каждом из которых переобувался со скоростью света. Давайте проследим, как менялись его высказывания.

7 июня, сразу после назначения, Константин заявил, что театр нуждается в обновлении, но он не собирается «начинать с нуля» и «делать полную зачистку». Театр (на тот момент еще Романа Виктюка) он назвал «башней из слоновой кости», «запереться» в которой он не намерен. Также режиссер отметил,

что театр «должен рефлексировать и жить вместе со страной» и что, вероятно, это главная задача, которая стоит сейчас перед ним.

На следующий день Богомолов заявил, что русскому репертуарному театру нужны кадры, отметив, что очень сложно регулярно собирать полный зал. 10 июня Богомолов выступил против слияния Театра на Малой Бронной и Театра Романа Виктюка. В этот же день состоялась встреча труппы и нового художественного руководителя — по словам Богомолова, она прошла «спокойно, конструктивно и без эксцессов». На встрече он рассказывал о том, как будет сохранять наследие Романа Григорьевича, и этим, вероятно, немного успокоил труппу, которая все-таки замерла в ожидании следующих ходов нового художественного руководителя. И они не заставили себя ждать.

Константин Богомолов. Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Константин Богомолов. Фото: Артем Геодакян / ТАСС

14 июня — опять же в интервью РИА «Новости» — Богомолов заявил, что бренд Виктюка мог сохранять только Виктюк, и поэтому часть спектаклей из репертуара будет снята. Тогда же он впервые упомянул об архитекторе здания Мельникове, пояснив, что как раз его наследие нужно сохранять. Через несколько дней театр и назвали именно в честь этого архитектора. Также Богомолов выразил надежду, что им и его решениями гордится его учитель Олег Табаков (обращение к фигуре Табакова встречается и в риторике Владимира Машкова).

Главные же изменения в судьбе театра произошли 8 июля, в день вынесения приговора Евгении Беркович и Светлане Петрийчук. В этот день Богомолов заявил,

что театр сменит название, а часть спектаклей уберут из репертуара — навсегда или «для того, чтобы вернуться через время, пройдя через этап репетиций, направленных на сохранение их высокого художественного качества».

При этом он, не стесняясь, сказал, что смена названия — лишь часть пиар-кампании (судя по всему, это была попытка завладеть информационным пространством в день, когда все театральное сообщество не вылезает из сводок новостей).

Режиссер Дмитрий Голубев рассказал, что из репертуара театра сняли спектакли Виктюка

  • «Служанки»,
  • «Последняя любовь Дон Жуана»,
  • «Несравненная!»,
  • «Иллюзии любви»,
  • «Кот в сапогах»,
  • «Маскарад Маркиза де Сада»,
  • а постановку «Федра» планируется переделать.

По словам Голубева, также убрали спектакли других режиссеров: «Венецианку» Игоря Неведрова и «Лакейские игры» Александра Карпушина.

На следующий день на портале Change.org появилась петиция, в которой анонимный «защитник театра» призывает снять К.Ю. Богомолова с должностей художественного руководителя театров «На Малой Бронной» и Театра-Сцены «Мельников», а также вернуть вышеупомянутому театру («Мельников») его прежнее название. Многие деятели культуры выступили против смены названия — в частности Валентина Талызина, Александр Калягин и другие назвали этот поступок Богомолова вопиющим вандализмом и кощунством.

На вопрос о том, зачем потребовался Богомолову такой экстравагантный ход, существует несколько возможных ответов. Первый — месть. При жизни Роман Григорьевич, мягко скажем, недолюбливал Богомолова и его режиссуру. Например, в интервью 2018 года он высказался о его спектакле «Идеальный муж» так:

«Богомолов принадлежит к поколению, которое не верит в источники, соединяющие человека-творца с небом. Но небеса карают тех, кто так издевается над текстами Уайльда».

Ноябрь 2020 года. Прощание с Романом Виктюком. Фото: Александр Авилов / агентство Москва

Ноябрь 2020 года. Прощание с Романом Виктюком. Фото: Александр Авилов / агентство Москва

Вот появилась уникальная возможность отомстить Виктюку (посмертно) и уничтожить все его наследие. В театре сейчас фактически запрещено даже упоминать имя Мастера.

Второй возможный ответ — несоответствие спектаклей Виктюка государственной политике. Роман Григорьевич в своих постановках говорил о свободе, о человеческих правах, использовал приемы авангардного и экспериментального театра, а сейчас для любого эксперимента в России, как мы успели понять, найдется своя статья. В эпоху СССР некоторые постановки режиссера запрещались властями, а российские чиновники решили просто стереть его фигуру — будто никакого Виктюка и не существовало.

Третью, официальную причину, Богомолов изложил в своем эссе РИА «Новости» (странно, что он не назвал этот текст манифестом). Режиссер прошелся по всем:

  • актеры в плохой физической форме, поэтому они, конечно, не могут играть обнаженных греков в «Федре»;
  • спектакли, идущие в театре, не являются значимыми и не имеют художественной ценности;
  • досталось и зрителям: Богомолова не устроило, что основная аудитория — это одинокие женщины.

Труппа театра подавлена и не готова комментировать все происходящее. Большинство актеров — ученики Романа Григорьевича, и все происходящее для них — личная трагедия. Впрочем, «перекричать» Богомолова кажется почти невозможной задачей.

Фото: Максим Григорьев / ТАСС

Фото: Максим Григорьев / ТАСС

Театр «Современник»

Владимир Машков, назначенный директором театра «Современник», дает значительно меньше комментариев, чем его коллега из так называемого теперь Театра-Сцены «Мельников». Впрочем, у него и забот побольше: на нем Театр Табакова, «Золотая маска», СТД, колледж, а теперь еще и «Современник».

По словам труппы, в театре он практически не появляется. Машкова назначили не художественным руководителем, а директором, поскольку в театре существует художественный совет, который пока распускать не планируют. Но «Современник» — директорский театр, и все стратегические решения в нем будет принимать, конечно, Машков. Один(а) из артистов(ок) театра объяснила мне, почему, по мнению значительной части труппы, назначение Машкова — это убийство «Современника».

Владимир Машков. Фото: Бизнес Online / ТАСС

Владимир Машков. Фото: Бизнес Online / ТАСС

«В СМИ распиарена информация о том, что «Современник» с восторгом принял нового директора Машкова. Это неправда. Значительная часть труппы находится в недоумении. Назначение Машкова — это убийство самой идеи «Современника».

Наш театр основали семеро талантливых и свободных людей. Они не были удовлетворены зашоренным театром своего времени и искали свои, новые пути. «Современник» — это территория внутреннего бунта, поиска, а не сытости и обласканности властями. Назначение Машкова означает только то, что он загонит театр в узкий коридорчик своего личного вкуса — в этот черный туннель, выход из которого только один — забвение. Такой подход ведет к гибели любого театра.

На встрече труппы он полтора часа нам что-то говорил. Перескакивал с темы на тему, что-то сказал про Галину Борисовну, что-то про его понимание артиста, что-то про гастроли в новые регионы. Но главное, он сказал, что мы будем продолжать русский психологический театр. Аббревиатура Театра Олега Табакова — ТОТ. И вот он сказал, мы будем делать ТОТ «Современник».

Какой ТОТ «Современник»? Непонятно. Потому что тот «Современник», в который пришли в свое время мы, совершенно не похож на тот театр, который, кажется, проповедует Владимир Львович Машков. При Галине Борисовне «Современник» был площадкой для экспериментов. На этой сцене ставили Кирилл Серебренников, Римас Туминас, Кирилл Вытоптов, Галина Волчек и множество других современных прогрессивных режиссеров. Владимиру Львовичу же режиссеры, как мы понимаем, не нужны. Он будет делать свой театр: он будет и художественный руководитель, и директор — он будет всё. Номинально его должность называется «директор», потому что после ухода Рыжакова должность художественного руководителя теперь не подразумевается. Они не могли назначить его на должность, которой нет.

Про Машкова говорят, что он ледокол. Он будет делать то, что ему нужно. Если надо, он уберет даже тех, кто в этом театре почти с самого основания. Как это случилось с театром Табакова. Недавно у нас выложили репертуар на октябрь, и там уже одна треть сцены занята спектаклями Театра Олега Табакова. То есть нам оставили только две трети. Конечно, это сказывается на настроении нашей труппы, потому что это деньги людей. Эту треть могли бы заполнить спектакли, в которых играли бы наши артисты и зарабатывали деньги. Теперь там играет Театр Олега Табакова. Это произошло по причине того, что их собственная сцена сейчас находится на реконструкции. Это вполне логичный ход со стороны Машкова.

Сам Машков в театре почти не появляется. Видимо, слишком занят другими своими проектами. У него Театр Табакова, «Золотая маска», СТД, колледж, а теперь еще и «Современник». Где-то же ресурс человека должен заканчиваться. Так что, видимо, мы увидим первые движения в какую-либо сторону только с начала нового сезона.

У меня и многих моих коллег складывается ощущение, что он пока сам не знает, что делать с «Современником». Ему дали эту огромную, грандиозную в свое время площадку, а что с ней делать и как к ней подступиться — он не знает. Я думаю, что он и его команда сейчас вырабатывают какую-то стратегию и в начале сезона объявят о чем-то. Как мы понимаем сейчас, приходя на спектакли в Табакерку, Машков — человек со своим очень жестким взглядом на искусство. Для него любая форма — это формализм, для него не существует понятия эксперимента. А это «антисовременник».

Какие будут изменения — понятия не имею. Мне кажется, что они будут, и они будут очень значительные. Новая метла по-новому метет. Напоследок хочется сказать, что примерно все в театре понимают, что это надолго. Это мое мнение и мнение многих моих коллег».

Евгений Герасимов. Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Евгений Герасимов. Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Театр сатиры

Назначение Евгения Герасимова — на мой взгляд, самое неочевидное решение Минкульта. Сергей Газаров и Евгений Герасимов оба строили театры, и оба относительно недавно заняли свои посты. Газаров был назначен худруком Театра сатиры в 2021 году, а Герасимов — худруком Театра на Малой Ордынке (бывший Театр Луны) в 2022-м. Но чем так не угодил властям Газаров и так понравился Герасимов?

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Театр на Малой Ордынке уже довольно давно и активно пиарится в проправительственном анонимном культурном канале «Закулиска». Там пишут, что с театрами в Москве все плохо, хорошие спектакли перевелись, но как похорошел Театр на Малой Ордынке при Герасимове! Мол, старые спектакли с неизвестными актрисами сняли, а новые с известными поставили. «Известные актрисы» — это прежде всего Янина Студилина, ставшая видимой после молодежного сериала «Ранетки» (все ведь помнят этот сериал с рейтингом 2.8 на «Кинопоиске»?) Этот факт ее биографии можно было бы опустить, но именно он выставляется как ее главное достижение на официальном сайте театра. Студилина пришла в труппу театра в 2022-м, в тот же год, когда сюда пришел Герасимов, и сейчас исполняет здесь все ведущие роли.

Примечательно, что сразу после назначения Герасимова из Театра сатиры ушел один из ведущих актеров — Максим Аверин (он перешел в Ленком). Однако в интервью журналу «7 дней» он отметил, что его уход никак не связан со сменой руководства, и он уважительно относится и к Газарову, и к Герасимову. А вот что он сказал о сборе труппы.

Максим Аверин:

«Вот и на собрание, когда труппе представляли Евгения Герасимова, я не пошел — так рад, что не участвовал в этом базаре. Но мне рассказали, что там выступил молодой артист. Начал словами: «Мы — великий театр…» Хочется ему сказать: «Эти ваши слова — очень большое заблуждение и глупость. Вы прикрываетесь, как иконой, именами Миронова, Папанова, Ширвиндта. А вы-то кто, что вы-то сделали, сыграли?! Величие театра определяет только публика, которая либо ходит на спектакли, либо не ходит!»

Здесь так и хочется зацепиться за слово «базар». Выходит, не все радостно восприняли нового художественного руководителя. Но именно этот комментарий Герасимов посчитал нужным зачитать на пресс-конференции, посвященной закрытию сезона и празднованию юбилейного (следующий сезон в театре 101-й), — она прошла в пресс-центре ТАСС 11 июля. Почему Герасимов решил сослаться именно на этот комментарий — непонятно, он даже никак его не прокомментировал. В общем, риторика новоназначенного руководителя прежняя:

нужно делать новое, а старое помнить, но постепенно забывать.

Как нетрудно заметить, все новоизбранные худруки говорят примерно одно и то же — только разными словами.

На той же пресс-конференции ведущая актриса театра Алена Яковлева посчитала, что новый художественный руководитель опрометчиво сослался на комментарий Аверина, и отметила, что Театр сатиры — действительно великий театр с одной из лучших трупп в Москве.

Алена Яковлева:

«Мы стараемся не стоять на месте, продвигаться дальше. Стараемся, чтобы у нас все было тихо и мирно. У нас замечательная труппа, Евгению Владимировичу с нами очень повезло. Мы крайне неконфликтная труппа. Да, мы можем быть чем-то недовольны и высказывать свои сомнения, но, поверьте, это не революция. Я знаю, как происходит в других театрах. Но у нас основной критерий — это работа».

На пресс-конференции Герасимов едва ли говорил что-то от себя, в основном зачитывал чьи-то цитаты и исторические справки. Уловить момент, когда справка заканчивается, почти невозможно — он одинаково монотонно зачитывал и цитаты, и его собственные, кем-то предварительно написанные, слова.

Особенно иронично то, как он перечислял итоги прошедшего сезона, постоянно добавляя «мы сделали», «мы поставили», хотя сам к этим «мы» не имеет никакого отношения.

В своей речи Герасимов упоминал и ушедшего в этом году из жизни Александра Ширвиндта — 19 июля 2024 года ему бы исполнилось 90 лет. Герасимов сказал, что этот день отмечаться будет, но тут же добавил, что главное празднование состоится 1 октября 2024 года — в день столетия театра.

Фото: Андрей Любимов / РБК / ТАСС

Фото: Андрей Любимов / РБК / ТАСС

Будет сыгран спектакль «Планета Ширвиндт», собранный из эстрадных номеров Александра Анатольевича, в исполнении друзей Ширвиндта. Также Герасимов сообщил, что будет учреждена стипендия Ширвиндта для студентов ВТУ им. Щукина.

Итог такой: переименование театра не планируется, в театре сделают ремонт, планируют делать новые качественные постановки и отмечать юбилеи. Ширвиндта не забывают, но и новые прогрессивные постановки в театре будут. Пока кажется, что назначение Герасимова явилось самым безболезненным как для труппы, так и для театра. Но поживем — увидим.

Центр Мейерхольда, присоединенный к Театру «Шалом», и Валерий Фокин, снятый с должности худрука Александринского театра

8 июля Валерий Фокин заявил в разговоре с РБК, что приговор режиссерке Жене Беркович и драматургу Светлане Петрийчук «неоправданно жестокий». 12 июля по приказу Министра культуры Ольги Любимовой Валерия Фокина сняли с должности худрука Александринского театра в Санкт-Петербурге и назначили на ранее не существующую должность президента, а художественным руководителем стал Никита Кобелев, год назад пришедший на должность главного режиссера.

Сам Фокин сказал, что это уход в отставку и что он давно искал себе подходящего преемника, что Президент театра — не номинальная должность, и он продолжит «корректировать художественную политику театра».

О том, действительно ли это его личное решение, или одно-единственное высказывание в самом деле могло так круто изменить судьбу человека, — остается только догадываться.

…Центр Мейерхольда Валерий Фокин создал как экспериментальную площадку, а экспериментам в российском театре, как мы уже поняли, не место. Залы театра сдавались в аренду, как правило, независимым режиссерам. В 2022 году последний худрук театра Дмитрий Волкострелов был уволен за пацифистскую позицию, а через несколько дней в московском руководстве сообщили о ликвидации Центра Мейерхольда и слиянии его с театром «Школа драматического искусства».

Валерий Фокин. Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Валерий Фокин. Фото: Михаил Метцель / ТАСС

Теперь экс-Центр Мейерхольда стал частью театра «Шалом». В Депкульте это решение объяснили тем, что успешный Театр «Шалом» располагает лишь одной небольшой площадкой, а теперь наконец-то получит новые возможности. Для российских властей театр, который когда-то был одним из главных центров культурной жизни, теперь просто «сцена в центре города».

Худрук Московского еврейского театра «Шалом» Олег Липовецкий прокомментировал порталу «Театръ» происходящие изменения так:

Олег Липовецкий:

«Мы думаем, что решение департамента культуры Москвы передать театру «Шалом» помещения бывшего Центра имени Мейерхольда на улице Новослободской абсолютно логично и продиктовано сложившимися реалиями. Театр «Шалом» стремительно развивается, о чем говорят и цифры, и отзывы зрителей, и мнение театральных экспертов.

За два года театр полностью обновил репертуар, выпустив 13 премьер. Десятки тысяч зрителей впервые посетили «Шалом» за эти два года. На некоторые спектакли театра стоит огромная зрительская очередь, и билеты раскупаются буквально за минуту после открытия продаж. Цены на билеты «Шалома» у перекупщиков достигают 15 000 рублей. В то же время театр буквально задыхается от отсутствия репетиционных площадей и служебных помещений. Мы надеемся, что решение департамента культуры позволит театру «Шалом» более полно удовлетворять зрительский спрос и выведет наш коллектив на новый виток развития».

…Конечно, все вышеперечисленное — пока лишь первые шаги новых руководителей, и вся картина будет ясна, когда мы увидим первые постановки. Ясно одно: то, с чего начали режиссеры, надежды не внушает. Да и само по себе решение «дарить» людям по два театра в руки выглядит странно. Судя по всему, нас ждет либо слияние этих «пар», либо один из театров неизбежно будет оставаться в тени.

Впрочем, искусство — это явно последнее, что волнует сегодняшнюю власть. Главное, чтобы все были под присмотром.

К. Арарат

Этот материал входит в подписку

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow