СюжетыКультура

Вся гамма хейта

В мире отменяют концерты джазового контрабасиста Авишая Коэна после выступления в Москве. Рассказываем о перипетиях отмен

Вся гамма хейта

Авишай Коэн. Фото: Moscow Jazz Festival

В июне всемирно известный контрабасист и композитор из Израиля Авишай Коэн впервые за долгое время выступил в России — на столичном Moscow Jazz Festival. Как нетрудно догадаться, его приезд стал настоящим событием, и во время концерта казалось, что именно джазовая музыка, в основе которой лежит любовь и свобода, способна объединить всех. Авишай признался в любви к России и исполнил абсолютно новую композицию.

«Вы — одна из лучших аудиторий, для которых я играл за долгое время, и я хотел бы исполнить для вас что-то совершенно новое, чего никто еще не слышал. Это моя музыка на слова Леонарда Коэна. Я думаю, что эта песня соответствует времени, в котором мы живем. Мы все хотим мира. Композиция называется I pray for courage («Я молюсь за смелость»)», — сказал Авишай Коэн.

Московская публика долго не отпускала музыканта, импровизированная автограф-сессия продолжалась около 20 минут. Однако это выступление оказалось роковым для Авишая: его стали бойкотировать в других странах и систематически отменять его концерты. А несколько дней назад

менеджер артиста принял решение отменить выступление Трио Авишая Коэна на Saint Petersburg Jazz Festival на фоне беспрецедентного давления и постоянных угроз, поступающих в адрес музыканта.

На фоне этой истории решил отменить свое выступление в России и другой хедлайнер фестиваля — басист из США Ришар Бона. В итоге и на Moscow Jazz Festival, и на его побратиме, Санкт-Петербургском джазовом фестивале, вместо заявленных иностранных музыкантов выступят другие артисты: оперный певец Ильдар Абдразаков и легенда афро-кубинского джаза — пианист Гонсало Рубалькаба. Кубинцы, кстати, в России частые гости, мировое давление на них, как правило, не распространяется.

Публика на Moscow Jazz Festival. Фото: Moscow Jazz Festival

Публика на Moscow Jazz Festival. Фото: Moscow Jazz Festival

«Преступление» Авишая заметили не сразу. Как и другие иностранные музыканты, выступающие на фестивале, он не анонсировал свой концерт в России. Но спустя несколько дней после выступления пользователи социальной сети X обнаружили информацию об участии Авишая в Московском джазовом фестивале на сайте события. Скриншот быстро разлетелся по запрещенной в России сети и вызвал волну хейтерских комментариев. Акцент в них был сделан на то, что фестиваль, на котором выступил Коэн, прошел при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Пользователи посчитали, что деньги музыканту платил лично президент России. Наиболее активные из них решили обратиться к Коэну и спросили его о причинах участия в фестивале, на что получили невероятно грубый ответ. Я не знаю, действительно ли он принадлежит музыканту, но думаю, что подделать ответ особых проблем бы не вызвало.

28 июня у Авишая Коэна было запланировано выступление на Jazz Around Festival в Варшаве. Но разгневанные бывшие поклонники поспешили обратиться к организаторам фестиваля, и реакция оргкомитета не заставила себя ждать:

«У нас есть объявление о том, что концерт Трио Авишая Коэна, запланированный на 28 июня, не состоится на фестивале Jazz Around. В связи с недавними событиями, связанными с участием Трио Авишая Коэна в Московском джазовом фестивале, поддерживаемом правительством России, из уважения к свободе и демократии, к нам и к другим артистам, которых мы пригласили на Jazz Around, и по соображениям безопасности мы решили отменить концерт Трио Авишая Коэна. Мы хотели бы выразить нашу глубокую солидарность с украинским народом», — говорится в сообщении.

Этот пост стал рекордным по количеству лайков и комментариев. Некоторые поляки написали о своем желании сдать билет в связи с отменой выступления Авишая. Сообщество фестиваля на комментарии не отреагировало, но последовал ответ от жительницы Норвегии: «Если хотите слушать эту ***, пакуйте чемоданы и поезжайте в Москву. И оставайтесь там». Также в комментариях отмечают сообщества других фестивалей и призывают их незамедлительно отменить концерты Коэна. Основное число сообщений ожидаемо оставляют граждане Украины, и их можно понять. Но также встречаются оскорбительные комментарии от немцев, шведов, австрийцев и представителей других стран. Эстафета отмен концертов Коэна тоже активно продолжается: в частности, концерт музыканта уже отменили в Бельгии на Brussels' Walden Festival, в Швеции (на сайте Malmo live просто появилась плашка «отмена» без каких-либо пояснений) и в Австрии на Take the A-Train Festival. Вероятно, список будет пополняться.

Выступление Авишай Коэна. Фото: Moscow Jazz Festival

Выступление Авишай Коэна. Фото: Moscow Jazz Festival

При этом в целом выступления иностранных артистов на частных площадках часто остаются незамеченными в мировом сообществе. Если пообщаться с представителями московских джазовых клубов, станет ясно, что зарубежные джазовые музыканты умудряются давать большие туры по джазовым клубам России (при этом публично комментировать это организаторы не готовы: опасаются за карьеру тех артистов, которые еще приезжают в Россию, и просят не упоминать их имена). Безусловно, количество гастролей снизилось. Для сравнения: в столичном Клубе Алексея Козлова в допандемийные годы иностранцы составляли 30% афиши, а сейчас там в лучшем случае одно-два имени в месяц.

Если же гастролирующие в России иностранцы все-таки сталкиваются после своих выступлений с волной хейта, то, к сожалению, «белым» музыкантам достается куда больше.

На том же Московском джазовом фестивале выступали Ришар Бона (США), Роберто Фонсека (Куба), Даффер Юсеф (Тунис) и Аллан Харрис (США). Но Авишаю — единственному не темнокожему иностранцу из перечисленных, к тому же израильтянину — досталось ощутимо больше всех: другие если и получали угрозы, то куда менее значительные (критиковать темнокожих артистов не принято из «толерантности»). Отмен концертов этих музыкантов не последовало.

Фото: Moscow Jazz Festival

Фото: Moscow Jazz Festival


На фоне всех этих проблем последнего времени в исполнении джазовой музыки в России наметилось несколько тенденций.

  • Во-первых, возросло количество музыкантов-экспатов и их востребованность. Эти артисты хоть и являются представителями других стран, но уже давно живут в России и возвращаться на родину не собираются. Доминиканка Фантине, кубинец Дариэль Рене, американец Армир Ли, гречанка Стефания Дамоцидус… Все они иностранцы, при этом привозить их не нужно и проблем с ними не возникает.

Чаще же всего в Россию приезжают джазисты с Кубы, из Турции, Индонезии, Индии, Таиланда… Да, эти страны не принято считать джазовыми (помимо Кубы, конечно), их музыка скорее находится на стыке жанров и обладает ярким национальным колоритом, но в обстоятельствах мировой изоляции приходится довольствоваться тем, что есть.

  • Во-вторых, появилась еще одна тенденция современной джазовой индустрии — вводить в джаз артистов из других жанров. Так, с джазовыми программами выступают Хибла Герзмава, Ильдар Абдразаков, Полина Гагарина, Мот, L’One, Дмитрий Маликов и другие. Если раньше публику собирали на иностранных мэтров, то сейчас — на звезд эстрады, пусть и не джазовых. Это, конечно, сильно изменило аудиторию джазовых концертов в целом: сюда приходят люди, которые еще вчера не были знакомы с жанром как таковым.

Закончить хочется официальным ответом Авишая Коэна на отмену его концерта на фестивале в Польше:

«Я никогда не был политическим деятелем, и меня не отождествляли с какой-либо религией или расой. Я смотрю на всех людей во всем мире одинаково, все они заслуживают того, чтобы их вдохновлял дар музыки…»

К. Арарат — специально для «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow