Мятежная стабильностьПолитика

Самый добрый диктатор

Поэт Леопольд Сенгор совсем не хотел править страной. Поэтому дожил до девяноста пяти и оставил о себе хорошую память, несмотря на развал экономики

Самый добрый диктатор

Леопольд Сенгор. Фото: akg-images / Marion Kalter / EAST NEWS

Диктаторы и автократы обычно не имеют ученых степеней и не блещут достижениями на ниве науки, зато они отлично себя показывают на руководящих постах — там, где нужны воля к власти, политическое чутье, харизма, жесткость и жестокость. Такими были, к примеру, Франсиско Франко или Сэмюэл Доу.

Тем не менее нам знаком Владимир Ленин. Кто-то утверждает, что его выдающиеся интеллектуальные таланты сыграли с ним злую шутку: отдав всего себя делу революции, он употребил все свои силы на достижение утопии, придуманное другим выдающимся мыслителем, Карлом Марксом.

А что нам говорят другие примеры? Как сложилась судьба диктаторов-интеллектуалов и как их бэкграунд отразился на их правлении?

Дух из баобаба

Особо интересна в этом контексте история Леопольда Сенгора, правившего Сенегалом после обретения страной независимости в 1960 году. Сенгор оставил след в истории не только как политик, но и как интеллектуал широкого профиля: профессор африканских языков во Франции, писатель и поэт, затем получил кресло депутата во французском Национальном собрании, был его вице-спикером и активно участвовал в политической жизни метрополии.

Но потом началась антиколониальная борьба в его родном Сенегале (точнее, во Французской западной Африке), по итогам которой он диктатором и стал.

…Леопольд Сенгор появился на свет в 1906 году на побережье океана в местечке Жоаль в Сенегале, в семье зажиточного плантатора из народа серер, сколотившего состояние на торговле арахисовым маслом. При рождении мальчика неподалеку от дома обрушился баобаб. Согласно семейному преданию семьи Сенгоров, в этом дереве обитал сильный и могущественный дух, который, потеряв дом, искал нового носителя. Не долго думая дух вселился в мальчика, что придало будущему президенту Сенегала силу и интеллект.

Семья была набожная, поэтому мать юного Леопольда Сенгора очень хотела, чтобы сын стал священником. Здесь, кстати, есть совпадение с судьбой еще одного ученого-диктатора — Антониу ди Салазара: его родители тоже хотели отправить сына учиться в католическую семинарию, но судьба распорядилась иначе, и он стал профессором экономики.

В 1914-м Сенгор пошел в школу, где преподавали католики-миссионеры. Там он приобщился к основам французской культуры и — шире — к западной цивилизации. Юный «носитель духа баобаба» проявил незаурядные способности в учебе.

В те времена в Сенегале был крайне низкий уровень грамотности, но Сенгору — одному из немногих представителей своего народа — удалось выйти за пределы племенной культуры и приобщиться к европейской.

К 20 годам, отучившись в католической семинарии три года, Сенгор поссорился с одним из преподавателей, который забраковал его кандидатуру для дальнейшего обучения во Франции и рекомендовал ему отказаться от карьеры священника. Для Сенгора это стало потрясением. Он вернулся в свою деревню, где стал жить затворником. Спустя какое-то время взял себя в руки и переехал в столицу колонии — Дакар, где поступил в светскую среднюю школу. Как показало время, это был правильный поступок.

Свой среди чужих, чужой среди своих

Французская школа в Дакаре была не просто местом получения знаний, но и пространством, где формировалась уникальная идентичность местных африканцев. По утверждению французского историка и колониального чиновника Жоржа Арди, который в то время жил и работал в Дакаре, французская колониальная школа превращала африканцев в людей, которые были чужими как в отношении французской культуры, так и в отношении местной. В таком пространстве формировалась и личность Сенгора. Под влиянием этого опыта Сенгор придумал название для таких, как он сам: «новый негр» (Nègre nouveau).

Благодаря своим школьным успехам Сенгор выиграл стипендию в размере 250 франков и в 1928 году отправился в Париж — в знаменитый лицей Людовика Великого — изучать литературу. В 1933 году он официально стал гражданином Франции, а уже к 1936 году получил ученую степень агреже по грамматике в Парижском университете, став первым африканцем, которому удалось этого достичь. Ему было дано право на преподавание французского языка в школе и в университете, а к началу Второй мировой войны — звание профессора.

Солдат и политик

За время обучения в Париже Сенгор близко познакомился со многими будущими звездами французской политики, включая будущего президента-социалиста Жоржа Помпиду, с которым буквально сидел за одной партой в лицее. В 1939 году Сенгор вступил в ряды французской армии и служил в полку колониальной пехоты. В итоге попал в плен и прошел нацистские концлагеря.

Там с ним и произошла история, сильно повлиявшая на его личность. Немцы собрали чернокожих военнопленных и хотели расстрелять «унтерменшей». Сенгор, уже стоя у стены, закричал: «Да здравствует Франция, да здравствует Черная Африка!» — и другие военнопленные подхватили этот призыв. Это произвело очень сильное впечатление на расстрельную команду, тем более что в дело вмешались военнопленные французские офицеры, напомнившие об ответственности за нарушение соответствующих международных конвенций. В общем, расстрел был отменен.

А Сенгор из этой истории вывел закон: готовность к смертельному риску может спасти жизнь.

Сенегал. Февраль 1971 года. Жорж Помпиду и президент Сенгор. Фото: akg-images / Jacques Violet / AKG Images / East News

Сенегал. Февраль 1971 года. Жорж Помпиду и президент Сенгор. Фото: akg-images / Jacques Violet / AKG Images / East News

После освобождения Парижа в 1944 году будущий лидер Сенегала смог вернуться к нормальной жизни и начать политическую карьеру. Осенью 1945 года должны были состояться выборы в Национальное собрание республики. Для Сенегала в собрании было зарезервировано два места, одно из которых в 1941 году стало вакантным. От видного политика Амаду Ламина Гея, с которым Сенгор в будущем будет править Сенегалом, Сенгору поступило предложение. участвовать в выборах. Сенгор очень не хотел, сомневался, что ему это по силам. Но Ламин Гей убедил. И в 1945 году Сенгор вступил на политическую стезю.

В этот период Сенгор концептуально оформил одну из ключевых идей (помимо культурологической концепции негритюда), которая станет идеологией его авторитарного режима, — африканский социализм.

Если кратко описать суть идеи, то она заключались в особом характере африканской цивилизации, которая якобы жила в соответствии с социалистическими принципами.

То есть социализм в Африке уже наступил, и никаких революций для построения социалистического общества совершать не нужно.

Эту идеологию можно отнести к категории Sonderweg («особый путь»), который был характерен для ряда интеллектуалов отсталых стран (в Российской империи, например, эту роль выполняло славянофильство). Как и славянофилы, Сенгор критиковал Запад за его чрезмерный материализм, индивидуализм и рационализм, и, как и многие российские интеллектуалы XIX–XX веков в отношении своей страны, сенегалец был уверен, что будет достаточно соединить материальные достижения Запада и африканский социалистический дух, чтобы построить справедливое общество.

Поэт во власти

В 1959 году две автономные республики — Сенегал и Мали — объединились в Федерацию Мали и объявили о независимости. Но уже в 1960 году стало ясно, что федерация нежизнеспособна: лидер Судана и премьер-министр Федерации Мали Модибо Кейта стремился создать унитарное государство, в то время как сенегальцы хотели децентрализованную федерацию. Ну и естественно, Кейта хотел отстранить от власти всех соперников-сенегальцев и стать единоличным правителем. Чтобы не дать этому случится, ближайший сторонник Сенгора Мамаду Диа, на тот момент министр обороны, распорядился собрать отряды милиции для защиты Дакара. Это спровоцировало череду событий, под влиянием которых Федерация Мали распалась, Леопольд Сенгор в январе 1961 года стал первым президентом Сенегала, а Диа — премьером.

3 ноября 1961 года. Леопольд Сенгор и Джон Кеннеди. Фото: ASSOCIATED PRESS

3 ноября 1961 года. Леопольд Сенгор и Джон Кеннеди. Фото: ASSOCIATED PRESS

Придя к власти, Сенгор вместо управления государством решил посвятить себя поэтическому творчеству и регулярно выпускал сборники поэзии. В 1961-м, например, вышел сборник его стихов под названием «Ноктюрны», а Мамаду Диа в это время, наоборот, взял на себя вожжи управлениям государством и экономикой. Сенгору нравилось быть в центре внимания, поэтому он принимал активное участие в зарубежных поездках и во внешней политике, где у него была возможность дать развернуться своему таланту, который он приобрел благодаря политической карьере во Франции. Мамаду Диа, наоборот, интересовали тонкости управления государством: он был технократом. Сенгор же был больше брендом и лицом государства. Он стал президентом, который царствовал, но не правил.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Диа активно продвигал кооперативную модель сельской экономики среди сенегальских крестьян под названием «сельский дух» (animation rurale), согласно которой сенегальские крестьяне должны были самоорганизоваться. Это очень не нравилось богатой сенегальской буржуазии. Жан Мултон из Университета Массачусетса Амхерст определил главную цель экономической политики под руководством Диа как попытку «сохранить давние ценности общины и способствовать современному развитию, которое имело место в динамично меняющемся мире». То есть в целом экономическая стратегия Сенегала под руководством премьера-технократа шла в русле «африканского социализма», где ставилась цель сохранения старого сельского уклада жизни и одновременно достижение целей передового экономического развития*.

1962 год. Встреча Никиты Хрущева и Мамаду Диа. Фото: ITAR-TASS

1962 год. Встреча Никиты Хрущева и Мамаду Диа. Фото: ITAR-TASS

Диа также был верующим мусульманином и стремился ввести в государственных школах изучение арабского языка и исламского права, что вызывало негодование у марабутов (мусульманские монахи), которые не хотели модернизировать исламское учение и выступали против экономических инициатив Диа. Все эти инициативы вызвали бурю негодования и создали ему много врагов. В сочетании с крутым нравом Диа все это привело к взрывоопасной ситуации в стране.

Да и сам он подумывал о том, чтобы отобрать власть у своего незадачливого, как ему казалось, президента-идеалиста.

Друг народа

А местные элиты при поддержке французских властей решили сделать ставку на Сенгора и избавиться от «идеологизированного технократа». После возвращения президента из заграничной поездки в 1962 году люди из его ближайшего окружения доложили ему о неофициальной поездке Диа внутрь страны, где он, по их словам, пытался заручиться поддержкой в борьбе за единоличную власть. И депутат Национального собрания Теофиль Жаме инициировал голосование по вотуму недоверия правительству Диа. Премьер попытался препятствовать депутатам и даже вызвал войска, чтобы заблокировать доступ в здание. Сенгор встал на сторону депутатов, к нему присоединилась армия, а Диа был взят под стражу.

Сенгор остался единственным правителем Сенегала. Он запретил все политические партии, и в стране установилась персоналистская диктатура. Сенгор быстро отказался от экономической политики «сельского духа», чем сильно обрадовал сенегальскую и французскую элиту, которая видела в такой политике угрозу своей власти. После, выступая перед народом, он объявил, что экономически план развития государства провалился, а во всем виноват опальный Мамаду Диа. По итогам референдума в мае 1963 года Сенгор также внес поправки в Конституцию, которые утвердили сильную президентскую власть.

Читайте также

Просвещенный диктатор «особой цивилизации традиционных ценностей»

Просвещенный диктатор «особой цивилизации традиционных ценностей»

Звезда и смерть Антониу ди Салазара, который так и не узнал, что уже давно не правит Португалией

К 1966 году окончательно оформилась президентская политическая партия «Прогрессивный союз Сенегала», что ознаменовало собой окончание процесса становления режима Сенгора как однопартийного.

Все у Сенгора было хорошо, пока в 1970-х не грянул энергетический и экономический кризис, после которого экономика начала стагнировать:

резко выросли цены на энергоносители, а цены на основной экспортный товар страны — арахис — резко упали. Жизненный уровень населения быстро просел, а с ним и популярность Сенгора.

Автократ-добряк, дабы сгладить негативные впечатления, решил пойти на внешнюю демократизации режима. В стране были разрешены три политические партии: социал-демократическая, марксистско-ленинская и либеральная. Первая партия отошла Сенгору, а последнюю, либеральную, возглавил профессор и юрист Абдулай Вад.

Однако ощутимых изменений это не принесло: ситуация в экономике страны стремительно ухудшалась. Сенгор плохо разбирался в управлении государством, а взять на себя ответственность за коллапс страны не хотел, поэтому и передал власть Абдулаю Ваду после окончания своего пятого президентского срока в 1980 году. Однако возглавляемая им Социалистическая партия Сенегала (бывший Прогрессивный союз Сенегала) оставалась у власти до 2000 года.

Париж. 1984 год. Бывший президент Сенегала Леопольд Сенгор во Французской академии. Фото: ASSOCIATED PRESS / East News

Париж. 1984 год. Бывший президент Сенегала Леопольд Сенгор во Французской академии. Фото: ASSOCIATED PRESS / East News

Оставшуюся часть жизни Леопольд Сенгор занимался тем, к чему у него всегда лежало сердце, — академическим трудом и ораторскими выступлениями на международной арене. В 1983 году он стал первым африканцем, которого избрали в состав Французской академии. Скончался Сенгор в 2001 году в возрасте 95 лет, оставив после себя добрую память среди сенегальцев, несмотря на плачевные итоги своего правления.

* J.M. Moulton (1977). Animation rurale: education for rural development. University of Massachusetts Amherst.

Этот материал входит в подписки

Настоящее прошлое

История, которую скрывают. Тайна архивов

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow