КомментарийКультура

Искусство преодоления страха

О выставке «Чего ты боишься?» на «Винзаводе»

Искусство преодоления страха

Фото: vk.comwinzavod.artcenter

Новая выставка Центра современного искусства «Винзавод» «Чего ты боишься?» предлагает взглянуть на свои страхи через призму творчества. Страх — одно из самых древних и универсальных человеческих чувств, он сопровождает нас с начала существования и служит важным механизмом выживания. От темных пещер первобытного человека до современных мегаполисов страх остается нашим постоянным спутником. Независимо от эпохи и окружающих условий, страх продолжает влиять на наше поведение и восприятие мира. Но что если мы не просто осозна́ем свои страхи, а решим их преодолеть? Искусство может стать мощным инструментом для этого, предлагая безопасное пространство для осмысления и трансформации наших глубинных опасений. Именно такое пространство и организовал для своей новой экспозиции «Винзавод».

Эта выставка знаменует начало нового направления «Гравитация», представляющего актуальный срез российского современного искусства. Для работы в этом направлении «Винзавод» собирается привлекать художников из собственных «Мастерских» и «Открытых студий». Название символизирует взаимное притяжение и интерес, сохраняющие постоянную связь между искусством и человеком.

На выставке «Чего ты боишься?» обсуждать страхи взялись 28 художников. Ее куратор Елена Селина разделила выставку на две части: «Первая является началом экспозиции и включает проекты художников, которые визуализируют свои персональные страхи, но только предъявляют их, без каких-либо попыток преодоления. Вторая включает проекты, в которых есть хотя бы потенциальная попытка этот свой страх преодолеть».

Детские и популярные страхи соседствуют с актуальными и животрепещущими. Уже на входе в экспозицию вы видите керамическую фигуру голубя, лежащего на полу. Возможно, сначала вы проходите мимо, не обратив особого внимания. Но дальше, в центре зала, вы сталкиваетесь с круглой зеленой лужайкой, на которой лежат керамические голуби, подобные тому, что вы видели вначале. Вглядываясь в их искореженные формы, вы осознаете, что они мертвы. Художница Василиса Лебедева не случайно выбирает керамику для своих работ: через этот материал она не просто рассказывает о смерти, но и буквально касается ее руками, создавая из фарфора и глины образы мертвых птиц.

Фото: vk.comwinzavod.artcenter

Фото: vk.comwinzavod.artcenter

Страх смерти знаком многим, но как часто мы говорим о нем? В детстве нас оберегают от этих мыслей. Мы долго живем с убеждением, что люди умирают только от болезней и старости. Но условия нашей сегодняшней жизни таковы, что сталкиваться со смертью мы можем по несколько раз в день — и экспонат с голубями подчеркивает будничность смерти, которую люди часто предпочитают не замечать.

Даже среди этих трагических фигур голубей художница стремится показать, что жизнь всегда рядом со смертью, а зеленая лужайка в инсталляции напоминает нам, что жизнь и смерть — это части бесконечного круговорота.

С переживаниями утраты тесно связан и страх последних лет — потеря дома. Когда человек вынужден оставить свой дом, он теряет не только физическое пространство, но и часть самого себя. На выставке зрителю предлагают пройти лабиринт внутри дома: на протяжении всего пути по лабиринту расположены экраны с видео, где автор проекта, художница Анастасия Ковалева, ходит по полю. Чем дальше вы идете, тем более расплывчатыми и «заросшими» становятся видео. И эти видео, и сам лабиринт напоминают о том, что далеко не все в жизни поддается нашему планированию, и ставят посетителя лицом к лицу с еще одним главным страхом последних лет — с чувством неуверенности в будущем.

Дом, по которому мы идем, сделан из соломы. Он полностью просматриваем и непрочен, он символизирует хрупкость и уязвимость нашего привычного мира. Понимание, что он не выдержит никакой опасности, вызывает чувство разорванности и осознание того, как легко можно потерять все, что кажется незыблемым. Этот проект художница назвала «Очаг!», что символизирует потребность каждого иметь то место, к которому мы можем быть привязаны, даже если оно иллюзорное и зыбкое. Для кого-то дом — это не просто стены и крыша, а место, где хранятся воспоминания, где ощущается безопасность и уют. Потеря этого места может быть разрушительной. Хрупкость мира, представленная в виде соломенного дома, напоминает нам о том,

что ничто не вечно — и это осознание может быть пугающим, но в то же время оно учит нас ценить настоящее, быть готовыми к переменам и находить устойчивость внутри себя.

Помимо инсталляции дома, проект включает в себя два видео: в одном Анастасия собирает очаг, как клетку, полностью окружая себя им, а во втором видео очаг горит. Эти кадры можно интерпретировать двояко: с одной стороны, это страх зыбкости, когда то, что казалось незыблемым и было опорой, исчезает. С другой стороны, это чувство заточения, как будто мы находимся в плену у собственных страхов и тревог. Поэтому, вникая в представленные на выставке работы, важно уловить не столько сам страх, сколько переживания, которые он влечет, и попробовать найти способы справиться с ними.

Фото: vk.comwinzavod.artcenter

Фото: vk.comwinzavod.artcenter

Еще одна особенность выставки — необходимость обращать внимание на экспонаты, которые на первый взгляд могут показаться слишком простыми. Так, совершенно не примечательной кажется работа Анастасии Литвиновой «Симпатическая стена»: перед вами большой акриловый холст и лежащие рядом фонарики. Весь секрет в том, что холст покрыт люминесцентной краской, и когда светишь на него фонариком, проявляется зеленый цвет. То есть посетителям предлагается безопасный способ самовыражения: каждый может написать что угодно — и надпись исчезнет в считаные минуты. Но получится ли у нас в самом деле написать что угодно? В этом и кроется главный посыл работы. Широко распространенные запреты острых тем породили страх перед открытыми высказываниями почти во всех сферах нашей жизни.

В таких условиях становится трудно найти грань между цензурой и самоцензурой — и художники здесь не исключение. Они тоже боятся: боятся как внешнего давления, так и внутренних ограничений.

Тему страхов художника развивает и фотопроект Мики Плутицкой «Матери», исследующий глубоко психологическую и философскую тему: страх перед тем, что когда-то было знакомым и родным, но превратилось в нечто чуждое и пугающее (исследуя этот страх, художница опирается на статью Unheimlichkeit («Жуткое») Зигмунда Фрейда).

В своей работе Плутицкая использует несколько сувенирных статуэток знаменитого монумента «Родина-мать зовёт!», каждая из которых пребывает в разном состоянии: вот фигура чиста и сияет, но со временем металл подвергается коррозии, и образы Родины изменяются до неузнаваемости. Этот проект побуждает задуматься о нашей идентичности и о том, как быстро и легко наши коллективные символы могут утратить свою значимость, превратившись в нечто чуждое и непонятное. Это не только исследование трансформации известных образов, но и попытка осмыслить, как меняется восприятие и отношение к символам с течением времени.

Выставка «Чего ты боишься?» приглашает к размышлениям, предлагая каждому зрителю найти свой собственный смысл в представленных работах.

Фото: vk.comwinzavod.artcenter

Фото: vk.comwinzavod.artcenter

Возможно, ваши интерпретации будут отличаться от замыслов авторов, но это и сделает ваш опыт уникальным. Посреди экспонатов находится специальная стена, на которой посетители могут делиться своими страхами — от самых серьезных до самых неожиданных, — что создает атмосферу открытого диалога о том, что нас беспокоит.

Итак, чего ты боишься? Этот вопрос — не просто повод лишний раз углубиться в свои страхи, но и призыв осознать их — и сделать первый шаг к победе над ними.

Анастасия Демидова

Этот материал входит в подписку

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow