КомментарийКультура

Суд идет!

Шестой фестиваль российских сериалов «Пилот» открылся историческим детективом «Плевако» с Сергеем Безруковым в главной роли

Суд идет!

Кадр из сериала «Плевако»

В этом году «Пилот» открылся в здании железнодорожного вокзала Иваново — самой крупной российской ж/д станции, выполненной в конструктивистском стиле. И сразу на полных парах отправился в ХIХ век.

Первым сериалом фестиваля стал «Плевако» (киностудия «РОК», НТВ и онлайн-кинотеатр PREMIER при поддержке ИРИ) Анны Матисон, снятый под присмотром продюсера Алексея Учителя. Действие разворачивается в 1880 году, когда легендарный адвокат и гений ораторского искусства Федор Плевако (Сергей Безруков) уже любим широкой аудиторией и купается в лучах славы. Что не мешает ему биться насмерть с обер-прокурором в процессах, а также драться в кулачных боях под снежными хлопьями прямо на рынке (необъяснимая сцена). У него хлебосольный дом. И милая, но орущая для острастки на прислугу жена. Ему помогают в предварительных расследованиях умница сестра суфражистка Юлия (Мария Смольникова) и забавный англоман Шубинский.

Начинают сериал с самой знаменитой хрестоматийной речи-отповеди Плевако — так называемого «слова о чайнике». Малоинтересный судебный казус: старушка украла жестяной чайник. Прокурор, зная хитроумность адвоката, решил действовать его методами: «Мол, конечно, старушку до кражи довела горькая нужда, да и смешно: кража ли это — дешевый чайник? Но!» Он заканчивал сочувственную речь словами о том, что собственность священна. На этом держится государство. Если позволить безнаказанно присваивать чужую собственность — страна погибнет.

Кадр из сериала «Плевако»

Кадр из сериала «Плевако»

И вот та самая речь защитника: «Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование… Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушились на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла старый чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно».

Аплодисменты. Известно, что речи адвоката нередко заканчивались бурной овацией. Криками «браво!». Рыданиями дам. Сочувственными взглядами присяжных. Не хватало только призывов «бис!». Его речами заслушивался Чехов.

Да это и был отчасти театр.

В те времена публика, лишенная разнообразных зрелищ, посещала судебные заседания как бесплатные спектакли. Ходили специально на звезд вроде Плевако. Тут тебе и саспенс, и детектив, и кульминация, и развязка.

Основное время первой серии занимает расследование дела Байрашевского, студента из богатой семьи, убитого юной любовницей Прасковьей Качкой. Шумное дело оказывается под личным контролем советника Александра II, серого кардинала Константина Петровича Победоносцева, который точно знает, что и как лучше для отечества. И во всем ищет след опасных революционеров. Либеральные реформы Александра II его раздражают, они вредны, приводят к победе бомбистов. Стоит их остановить (впрочем, обо всем этом мы узнаем вскользь). Виновную требуют наказать с самого верха. А дело из бытового превратить в политическое. Мол, девица из самых низов втерлась в доверие юноши-дворянина и погубила его. А не связана ли она с революционерами? Повесят, как пить дать.

Кадр из сериала «Плевако»

Кадр из сериала «Плевако»

Проведя свое расследование, Плевако доказывает, что Байрашевский был дрянью и жестокосердным ничтожеством, готовым на убийство своих доверчивых возлюбленных. А подсудимая оказалась одной из его жертв. Адвокат артистически подключает воображение присутствующих и рассказывает, как дело было в действительности. В этот момент флешбэки накладываются на изображение судебного процесса.

Метод «картинка в картинке» позволяет удешевить съемку. Хотя понравится ли это, не всегда внятное «визуальное головокружение», массовому телевизионному зрителю — вопрос.

Читайте также

Кто не спрятался — я не виноват

Кто не спрятался — я не виноват

На экранах фильм Анны Зайцевой «Я иду играть»

Ясно, что дело Плевако выигрывает с блеском. В кульминационные минуты дамы рыдают, кто-то теряет сознание. Помощник предлагает шефу даже билеты продавать на суды, как на представление. Плевако в финале замечает, что он никогда не проигрывал дела, что неправда. Первый процесс знаменитый адвокат проиграл, что не помешало ему стать первым в своем деле.

«Плевако» создан в духе «Петербургских тайн»: микс исторического костюмного сериала с детективом — хотя попроще и, прямо скажем, с художественной точки зрения много скромнее. С небрежно написанным сценарием (Анна Матисон, Савва Минаев).

Кадр из сериала «Плевако»

Кадр из сериала «Плевако»

Безруков — хороший артист, спору нет. Хотя и неожиданного в его роли ничего не сыскать. А лучшее в первой серии — внезапный финальный танец Плевако-Безрукова на титрах.

Хорошо, что героем сериала для широкой аудитории оказался не прокурор, а защитник. С прокурорами у нас и в реальности недостатка нет.

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

Этот материал входит в подписки

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow