СюжетыКультура

Благотворительность с головой на плахе

В Русском музее открылась выставка «Для славы всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII — начала XX вв.». Что не так с концепцией и какова судьба меценатов?

Благотворительность с головой на плахе

Выставка «Для славы всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII — начала XX вв.». Фото: Наталья Шкуренок

Впервые Русский музей открыл выставку в рамках 27-го Петербургского международного экономического форума. Она посвящена русским предпринимателям и купцам, занимавшимся благотворительностью и меценатством на протяжении более чем двух веков, — с недвусмысленным намеком на то, что нынешним бизнесменам надо срочно заняться тем же самым. Но

организаторы этого агитационного вернисажа, кажется, совсем забыли, что традиции благотворительности, как английский газон, надо выращивать лет двести, используя при этом свободу и просвещение, а не классовую борьбу или «игры патриотов».

Более 200 предметов живописи, графики и скульптуры разместилось в нескольких залах Мраморного дворца, раскрывая перед посетителями музея многогранную деятельность отечественных купцов и предпринимателей, развивавших торговлю, промышленность, железные дороги и экономические связи на необъятных просторах Российской империи, а также искусство, науку, образование, коллекционирование — все, чем сегодня так гордится российская культура.

Выставка «Для славы всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII — начала XX вв.». Фото: Наталья Шкуренок

Выставка «Для славы всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII — начала XX вв.». Фото: Наталья Шкуренок

Портреты кисти выдающихся живописцев Григория Угрюмова, Алексея Венецианова, Ореста Кипренского, Василия Тропинина, Павла Федотова, Андрея Рябушкина, Бориса Григорьева, Бориса Кустодиева представляют историю предпринимательства и меценатства в России через образы ее главных действующих лиц. Знаменитые Строгановы, Томиловы, Кокоревы, Демидовы, Кусовы, Громовы, Сапожниковы и десятки имен других людей, торговавших со всем миром, строивших дороги, фабрики, корабли, смотрят со стен на посетителей музея.

Современные россияне уже плохо помнят, сколько этими людьми было построено больниц, церквей, школ, приютов, богаделен, сколько книг и денег получили от российских купцов и промышленников университеты, сколько картин и скульптур — музеи. Выставка в Русском музее напоминает об этом.

Но ее организаторы, похоже, ставили перед собой куда более амбициозную задачу.

Потомки, ау!

Алла Манилова. Фото: Наталья Шкуренок

Алла Манилова. Фото: Наталья Шкуренок

Настоящая задача выставки, видимо, сводится к тому, чтобы портретами на стенах вдохновить участников экономического форума и современный бизнес в целом на щедрую поддержку культуры и искусства в нынешней России. Эту идею озвучила на пресс-показе Алла Манилова, директор ГРМ:

«Участникам форума, наверное, будет важно увидеть лица людей, чьи судьбы угадываются в этих картинах, портретах, потому что они были меценатами, благотворителями, самым прямым образом занимались развитием культуры, искусства и заложили начало той традиции, которая в России не прерывается, слава богу, — заявила Алла Манилова. — Сегодня невозможно делать крупные культурные акции только за бюджетный счет, да это и неправильно. Любое учреждение культуры должно привлекать этих людей, потомков тех, чьи портреты сегодня украшают стены нашего музея».

Хочется сказать: а вот отсюда поподробнее. Действительно, все исторические персонажи, чьими портретами увешаны стены залов в Мраморном дворце, заложили начала и основы традиции благотворительности в России. А вот то, что она не прерывалась, — с этим госпожа Манилова явно погорячилась: после переворота 1917 года в Стране Советов развитием культуры, искусства, образования, промышленности и вообще всего-всего занималось исключительно государство. Делало оно это без какого бы то ни было участия частных предпринимателей или купцов — их просто уничтожили как представителей «эксплуататорских классов», а имущество национализировали. Так что между теми, чьи портреты украшают стены Русского музея, и нынешними, в последнее время особенно редкими энтузиастами, рискующими поддержать культуру, — пропасть почти в 80 лет, на которые приходится жизнь трех поколений.

И уж тем более

чистой маниловщиной выглядит предложение привлечь потомков тех самых купцов и промышленников к поддержке культуры в современной России.

Семья Строгановых после 1917 года эмигрировала из России, все ее имущество было национализировано. Последний представитель династии по мужской линии Сергей Александрович Строганов умер в Ницце в 1923 году. В России остались потомки крестьянской ветви Строгановых — и сегодня в деревне Циренниково Архангельской области есть несколько домов, принадлежащих Строгановым-крестьянам, которые никогда не занимались меценатской деятельностью. Созданный в 90-е годы в Нью-Йорке потомками боковых ветвей рода фонд сейчас занимается исключительно поддержкой Российского государственного художественно-промышленного университета (РГХПУ) имени С.Г. Строганова, — вуза, больше известного как Строгановка.

Выставка «Для славы всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII — начала XX вв.». Фото: Наталья Шкуренок

Выставка «Для славы всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII — начала XX вв.». Фото: Наталья Шкуренок

Потомки знаменитого коллекционера и мецената Алексея Романовича Томилова, чей портрет можно увидеть на выставке в ГРМ, после 1917 года тоже практически исчезли: последняя владелица коллекции Александра Владимировна Шварц умерла в 1926 году. Вместе со своим вторым мужем Евгением Григорьевичем Шварцем она в 1918–1919 годах занималась передачей коллекции в Русский музей. Через несколько лет после ее смерти, в 1931 году, решением «тройки» Волховского райисполкома Евгений Григорьевич Шварц был выслан из Старой Ладоги вместе с другими жителями. В далекой якутской ссылке Евгений Григорьевич и его дочь Александра, которая сопровождала отца, погибли.

Несколько человек из многочисленного когда-то рода знаменитого мецената Василия Александровича Кокорева в 20-е годы прошлого века перебрались в Москву, где тихо и незаметно доживали свой век, предварительно отказавшись от всех своих предприятий и имений. Часть этой семьи сейчас живет в Италии — туда давным-давно уехала младшая дочь Кокорева с детьми. От знаменитого рода купцов и промышленников Демидовых в Петербурге сохранилось разве что название: два берега канала Грибоедова соединяет Демидов мост. В советские годы от политических репрессий серьезно пострадали и потомки известного купца, промышленника и мецената Василия Федуловича Громова. Практически полностью после событий 1917 года покинули Россию родственники Петра Семеновича Сапожникова: это от семьи его правнучки, Марии Александровны Сапожниковой, в 1913 году Эрмитаж получил десятки выдающихся картин, среди которых была и «Мадонна Бенуа».

Выставка «Для славы всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII — начала XX вв.». Фото: Наталья Шкуренок

Выставка «Для славы всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII — начала XX вв.». Фото: Наталья Шкуренок

Традиции и современность

При всем этом в словах Аллы Маниловой есть и доля правды: традиция сохраняется — традиция уничтожения частной инициативы, не устраивающей российские власти. Только за последние 10 лет в стране прекратилась деятельность множества благотворительных организаций и фондов.

  • В 2015 году из России ушел Фонд Сороса, признанный Генеральной прокуратурой РФ «нежелательной организацией». За почти 30 лет работы этот фонд вложил около миллиарда долларов в развитие российской науки, образования, культуры, медицины и гражданского общества.
  • И в том же году закрылся первый в современной России некоммерческий семейный фонд социальных инвестиций «Династия» — его включили в список НКО-«иностранных агентов». После этого основатель организации Дмитрий Зимин* решил прекратить предоставлять гранты молодым ученым и стипендии студентам, выпускать книги — все это фонд делал в течение почти 13 лет во всех регионах России.
  • С 2019 года закрыт фонд поддержки кинематографа «Пример интонации», созданный известным российским режиссером Александром Сокуровым. Одной из причин своего решения Сокуров назвал «недружелюбность и агрессивность» по отношению к нему Министерства культуры.
  • Уже год как закрыт инклюзивный центр в Петербурге, созданный благотворительным фондом «Антон тут рядом». Организаторы фонда объяснили это сложностями в сборе необходимых средств.
  • В феврале этого года Олег Тиньков* объявил о прекращении благотворительной деятельности из-за внесения своего имени в списки «иноагентов»: «Моя семья вынуждена сейчас закрыть благотворительный Фонд семьи Тиньковых и выйти из состава попечительского Фонда борьбы с лейкемией, чтобы сохранить этот фонд», — заявил предприниматель на своей странице в Instagram (принадлежит Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена).
  • А в марте Минюст признало «нежелательным» немецкий Форум имени Льва Копелева, и организация прекратила свою работу на территории России.

Так что, пожалуй, госпожа Манилова права: участникам форума действительно важно было бы увидеть лица людей, чьи судьбы угадываются в портретах на выставке в Русском музее, и еще раз подумать: чего может стоить им благотворительность в родной стране?

Читайте также

Больше, больше Да Винчи

Больше, больше Да Винчи

В Эрмитаже прошла еще одна неоднозначная выставка, вызвавшая интерес у посетителей, а у специалистов — недоумение

* Внесен Минюстом в реестр иностранных агентов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow