СюжетыОбщество

Храм-палатка, большие деньги и мирской суд

Как в центре Киева самочинно построили церковь и как власти снесли ее под покровом ночи

Храм-палатка, большие деньги и мирской суд

На месте снесенной Владимиро-Ольгинской часовни Десятинного храма. Фото: телеграм-канал desyatinka

В центре Киева снесли церковь. Правда, удивляет, что за нее не заступилось священноначалие, а Московская патриархия, внимательно следящая за религиозной политикой украинских властей, не выступила с официальным заявлением.

«Новая» изучила хитроумную эволюцию временной «палатки» на раскопках Десятинной церкви и оригинальные бизнес-схемы его предприимчивого настоятеля, который сбежал в Россию.

Что главное в этой истории: аферизм на вере или большая политика?

Под покровом ночи

Под охраной полиции в ночь на 17 мая демонтирована временная церковная постройка на территории Национального историко-архитектурного заповедника «Древний Киев» на раскопках Десятинной церкви X–XI века. Раскопки входят в буферную зону объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО («Софийский собор и прилегающие строения»). Неофициально разрушенную постройку назвали «Десятинным монастырем», а в документах Украинской православной церкви (УПЦ; до мая 2022 г. входила в Московский патриархат) она значилась как храм святых равноапостольных Владимира и Ольги.

Поддерживающие РПЦ «Союз православных журналистов» и канал «Перший Козацький» описывают некоторые подробности. Около 22 часов 16 мая силовики оцепили территорию Национального музея истории Украины (он расположен по соседству с раскопками), после чего туда въехали самосвалы. Здание площадью 133 кв. м разобрали, а после полуночи самосвалы вывезли обломки. Как отмечает «Перший Козацький», «уцелел один бронзовый образ, который был вмонтирован в стену». Остальные иконы и утварь хозяева здания вывезли сразу после Пасхи, ожидая демонтажа еще 7 мая — в соответствии с решением Северного апелляционного хозяйственного суда от 14 сентября прошлого года.

Как сообщает «Патриархия.Ру» со ссылкой на украинский источник,

последнее «молитвенное стояние» в уже опустевшем здании верующие УПЦ провели вечером 6 мая, после чего богослужения там прекратились. Официальный сайт «Десятинного монастыря» сейчас недоступен. После сноса люди начали приносить на место постройки цветы, но их пока немного.

После сноса люди начали приносить цветы на место постройки. Фото: телеграм-канал desyatinka

После сноса люди начали приносить цветы на место постройки. Фото: телеграм-канал desyatinka

Адвокат УПЦ Никита Чекман обжаловал действия властей и попросил Государственное бюро расследований Украины возбудить уголовное дело против старшего исполнителя Государственной исполнительной службы Виктории Молотиловой, руководившей исполнением решения суда. Восемь месяцев назад религиозной общине, которая опекала здание, было предписано оплатить работы по его демонтажу, однако община отказалась. Сбор средств объявил на своем сайте Национальный музей истории Украины.

Адвокат УПЦ Никита Чекман. Фото: соцсети

Адвокат УПЦ Никита Чекман. Фото: соцсети

За один день было собрано 870 тысяч гривен добровольных пожертвований при необходимых 772. Излишек потратили на изготовление и установку баннеров с объяснением причин демонтажа и описанием дальнейших планов археологических работ на участке, где стояла постройка. Как объяснил гендиректор музея Федор Андрощук, раскопки тут начались более ста лет назад, но были искусственно приостановлены в начале 2000-х.

Руководство УПЦ и простые прихожане понимали спорный характер постройки на территории заповедника, поэтому реакция на ее снос была относительно вялой. Если по поводу прекращения богослужений в некоторых храмах Киево-Печерской лавры и завершения договоров аренды на ее здания синод и митрополия УПЦ выступали с заявлениями, подавали иски в суды, обращались даже в ООН, то в случае с Десятинным монастырем ограничились неформальным заявлением предстоятеля — митрополита Онуфрия — о том, что разрушать святыни — грех, а братии Господь пошлет новый храм — «больший и лучший». Кстати, эта братия (пять-шесть человек) не проживала на территории временного храма, а занимала обычные городские квартиры в разных районах.

СПРАВКА «НОВОЙ»

Десятинная церковь и «Десятинный монастырь»

Десятинная церковь в честь Успения Богородицы — первая каменная церковная постройка в Киевской Руси. Располагалась на Киевской горе около дворца князя Владимира, который заложил ее вскоре после своего крещения, отчисляя десятую часть доходов (отсюда название) на ее строительство. В храме были похоронены княгиня Ольга и сам князь Владимир. В 1169 году церковь разграбил суздальский князь Андрей Боголюбский, а в 1240-м ее полностью уничтожили монголо-татары. По инициативе митрополита Петра Могилы в XVII веке на месте церкви возвели небольшой деревянный храм, который в XIX веке заменили каменным в стиле классицизма. Он был разрушен в 1930-е годы, а сразу после Великой Отечественной войны на его месте начались раскопки. В настоящее время открыты для обозрения древние фундаменты Десятинной церкви, однако ученые не знают, как она выглядела.

Освящение Десятинной церкви. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века

Освящение Десятинной церкви. Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века

Гедеонова палатка

12 февраля 2000 года президент Леонид Кучма издал распоряжение № 83 «О первоочередных мерах по возрождению церкви Богородицы (Десятинной) в г. Киеве». Предусматривались конкурс проектов реконструкции храма, разработка документации и строительство церкви до конца 2003 г. за счет средств, аккумулируемых специальным фондом. По такой схеме в те годы украинские власти воссоздали разрушенные в 1930–1940-е годы собор Михайловского Златоверхого монастыря и Успенский собор Киево-Печерской лавры.

Однако, прислушавшись к мнению ученых, в 2004-м Кучма отменил это распоряжение и утвердил проект музеефикации раскрытых фундаментов Десятинной церкви. Через год новый президент, Виктор Ющенко, вновь заговорил о строительстве Десятинной — и соответствующее распоряжение отдал мэр Киева Александр Омельченко. Городское руководство тогда покровительствовало УПЦ МП, которая и взяла инициативу в свои руки, зарегистрировав «Приход Десятинного храма Рождества Богородицы» по адресу: ул. Мельникова, 18 (почти в 3 км от Десятинной). Настоятелем стал вернувшийся из США одессит отец Гедеон (Харон). Он и подал заявление об установке около раскопок «малой архитектурной формы» (МАФ) — часовни. Шевченковский райсовет Киева удовлетворил заявление, разрешив установить объект площадью не более 60 кв. метров сроком на один год. Как отмечает религиовед Дмитро Горевой, уже на этом этапе было грубо нарушено законодательство, поскольку установка даже временных объектов на территории заповедника невозможна без археологического обследования и разрешений Института археологии НАНУ и министерства культуры.

Фундамент Десятинной церкви. Фото: Википедия

Фундамент Десятинной церкви. Фото: Википедия

На это в 2006 году обратил внимание новый мэр Киева Леонид Черновецкий, инициировавший первый иск в суд — о запрете несогласованных богослужений Гедеона в заповеднике. Суд не стал рассматривать иск по чисто технической причине — за истечением срока давности. При этом городское управление охраны культурного наследия выдало общине предписание о сносе временных сооружений, составив протокол об административном правонарушении. Предписание не выполнили, но штраф уплатили.

Временная часовня превратилась в деревянный храм. Был выписан еще ряд протоколов, но Гедеон закрепился на захваченном участке в самом центре Киева и вскоре пошел в большой бизнес и большую политику. Его колоритная фигура, впитавшая специфику эпохи и национальной коррупционной модели, заслуживает того, чтобы приглядеться к ней повнимательнее.

Епископ Гедеон. Фото: соцсети

Епископ Гедеон. Фото: соцсети

СПРАВКА «Новой»

Епископ Гедеон (Харон)

Юрий Самуилович Харон родился в Одессе в 1960 году, отслужил в армии. Поработав пономарем в Луганске, перевелся в Курскую епархию келейником архиепископа. В 1987 году пострижен в монашество с именем Гедеон и рукоположен во иеродиакона. В 1988-м переехал в Омскую епархию, где стал иеромонахом и наместником вновь открытого Абалакского монастыря. В 1991-м переехал в США, где стал настоятелем храма Православной церкви в Америке в Санта-Барбаре, получив американское гражданство. В 1999 году приехал в Киев и стал клириком Ильинского храма на Подоле. В 2005 г.оду назначен настоятелем прихода Десятинной церкви и вскоре заявил о преобразовании его в монастырь, который так и не был зарегистрирован.

По инициативе депутата Луценко правоохранительные органы изучали вопрос о законности служения Харона в Украине как иностранного гражданина. В 2008 году он получил российский паспорт, а в 2011-м — украинский, который был отозван семь лет спустя как незаконно выданный (Конституция Украины запрещает двойное гражданство).

В 2018 году рукоположен в епископа Макаровского УПЦ МП и обратился в Верховный суд Украины с жалобой на постановление Верховной рады в поддержку автокефалии Украинской церкви. События на Донбассе называл гражданской войной, поддерживал нарративы «русского мира», а после 24 февраля 2022 года оставил служение в Киеве и эмигрировал в Россию, сейчас живет в Казани.

Первым старостой прихода, возглавляемого Гедеоном, стал авторитетный человек — Михаил Исакович Гохман, президент ассоциации «Украинские коллекторские агентства». На пике карьеры, при Януковиче, он был советником главы Нацбанка Украины и членом наблюдательных советов банков «Киевская Русь», «Эрсте» и «Фидобанк». Вместе с политическим партнером промосковского политика Натальи Королевской Еленой Палюх (с 2002 года она возглавляла созданное Хароном ООО «Амистройконструкция») они создали Фонд возрождения Десятинного храма, который по непонятным основаниям получил в собственность элитный особняк рядом с заповедником «Древний Киев».

В 2012 году Палюх неожиданно обратилась в суд, требуя признать за ней право собственности на храм на основании сделанных ею пожертвований. Суд отказал в иске, но как бы невзначай включил в свое решение фразы о храме как капитальном строении и о владении им религиозной организацией. В решении суда упоминается «культовое сооружение» площадью 60 кв. метров, но на его основе Гедеон получил в БТИ справку на храм площадью 133 кв. метров (позже признанную судом недействительной).

Государственная архитектурно-строительная инспекция дала тогда Гедеону 10 дней на «разбетонирование» незаконного строения, но он проигнорировал это требование, заявив о «гонениях на каноническую церковь» Московского патриархата.

Помимо строительного бизнеса Гедеон отметился в «знаковой» для РПЦ сфере — в торговле табаком и алкоголем. И не где-нибудь, а в местах лишения свободы и силовых структурах, где все непрозрачно, а цены сильно завышены.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

В 2010-м он выступил соучредителем ООО «Десятинка», внеся в его уставной фонд 4 тысяч долларов. В следующем году синодальный Отдел УПЦ МП по взаимодействию с пенитенциарной системой подписал протокол о намерениях с Государственной пенитенциарной службой Украины, в рамках которого «Десятинка» начала монополизировать киоски при тюрьмах и СИЗО (их сетью было охвачено 191 учреждение).

Снос Десятинной церкви. Фото: соцсети

Снос Десятинной церкви. Фото: соцсети

На волне успешного бизнеса Гедеон становится помощником народного депутата от «Партии регионов» Януковича Юрия Мирошниченко. В 2011-м они подготовили законопроект «О возрождении уникального Символа православия — церкви Богородицы Десятинной», по которому строительство храма за счет госбюджета должно было завершиться к 2013 году, а еще через два года вокруг планировалось построить целый «Национальный православный комплекс».

Поддержки депутатов проект не нашел; УПЦ МП не включала свои лоббистские возможности для его продвижения. Гедеон пытался апеллировать напрямую к Небесам, рассказывая о немыслимых чудесах, происходящих в МАФе (самое известное — как в храм приходила Богородица и молилась Самой Себе перед иконой с Ее изображением). На сайте несуществующего монастыря ему приписывалась вселенская миссия: «Возродить Великий оплот Христианства, возродить культуру и национальное самосознание, так как Десятинная церковь является барометром жизни нашего государства! Возродив великую святыню, Господь простит нам грехи…»

Благосостояние Гедеона, ставшего в 2018 году, несмотря на скандалы, епископом Макаровским, викарием Киевской митрополии, быстро росло. По данным проекта Bihus, давший обет нестяжания Гедеон владел на момент хиротонии Porsche Cayenne и Volksvagen Multivan, а также двумя квартирами в центре Киева площадью более 100 и 57 кв. метров.

Читайте также

За что рабу Божьему Кириллу благодарить «раба на галерах»

За что рабу Божьему Кириллу благодарить «раба на галерах»

Чем занимался в «лихие 90-е» предстоятель РПЦ

Палатка со смыслом

Майор Алексей Селиванов — председатель «Патриотической ассоциации Донбасса» и популярный пропутинский военкор — вспоминает по случаю демонтажа церковного МАФа о годах своего сотрудничества с отцом, а потом и владыкой Гедеоном (https://t.me/majorselivanov/10711). Когда-то Селиванов был главным атаманом промосковского «Верного казачества» в Киеве, а в апреле 2014-го перешел на сторону ЛНР/ДНР. Украинские власти выдвинули против него обвинения в сепаратизме и финансировании терроризма. Когда гедеоновский проект находился еще на стадии палатки («скинии»), Селиванов начал его охранять. Рапортует по-военному: «Установил там казачий пост. Позже скиния обросла деревянными стенами, потом укрепили фундамент. В храме было зафиксировано явление Пресвятой Богородицы».

Алексей Селиванов. Фото: Алексей Коновалов / ТАСС

Алексей Селиванов. Фото: Алексей Коновалов / ТАСС

По данным украинского реестра юрлиц, Гедеон был соучредителем организации «Верное казачество», а Селиванов по его протекции до своего отъезда на Донбасс стал членом двух синодальных учреждений УПЦ МП. Вполне органично выглядит теперь и молитва Гедеона в Казани о победе российского воинства, и его интервью РИА «Новости», где он клянется в вечной верности патриарху Кириллу, на котором «стоит Церковь Христова» как на краеугольном камне. Весь епископат и клир УПЦ, переставший поминать Кирилла как своего патриарха, Гедеон назвал безблагодатным, потому что те совершили «предательство Киевской Руси, истории, всего человечества, потому что это и наши святыни, всей русской земли».

Палатка — позже незаконно обнесенная деревянным каркасом, а затем незаконно забетонированная, а еще позже так же незаконно обнесенная каменными стенами — на раскопках Десятинной церкви оставалась последним видимым оплотом «русского мира» в столице украинского государства.

Палатка на раскопках Десятинной церкви. Скриншот с видео

Палатка на раскопках Десятинной церкви. Скриншот с видео

Аналогичная палатка в скверике у Верховной рады, где «в знак протеста» молились царям-мученикам Николаю II и Ивану Грозному, была демонтирована еще 10 с лишним лет назад. Тогда в Москве этого никто не заметил. МАФ же на раскопках не решались трогать из соображений политической целесообразности, несмотря на все юридические аргументы. Но в новую историческую реальность он не вписывается никак, а бегство с этого тонущего корабля капитана, на котором МАФ и держался почти 20 лет, довершило картину. Руководство УПЦ, понимая «спорность» этого сооружения как с юридической, так и с морально-политической точек зрения, вписываться за него не сочло нужным.

Разрушение храма, каким бы он ни был, всегда болезненно. Вопреки злоупотреблениям жрецов и спекуляциям политиков через сам образ храма как бы проступает, просвечивает Божественное присутствие на земле. Пожалуй, в иное время необходимо было договориться с УПЦ о переносе «каменной палатки» на специально выделенный участок для продолжения служения. Но сегодня было бы неуместно давать подобные советы из Москвы украинским властям, подозревающим УПЦ в том, что она сохраняет верность Москве.

По данным ЮНЕСКО, за период СВО разрушен или поврежден 341 объект культурного наследия (в основном это храмы).

В эту статистику не вошли храмы, снесенные или опустошенные на «материковой» территории РФ («Новая» недавно рассказывала о сносе Троицкого храма ПЦУ в подмосковном Ногинске, ранее был снесен монастырь ИПЦ под Пензой, отобраны храмы у РПАЦ в Суздале, разрушен ряд мечетей). Скорбящие по храму в Киеве не выражали аналогичной скорби по храмам в РФ. Очень выборочная скорбь.

Читайте также

Не важно, что православный…

Не важно, что православный…

В подмосковном Ногинске разрушили храм. Потому что он украинский

Этот материал входит в подписку

Credo!

Вера. Неверие. Духовный поиск. Конец времен

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow