КомментарийКультура

Главарь картеля в платье Saint Laurent

Объявился фаворит Каннского фестиваля, которому зал после премьеры аплодировал десять минут

Главарь картеля в платье Saint Laurent

Кадр из фильма «Эмилия Перес»

«Эмилия Перес» лауреата «Золотой пальмовой ветви» Жака Одиара — сногсшибательный, дерзкий (если не сказать наглый), причудливый, провокационный фильм-мюзикл, точнее, музыкальная криминальная трагикомедия. Явный кандидат на «Золотую пальмовую ветвь». Теперь вопрос: поддержит ли его жюри Греты Гервиг?

К криминальному златозубому и уродливому авторитету картеля Манитасу из Мехико с мешком на голове привозят талантливого адвоката Риту (Зои Салдана) и делают предложение, от которого она не может отказаться. Ей следует найти пластического хирурга, который проведет Манитасу операцию по изменению пола, а после ложного известия о его смерти перевезет его жену Джесси (актриса и певица Селена Гомес) и детей в Швейцарию. На этом деле Рита зарабатывает миллионы. Четыре года спустя уже успешный адвокат, она в дорогом ресторане встречает и не узнает Манитаса, теперь он — обворожительная богачка Эмилия Перес, гостья из Мексики (Карла София Гаскон). Новое поручение Рите — забрать Джесси и детей из их комфортного убежища в Швейцарии и вернуть в Мехико. Эмилия выдает себя за родственницу Манитаса, и готова окружить заботой и любовью ненаглядных детей. А Джесси и мечтала о возвращении в Мексику из снежной Европы… ради встречи с любовником Густаво (Эдгар Рамирес). Эмилия же, искупая свои бесчисленные грехи, открывает неправительственную организацию по поиску тел пропавших (похищенных) людей. Десятки, если не сотни тысяч исчезнувших.

В пересказе похоже на безвкусную мыльную оперу. Или на фильмы Альмодовара. Хотя при всем блеске, картине Одиара недостает альмодоваровского объема, глубины, способности проникать под кожу, в изнанку человеческого существования, дабы обнаружить подлинного сложного человека.

Вдохновленное романом Бориса Разона «Экуте» (2018 год), кино Одиара более декоративное, это концентрат, сгущенка событий, эмоций, откровенной театральности, мелодраматичности. Экран раскален энергией запутанных связей героев, врагов и друзей, музыкой и совершенно неожиданной хореографией, которая буквально поглощает гигантскую массовку. И кажется, что и камера супероператора Поля Гийома (он снимал кино «в старом духе» на 35-миллиметровую пленку) втянута во всеобщий танец, сочиненный бельгийским хореографом Дэмьеном Джале.

Кадр из фильма «Эмилия Перес»

Кадр из фильма «Эмилия Перес»

В самом начале Рита, помогая тупому шефу выиграть дело, оправдать в суде очередного насильника, коррупционера, оплакивает свою бессмысленную и даже вредоносную работу. Она пишет очередную адвокатскую речь, которая буквально вырывается из стен учреждения, где к ней присоединяются уборщицы, на улицу. Гала-номер охватывает уже всю вроде бы случайную толпу общей страстью — ненавистью к злым и беспощадным политикам, судам, бизнесменам. Сама чернокожая Рита, защищая богачей-убийц, живет в нищете и заботится о матери. Ей сорок, она вынуждена защищать мерзавцев за жалкие гроши. И не может вырваться из этого колодца зла. Тут-то ее и похищают головорезы одного из самых грозных и беспощадных картельных боссов Манитаса дель Монте (Карла София Гаскон). Она соглашается организовать весь процесс превращения Манитаса в Эмилию Перес: от лучшего в мире хирурга до новых документов и его фальшивой смерти.

Новая тетушка Эмилия, присматривающая за детьми, более всего напоминает Миссис Даутфайр. В ней нежность и чисто мужской напор. И ни она, ни ее компаньонка Рита не чувствуют, что приближается расплата.

Вся эта история совершенно безумна, откровенно надуманна. Но сражают наповал безоглядная режиссерская дерзость, энергия и меланхолия. 

В фильме много юмора (особенно новая встреча Риты и «новой» светской и улыбчивой Эмилии, или диалог Эмилии со своей экс-женой Джессикой, которая говорит, что не может жить ни часа без своего любовника). А еще привкус горечи и смерти, круговорот взаимных обид, любви и неожиданных признаний.

Диалог переходит в пение, текст — в музыку, событие — в хореографическое шоу. Задуманный как опера в четырех действиях, фильм сохранил ощущение музыки и хореографии как воздуха, как части действия, а не «простое украшение», эти номера двигают историю, заражают музыкальным вихрем зрителя. Здесь есть танец-бунт, танец с ружьями. Есть отличный номер, в котором Рита говорит по телефону с Эмилией и Джессикой одновременно. Экран разделен на три части. А Рита пытается успокоить непримиримых, разъяренных экс-супругов.

Партитура французской певицы Камиллы (написавшей текст) и ее спутника жизни, композитора Клемана Дюколя не отличается мегахитами (как «Аннет»), но по-настоящему кинематографична,

Кадр из фильма «Эмилия Перес»

Кадр из фильма «Эмилия Перес»

Звезда «Аватара» Салдана наконец-то дождалась большой драматической роли, в которой потребовался и ее актерский талант, и голос, и прекрасная пластика. Но центр фильма — Гаскон в ролях Манитаса и Эмилии. Эмилия носит платья Saint Laurent, ее взгляд — цепкий и уязвимый, в ней самой сомнение и стальное упорство. Надежда и обреченность. И благодаря игре Гаскона, а также условиям жанра мюзикла, забываешь о черном с пятнами крови прошлом этого сомнительного персонажа, как и о некоторых сценарных моральных натяжках. Ведь законы этого ядреного кино режиссер задает в самом начале: ночной свет Мехико растворяется в сверкающих световых брызгах вокруг сомбреро оркестра марьячи, словно блеск и прожектора музыкального театра. Это сам Одиар, не забывая о своих главных темах в кино — насилие, преступность, самоидентичность личности — превращает свои размышления в эмоции, страсти в ослепительные цветовые круги.

Читайте также

То ли свобода жестокости, то ли ластик зависимости

То ли свобода жестокости, то ли ластик зависимости

«Фуриоса», «Виды доброты» и «Птица» — большие премьеры Канн и тихое авторское кино

Семидесятидвухлетний режиссер продолжает удивлять. Что ни фильм — мир со своими законами и страстями, жанры-перевертыши. Способность читать по губам, поиск сердечности в жестокой реальности. И самое удивительное, у него получается. Даже закостенелая на бесчисленных просмотрах каннская критика, наполнившая зал Дебюсси, во время пресс-показа вытирала слезы.

Жак Одиар — постоянный участник Каннского кинофестиваля, в 2015-м получил «Золотую пальмовую ветвь» за фильм «Дипан».

Этот материал входит в подписку

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow