проповедьОбщество

Вернуть в себя человека

Как стать частью сопротивления? От этом — проповедь эмигрировавшего священника для читателей «Новой газеты»

Вернуть в себя человека

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Дорогие мои люди, братцы и сестрицы!

Я хотел бы именно сегодня сказать вам несколько слов. Я обращаюсь ко всем вам, кто сегодня остается, продолжает жить и бороться за свои совесть, сердце и разум среди беззакония и вранья, которыми правит смерть и дурная сила, к тем, кто вынужден был уехать и начать новую жизнь, оставив все или почти все в том страшном 2022 году.

Я хотел бы сказать вам, что мы очень и очень долгие годы, наверное, не были так близки и едины в том, что важно для любого человека. В желании мира и света, в жажде правды и свободы, в стремлении и надежде прекратить зло и остановить его страшное распространение. К сожалению, все эти годы мы часто не видели и не замечали того простого и главного, что так необходимо каждому из нас теперь. По разным причинам. Если сейчас задумываться об этом, то мы погрязнем в самокопании, в прошлом, которого больше нет. Ни у нас, ни у страны, ни даже у этого мира.

Сделать выводы, выучить этот урок — вот что очень важно теперь, в настоящем времени. Вернуть в себя и себе человека, обнять и дать слово поддержки друг другу и тем, кому сейчас гораздо хуже.

Так случилось, что многие из нас, в том числе, к сожалению, и я, жили по принципу «вне политики», то есть считали, что политика нас не касается, что все однажды разрешится как-нибудь, что за окном XXI век… Очень, очень много доводов было за то, что все же, все же не случится самого тяжелого и страшного. Но оно случилось. (…)

Наши желания и ожидания оказались бессильны перед (…) амбициями власть имеющих, которые (…) действиями, идеями (…) вступили и вовсе в область инфернального и безрассудного. (…) И страшнее всего то, что сделали они это, используя как инструмент в том числе и нашу Церковь, некоторая земная, человеческая часть которой послушно согласилась с жестокой властью.

Все это имело место быть и прежде, когда закручивались гайки, когда отправлялись в тюрьмы на долгие сроки те, кто имел совесть и дерзость открыто не соглашаться, когда закрывалась возможность говорить. Все это было и прежде, и казалось, что должно же все-таки закончиться…

Но так не получилось. (…)

Я понимаю, что как гражданин этой страны, я, увы, ничего не сделал для того, чтобы этого не случилось. Это не посыпание пеплом головы. Я не знаю, как можно было иначе. Я, как и вы, видел, что происходит и что делают с теми, кто пытался сопротивляться. Их убивали и закрывали в тюрьмах. А надо всем этим ядовитым дымом висела треском лживая риторика особого пути, исторической памяти, духовности. И попытка сделать вид благополучия и развития (мнимых, конечно), за которыми были нищета и бесправие врачей, учителей, обычных рабочих, унылые подачки пенсионерам и совершенное наплевательство на молодежь.

Дьявол любит не ложь. Он любит полуправду. Возможно, кому-то казалось, что страна развивается. Именно потому, что в больших городах, в столицах и рядом с ними такая видимость была. Я тоже видел блеск и вымытые улицы. Но это — не о благополучии и развитии.

Фото: AP / TASS

Фото: AP / TASS

А сегодня, глядя, как за границей ведутся дебаты и споры, как примеряют портфели и должности «парламентарии и чиновники будущего», я только удивляюсь. Еще в самой силе зло и неправда, а они уже разделили и победили их в своих фантазиях.

У меня самого здесь никаких иллюзий нет. Я не знаю и не могу думать за других. Я делаю то, что можно исправлять и сделать в этот самый день. И какая будет погода следующей весной, я не знаю. Но я точно не могу жить фантазиями, когда, когда непрекращающимся потоком льются сотни тысяч смертей, горе и ужас (…).

Но и думать, что все как-то само собой исправится, я больше не могу. И я хочу быть хоть малой, но частью сопротивления (…). В том, что я лично могу сделать.

Сегодня тьма и ложь еще чувствуют себя уверенно. Победить их можно, сохраняя себя. Делать в малом то, что мы можем делать. Жить настоящим и не строить иллюзий. Рассказывать детям и внукам. Быть человеками. А быть ими надо в любой ситуации. Это самое ценное для будущего. Помогать и утешать тех, кому плохо, сопротивляться и не давать этому мраку произрастать в себе.

Кто мы — будет видно не из заявлений и красивых слов в собраниях. Будет видно из дел и из того, что мы есть сейчас. Не отчаивайтесь. Сегодня плохо, и завтра может быть хуже. Трудно делать прогнозы. Но жить иллюзиями еще труднее.

Но радуйтесь тому, что вы есть сейчас. Ибо свет светит во тьме, а тьма не одолеет его. И да, это про вас. Про многих из вас.

Сопротивляйтесь. Как можете. Надейтесь. Не бойтесь.

Мне справедливо заметил друг: в этих обстоятельствах мы как христиане, независимо от принадлежности к той или иной юрисдикции, да и не только, собственно, христиане, не должны оставлять молитвы. Наоборот, именно сегодня мы видим, что нам дан шанс выйти из постановочного и реконструкторского состояния, понять, что наш личный вклад, наш долг — это не к обедне прийти, не куличей напечь, не с вербой на всенощной постоять, а нести в меру своих сил подвиг исповедничества. Особенно теперь, когда институционная церковь стала управляемым властью органом. Не бросаться в крайности, но искать, соединяться в молитве и изучении Слова с единомышленниками. Таких немало.

Молиться и исполнять заповеди, не соглашаться со злом и не потворствовать ему. Равнодушие и отчаяние сегодня гораздо страшнее самого зла.

Но сохранять себя, искать возможность не отступать от Евхаристии, просить Бога направить на истинный путь и не отступать от него. В этом залог того, что мы можем сохраниться. И по мере сил помочь найти точку опоры и покоя тем, кто ее сейчас ищет. И таких немало, поверьте.

Не следует лезть грудью на пулемет, подставляться и искать какие-то яркие формы выражения. Если вы сохраните себя, то вы сохраните возможность жить и чувствовать себя не в одиночестве и другим.

Не все несли подвиги Дитриха Бонхеффера или Максимилиана Кольбе, не все смогли повторить то, что делал о. Алексий Глаголев в Киеве, но давайте помнить, что и звезды в славе своей разнятся, что у Солнца и Луны тоже слава иная. Бог видит наши намерения и видит нас даже в малых трудах. Лишь бы они были во спасение нам и в помощь одному из малых.

Именно теперь время практических занятий, именно теперь пора переложения теории в практику. Именно теперь темно так, что ваши светильники и елей в них имеют решительное значение.

Морок однажды спадет, и в пустыне нужен будет даже малый источник живой воды.

Наша задача теперь сохранять и оберегать его всеми силами, не рассуждая, кто из нас Павлов, а кто Аполлосов. За дымом официального кадила и официальных проповедей с амвона эти споры сделают нас бессильными, а пастила из Инстаграма* от многотиражных батюшек-блогеров вернет человека в состояние «ни холоден, ни горяч», погрузив его в то же самое состояние, что и было до. Но теперь так быть не может. Теперь время, когда зерна должны явить свой цвет. Теперь закваска всходит. И теперь взят крест.

Имейте силу и мужество верить Богу и идти за Ним. Будьте верными Его голосу в себе, будьте верными совести и чести, достоинству человеческому.

Это испытание, поприще, которое нужно пройти. Мы не можем оставить его. Мы — те руки, которыми Он действует здесь. Мы отражаем Его свет. Или не отражаем.

В мире нынче темно.

Никто из нас не последний.

Не бойтесь.

Обнимайте и утешайте, благодарите и давайте надежду. Согревайте и делитесь правдой. Она — начало и опора.

Не унывайте.

И да поможет нам всем Бог.

Священник Иоанн Преображенский**

* Принадлежит компании МЕТА, деятельность которой в РФ признана экстремистской и запрещена.

** По соображениям безопасности редакция не указывает настоящего имени священника.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow