Когда-то давно в одном из толстых литературных журналов была рубрика, носившая название «Под личную ответственность». В ней постоянные авторы отдавали свою полосу какому-нибудь интересному человеку. Это осуществлялось исключительно под личную ответственность колумниста, а мнение редакции могло, что называется, не совпадать с мнением автора.
Мне кажется, это прекрасная традиция, и я хочу продолжить ее в «Новой газете». Многие мои ровесники — музыканты, историки и писатели — имеют багаж из интереснейших (и важных!) историй, которыми могут с нами поделиться.
Для пятого, юбилейного, текста рубрики я попросил режиссера Александра Клямкина рассказать о своем путешествии на Западный берег реки Иордан, которое он предпринял несколько месяцев назад. На страницах «Новой газеты» я уже несколько раз касался темы Израиля — Саша предлагает совсем другой взгляд на вещи. Внимательный, сочувствующий, но главное — честный.
Иван Чекалов
![Режиссер Александр Клямкин. Фото: личный архив](https://novayagazeta.ru/static/records/501efda75963497794d5685518ef7f81.jpeg)
Режиссер Александр Клямкин. Фото: личный архив
***
Когда в Израиле началась война, я поехал волонтером на Западный берег реки Иордан в палестинскую деревню, чтобы увидеть, что там происходит на самом деле. Это территория, находящаяся под контролем Израиля, в которой он увеличивает свое влияние, спонсируя массовую постройку израильских поселений. После атаки ХАМАС отношения палестинцев и израильтян стали более жесткими.
Мы возвращались со стадом в долину. Взобравшись на холм, девушка из нашей группы начала что-то говорить Томеру по прозвищу Доктор, указывая вниз, в долину. Там стояла легковушка. Томер достал бинокль:
— Кажется, друзья.
Это была машина волонтеров, которая увезла людей обратно в город. Мы остались вдвоем: я и Эйфат. Я зову ее «мать Тереза», потому что она часто беспокоится, и в такие моменты кладет левую руку тебе на плечо, пытается обнять каштановыми глазами. Мы ждали нападения поселенцев.
Мне сказали, что волонтеры осуществляют «протекционный надзор». Это означает, что они дежурят в деревне 24/7, чтобы зафиксировать незаконные действия поселенцев на камеру.
В момент опасности оперативная группа идет к месту столкновения, и пока самый достопочтенный пытается заболтать конфликт, другой звонит «по всем каналам». Последний из волонтерской группы, безликий и бессловесный, снимает все происходящее. Очевидно, мне была уготована именно эта роль.
Поселенцам нежелательно, чтобы их атаки попали на камеру — есть риск оказаться в мировых новостях. Репортажей про непрекращающиеся нападения на Западный берег полно, но никто не знает, будут ли следующие кадры решающими.
Поселенцы часто запускают дроны над арабской деревней. Иногда от испуга у овец происходят выкидыши. Это главная тактика поселенцев — лишить жизнь стабильности.
Камера — оружие. Поселенцы пасут нас, мы пасем пастухов.
Я спросил:
— Эйфат, ты знаешь, что это за здание?
— Недостроенное здание религиозной школы.
— Они смотрят на нас оттуда?
— Возможно.
Деревня поселенцев находится в пятистах метрах от арабской общины, куда мы приехали.
![Кадр из видео. Предоставлено Александром Клямкиным](https://novayagazeta.ru/static/records/e208caa406da4945a651d616a5c38bd0.jpeg)
Кадр из видео. Предоставлено Александром Клямкиным
Томер рассказал:
— Часто нападают ночью, бьют детей, пугают скот, портят машины. Как-то раз вспахали поле рядом с деревней. Оставили свой трактор. Зачем? Показать, что эта земля принадлежит им. Они напоминают — надо бояться. Это культивирование страха.
Отца семейства, Ахмеда, дважды забирали в военную часть. Ему сковывали руки, ноги, завязывали глаза. Держали так по восемь часов. Обвиняли в помощи террористам, а потом отпускали.
Ахмед говорит, что, если волонтеры перестанут приезжать, он оставит дом и переберется к родственникам в деревню, в другую зону.
Существует три зоны: А, Б, С. В каждой из зон разное влияние Израиля. Но на деле это не зоны, а переплетенные ткани. Самыми неприкосновенными являются города (зона А), вокруг них располагаются деревни, где независимости меньше (зона Б), прикрыто это все пастбищами (зона С) — территорией, на которой у палестинцев нет власти. Такая система мешает передвижению, закрывает людей в капсулы, которые набухают, гниют и лопаются.
Вечером все собираются у костра, пьют чай. Я вижу много новых лиц — это члены остальных двух семейств. В долине живут три брата, их безумный отец ходит в розовом плаще по деревне и пытается перепродать волонтерам ржавые гайки. Иногда он просит табака и скручивает тебе папироску, в руке всегда сжимает деревянный посох с резной головой барана.
Веселому мальчугану я дал поносить свою грузинскую соломенную шляпу, отцу семейства — очки; женщина подносит младенца, который очень заинтересовался булавкой у меня в ухе, мужчины просят израильского табака и меняют его на палестинские сигареты, дети кричат мое имя, бабушка приговаривает: «куль, куль, куль» — «ешь, ешь, ешь».
Один подросток, ему шестнадцать лет, хочет поехать в Россию работать. Он надеется, что Россия поможет их деревне. Остальные дети спрашивают, придут ли чужие люди сегодня ночью.
![Кадр из видео. Предоставлено Александром Клямкиным](https://novayagazeta.ru/static/records/5bc3a93a8c9b4013951cd961b0dc747a.jpeg)
Кадр из видео. Предоставлено Александром Клямкиным
Имя «Саша» здесь известно. Так зовут волонтера, пытавшегося остановить поселенцев. Он приехал сюда на пару дней, но остался на неделю. Его сильно избили. Саша — герой долины.
Я назвал свое имя. Сначала дети, а потом и взрослые начали проговаривать его, перебрасывать из губ в губы, смеяться. Мне не поверили, что меня тоже так зовут. Просто не может быть, что есть два Саши. Переводчик вынес вердикт: теперь тебя зовут Саша Штайм. Второй Саша.
Мальчишки запрещают мне снимать на видео их матерей. Они кладут ладони на объектив, что-то кричат. Я думал схитрить — дал им самим в руки камеру, чтобы они снимали все вокруг, но в дело вступили отцы. Разговор пошел более строгий.
Повелевать овцами — значит ощущать могущество. Пастух использует только подручные средства: свист, хлопки, завывания, лай, а также кусок пластиковой трубы и камни, которые он кидает прямо в непонятливых овец.
![Кадр из видео. Предоставлено Александром Клямкиным](https://novayagazeta.ru/static/records/fdf8e8e3721944ee8fa91d1297e28526.jpeg)
Кадр из видео. Предоставлено Александром Клямкиным
Ритм овцепаса глубоко уходит в само строение ног; здесь нет четкого деления на удары и паузы: начало движения уже несет в себе остановку, как цветок, раскрывается сухожилие коленного сустава, а потом неожиданно схлопывается — ты садишься на землю. Анатомическая импровизация.
Кстати, пастухи не оставляют стадо ради одной заблудшей овцы, в конце концов она сама прибегает от страха.
Я не говорю ни на арабском, ни на иврите. Тем не менее я понял, что мне говорят: «Чувствуй себя как дома». Входим в палатку. Все оставляют ботинки на земле, перебираются на ковер. Едят из общего металлического блюда. Сидят палестинцы, подвернув левую ногу под себя, а правую, согнув, оставляют снаружи. В этой позе как бы запечатлено вращение, она динамична, как полускрутка, полушаг. Развернулись, расстелились, а потом смотались, сжались обратно. На ходу.
Провожать волонтеров выходит вся община. Когда я навожу камеру на хаотичную массу смеющихся людей, женщины прячут лица. Они делают это без лишних слов, рефлекторно. Никакая торжественность момента не заставит их забыть о взгляде объектива.
Камера работает в обе стороны. То, что ты используешь против своих врагов, будет расти в твоих детях.
Я ехал сюда, представляя дуло пистолета. Во сне мне виделось, как поселенец тянется за пазуху, а я иду на него с камерой, разворачиваюсь боком — как на дуэли.
В реальности же — проваливаешься сквозь масштаб, увязаешь в обыденности: волонтер-водитель Дуди — дирижер из Швейцарии — подъедет прямо к дому, перед блокпостом успеем выпить кофе, нас не осмотрят на границе, дальше вы пойдете выгуливать овец, часов этак шесть, будете пугать их свистом и лаем, чтобы сдвинуть с места, вечером — опять кофе. За сменой декораций перестаешь замечать опасность положения.
Волонтеры привозят с собой шум мегаполиса. Они учат арабских детей английскому, ивриту; иногда их подвозит в школу-медресе автобус, а когда его нет, они занимаются из палаток по зуму.
Ночью, в свете электрической лампочки, я показывал детям теневых животных. К обычному набору из зайцев и волков присоединились петух, разбудивший меня с утра, и змея, которая прячется где-то в пустыне. Змей произвел фурор — испугались даже родители. Я стал им: не только рука, но и все мое тело извивалось, рот зашипел двойным языком, тело почувствовало опасность. Театр — это во многом про настоящий-ненастоящий страх, мы надеваем маску и становимся змеей взаправду.
![Кадр из видео. Предоставлено Александром Клямкиным](https://novayagazeta.ru/static/records/4f8e009581ff42bdb48da6fdec177ea8.jpeg)
Кадр из видео. Предоставлено Александром Клямкиным
Пока мы играем, кинопроектор раскручивает ленты все с большей скоростью, угрожая поджечь здание; зрители, погруженные в просмотр, не замечают пламени, на экране — авиаудары, зал сгорает от нетерпения. И вот ты пытаешься увидеть — сможешь ли убить, и это уже не симуляция, а реальное поле сражения. Ядерная война головного мозга.
Моя змея никого не убила. Она затихла вместе с новой порцией кофе. Но невидимая тень ее, отпечаток с внешней стороны стены, уползла в звездную ночь, а дети сами стали изображать змей, хотя, на мой взгляд, и не так правдоподобно.
Александр Клямкин