письма со шконкиОбщество

«Книг мало, придется самому писать романы»

Олег Орлов* написал в «Новую» из СИЗО-2 Сызрани, куда его доставили этапом

«Книг мало, придется самому писать романы»

Олег Орлов на оглашении приговора в Головинском районном суде. Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ОРЛОВЫМ ОЛЕГОМ ПЕТРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ОРЛОВА ОЛЕГА ПЕТРОВИЧА.

Олег Орлов, бывший член совета правозащитного центра «Мемориал»*, осужденный на 2,5 года за «повторную дискредитацию армии», прислал из Сызранского СИЗО в «Новую» письмо. Он рассказывает о перелимите арестантов в московских тюрьмах и о том, как тяжелы для заключенных этапы в суды и обратно.

Я и так был отрезан от значительной части новостей, с 12 апреля отрезан полностью. Сейчас я в СИЗО-2 УФСИН России по Самарской области. Это в Сызрани. Тут — на «спецах», впрочем, и в предыдущих моих СИЗО меня переводили на «спецы» (иногда не сразу), т.е. в блок особо контролируемых камер. Тут, где я и сейчас, это означает двухместную, небольшую, но и не слишком тесную камеру. В ней два человека — в этом СИЗО, в отличие от предыдущих, где я побывал, вообще ни в одной камере нет перелимита з/к. Вот так бы везде! Это хорошо. Но есть и минусы. Холодильника, радио, телевизора нет и не предвидится.

Книг не хватает, ручки кончаются, еда приемлемая

Телевизоры вообще тут есть только в малолетке и в некоторых женских камерах. Газет нет. И при этом еще месяц не будет работать библиотека — работающая в ней сотрудница ушла только что в отпуск. Спасибо «продольному», который из другой камеры передал нам две книги. Но их хватит мне ненадолго, очень надеюсь на поступление новых книг. Иначе мне придется самому писать романы. Впрочем, ручки у меня скоро тоже закончатся.

Читайте также

«В тюрьме самая страшная пытка — телевизор»

«В тюрьме самая страшная пытка — телевизор»

Активист Михаил Кригер прибыл в колонию и прислал «Новой» письмо, в котором рассказал об этапе и об условиях содержания в СИЗО

Вам как бывшему члену ОНК (Зоя Светова была членом ОНК Москвы в 2008–2016 гг.Ред.), сообщу, что пока та еда, которую я тут ем, вполне приемлема. Это вообще было для меня приятным открытием, что казенную еду в тех СИЗО, где я был (СИЗО-7 и СИЗО-5, Москва, СИЗО-1, Самара, СИЗО-2, Сызрань), можно есть. А иногда она бывает даже вкусная. Я это пишу без иронии. Я по привычке думал, что казенным питаться будет невозможно. Оказалось, это не так. Конечно, бывает, что есть нельзя — мерзкая вареная капуста (бывала в московском СИЗО-7). Конечно, по возможности все стремятся питаться чем-то из магазина. Но если приходится есть только казенное, как мне сейчас, то прожить вполне можно. Не хорошо, но все же приемлемо.

Мы с вами, правда, раньше немного обсудили московское СИЗО-5 («Водник»), где я жил на «спецах» в новом корпусе. Там же и малолетка. В этом корпусе условия хорошие; я бы сказал, даже комфортные для тюрьмы. И отношение персонала доброжелательное. И главное — нет перелимита.

В старом корпусе (общем) — там сплошь и рядом перелимит. Ну вот, например, в камере 5х5 м на 10 мест живет 12–13 человек. Повернуться невозможно. В туалет очередь. Дым стелется от курева постоянно.

Так не везде. При этом в некоторых камерах бывают пустые места. Но такой перелимит — не исключение. А это при том, что я в разных СИЗО вижу немало людей, которых вполне можно было бы до приговора держать под домашним [арестом].

Три категории мер для изменения системы

Находясь тут, я постоянно пытаюсь сам с собой обсуждать, как и что тут надо изменить, улучшить. Я бы сказал, что пока у меня сложилось впечатление (может быть, преждевременное — я ведь тут еще недолго), что есть три категории мер:

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

  • есть то, что можно сделать просто и быстро,
  • есть меры, которые требуют серьезного финансирования,
  • есть то, что требует изменений коренных: целей и задач пенитенциарной системы (последнее возможно только после изменений в политической системе нашей страны и потребует много времени, сил, ресурсов, в том числе интеллектуальных).

Говоря об изменениях, я имею в виду меры, направленные на права человека.

Читайте также

«Выступал против СВО»

«Выступал против СВО»

Чтобы объявить Олега Орлова* «иноагентом», изобрели новое основание: нелояльность режиму

Например, этапы. Это всегда тяжело. Даже мини-этапы из СИЗО в суд и назад. И прежде всего такие мини-этапы тяжелы возвращением из судов. Явная нехватка автозаков создает сложную логистику, когда машины везут з/к не в их СИЗО, а собирают з/к в один автозак из разных судов, везут в Мосгорсуд, где перетасовывают по другим машинам, ждут сбора всех машин и уже после этого везут з/к в их СИЗО.

Результат — приезжают в СИЗО поздно вечером. Но еще хуже, что потом в СИЗО з/к набивают в тесные камеры-сборники, явно не предназначенные для многочасового нахождения в них десятков людей. Нет лавочек, плохая вентиляция.

Через несколько часов начинают заводить по одному в помещение для обыска. В «хату» з/к попадает ночью (вся поездка из «хаты» и назад — больше 12 часов), а завтра, может, снова надо ехать. Требуется увеличение парка машин для перевозки з/к и разработки норматива: сколько времени надо с момента приезда автозака в СИЗО для водворения з/к в его хату. За выполнение норматива надо спрашивать. Но это заработает только при увеличивши финансирования — нехватка сотрудников СИЗО и конвойных сведет на нет любые нормативы, да и уровень зарплат не стимулирует.

Вообще постоянные жалобы ФСИН на недостаток финансов очевидно имеют под собой реальную основу (что не исключает и явного воровства так же). Что не исключает и халатности, и наплевательского отношения со стороны сотрудников.

Читайте также

«Обещаю непременно все выдержать»

«Обещаю непременно все выдержать»

Осужденный за военные «фейки» Алексей Горинов рассказал судье, которая вынесла ему приговор, как проходит его «исправление» в колонии

Когда мы вернулись в СИЗО-2 из суда в пятницу, нас, з/к, было только 20 человек вместо обычных 100 и более. Но мы снова ждали в «сборнике» более двух часов. Лавочки поставить дополнительные в сборниках, повесить вентиляторы вообще ничего не стоит. Но нет…

Так же и с длинными этапами в другие города.

Но бланк закончился. Пишите, присылайте бланки.

С уважением, Олег Орлов

Подготовила Зоя СВЕТОВА

* Внесены властями РФ в реестр «иноагентов».

Этот материал входит в подписку

Письма со шконки

Политзаключенные отвечают из тюрьмы

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow