СюжетыОбщество

Апокалипсис решили отложить

О том, как Иран и Израиль обменялись военными ударами

Апокалипсис решили отложить

Запуск беспилотника в сторону Израиля. Фото: Zuma \ TASS

Рано утром в пятницу 19 апреля на базе ВВС в иранском Исфахане раздались по меньшей мере три взрыва. Иранские государственные СМИ признали, что сработали системы ПВО и опубликовали несколько предположений, что именно могло произойти. Сообщалось о ложном срабатывании систем. В некоторых источниках говорилось, что это произошло из-за птиц, в других — из-за квадрокоптеров, запущенных в сторону объекта.

В это время израильские СМИ, ссылаясь на американские (чтобы обойти цензуру), сообщали об ударах ВВС Армии обороны Израиля по иранской военной базе. При этом официальный Иерусалим хранил молчание, чтобы не брать ответственность за случившееся.

Только один действующий министр, Итамар Бен-Гвир, не выдержал и опубликовал в Twitter сверхкороткий пост: «Слабовато», — дав понять, что израильский ответ на массированный обстрел Израиля в ночь на 14 апреля был чересчур мягким. Еще одна депутат кнессета, Тали Готлиб, написала про возвращение Израилем сдерживающего потенциала, но потом пояснила, что ее слова вовсе не являются официальным признанием Израиля в причастности к утренним событиям. И Бен-Гвир, и Готлиб — оба enfants terrible израильской политики.

В Сирии сообщили о приписываемых Израилю ударах по целям на военных аэродромах в провинции Суэйде на юге страны, стало известно и об аналогичной атаке в Ираке. Судя по всему, этими ударами были выведены из строя радары. Ранее Иран угрожал ударами соседним странам, которые предоставят свое воздушное пространство для израильских самолетов, летящих атаковать Исламскую Республику. После того как Израиль успокоил умеренные арабские страны, что не станет их подставлять, единственным возможным воздушным коридором оставался путь через Сирию и Ирак, которые считаются иранскими союзниками, и им Тегеран мстить не будет.

Глава ультраправой партии «Оцма ехудит» («Еврейская сила») Итамар Бен-Гвир. Фото: AP / TASS

Глава ультраправой партии «Оцма ехудит» («Еврейская сила») Итамар Бен-Гвир. Фото: AP / TASS

Иран атаки не заметил

Что именно произошло в Иране утром 19 апреля, как водится, станет известно чуть позже. На этот счет есть немало вопросов. На момент написания этих строк все выглядит так, будто иранская база ВВС была как минимум атакована кем-то с использованием квадрокоптеров, запущенных с территории Ирана.

После контактов с США иранцы предпочли все замести под ковер. Уже через несколько часов они убрали с сайтов любую информацию об утренних странных инцидентах, оставив только сообщение о том, что были какие-то сбои в расписании пассажирских рейсов, без объяснения причин.

В интервью Reuters иранский чиновник заявил, что не зафиксировано никаких следов атаки из другого государства, а потому исламский режим не рассматривает вариант реагирования на нее. Иранцы отправились праздновать 85-й день рождения верховного лидера Али Хаменеи — произносить победоносные речи и поднимать безалкогольные тосты.

В Белом доме очень опасались, что напряженность между Ираном и Израилем может привести к неконтролируемой эскалации и обмену болезненными ударами, что выведет вялотекущую (с октября прошлого года) региональную войну на совершенно иной уровень с непредсказуемыми последствиями.

США оказывали давление на обе стороны, требуя не наносить таких ударов, которые могли бы взорвать регион, но настаивали на чисто символических ответах.

В итоге Иран атаку проглотил, а Израиль не стал слишком распространяться о случившемся, чтобы не допустить публичного унижения противника, но все поняли друг друга правильно. Честь обоих государств была спасена, эффект сдерживания восстановлен.

Израиль не остался внакладе, потому что удалось договориться с США по одному давно зависшему вопросу. В обмен на мягкий и чисто символический удар по Ирану получено долгожданное «добро» на проведение израильской армией сухопутной операции в городе Рафиах на юге сектора Газа.

Израильские солдаты запускают беспилотник возле границы Израиля с сектором Газа. Фото: AP / TASS

Израильские солдаты запускают беспилотник возле границы Израиля с сектором Газа. Фото: AP / TASS

Судя по тому, что Армия обороны Израиля с января предпринимает редкие усилия в этом направлении, в Белом доме три с половиной месяца тормозили израильтян из-за опасения высоких потерь среди гражданского населения. Теперь последние препятствия были устранены, и ЦАХАЛ в скором времени сможет приступить к ликвидации последнего оплота ХАМАС в секторе Газа, который защищают два батальона этой террористической группировки.

Считается, что именно там боевики могут прятать последних заложников, плененных 7 октября. Тех из них, кто еще жив. По оценкам израильской разведки, из 133 заложников остались в живых менее половины, но переговоры, которые велись по настоянию США с начала декабря, оказались бесплодными. ХАМАС явным образом вел их лишь для того, чтобы тянуть время в надежде на возрастающее международное давление на Израиль.

Зачистка Рафиаха поможет Израилю уничтожить последние остатки террористической армии ХАМАС и получить практически полный контроль над сектором Газа.

Как иранская и израильская атаки стали неизбежными

Как Израиль и Иран оказались на грани прямой войны? 1 апреля был нанесен удар по зданию, которое формально находилось на территории комплекса иранского консульства в Сирии. А на деле это здание было главным штабом иранского Корпуса стражей исламской революции, из которого координировались действия проиранских группировок в Ливане, Сирии и Ираке.

Израиль официально не взял на себя ответственность за случившееся, но в Иране не было никаких сомнений на этот счет.

При ударе погибли 16 человек, в том числе семь высокопоставленных офицеров КСИР, включая бригадного генерала Мохаммада Резу Захеди, старшего командира сил «Кудс», подразделения, которое отвечает за зарубежные операции КСИР, а также его заместителя. Захеди также отвечал за координацию действий с ливанской «Хезболлой». Захеди стал наиболее высокопоставленным офицером КСИР, устраненным после ликвидации в Багдаде Касема Сулеймани в январе 2020 года.

Портрет генерала Мохаммада Резы Захеди выставлен на площади Фелестин (Палестина) в центре Тегерана. Фото: Zuma \ TASS

Портрет генерала Мохаммада Резы Захеди выставлен на площади Фелестин (Палестина) в центре Тегерана. Фото: Zuma \ TASS

Согласно публикациям в американских СМИ, Израиль предупредил США о намерении нанести удар, когда помешать этому было уже нельзя. И хотя американские чиновники публично поддержали израильтян, в личных беседах они были в бешенстве, понимая взрывоопасный потенциал этой нескоординированной атаки.

В Израиле понимали, что речь идет о «крупной рыбе», но полагали, что Иран проглотит и этот удар, как случалось с точечными ликвидациями офицеров КСИР в Сирии и Ираке ранее. В прошлом в подобных ситуациях проиранские группировки обстреливали Израиль, и на этом все заканчивалось.

Но на этот раз это был просчет. Иранский режим долгое время оставался предметом насмешек как в арабском мире, так и внутри Ирана, потому что произносил после убийства каждого высокопоставленного командира цветистые восточные угрозы, но на деле ничего или почти ничего не предпринимал. Видимо,

удар по консульству стал последней каплей. В Тегеране посчитали, что задета их честь. Поэтому Иран открыто выступил с намерением нанести прямой удар по Израилю.

В израильской разведке, да и в американской тоже, не были до конца уверены, что Тегеран решится на подобное. Многолетний почерк Ирана — действовать руками своих прокси, но не наносить прямых ударов, чтобы не вызывать огонь на себя.

Позже выяснилось: иранцы по дипломатическим каналам передали США, что не ищут региональной войны, но не могут не ответить. В Иране назвали это операцией «Правдивое обещание».

В ночь на 14 апреля впервые в истории Иран произвел массированную прямую атаку Израиля со своей территории, а также с территории Ливана, Сирии и Йемена (последние участвовали в меньшей степени). Были выпущены более трехсот крылатых и баллистических ракет, а также дронов-камикадзе. Тегеран заблаговременно сообщил об этом Вашингтону.

За несколько часов до атаки в Израиле получили информацию о намерениях Ирана и предприняли ряд мер: командование тыла ввело ограничения для гражданского населения и отменило занятия в школах и детских садах. Затем было закрыто воздушное пространство.

Ночью США впервые в истории на практике задействовали механизм координации в сфере ПВО, который был создан в рамках так называемых соглашений Авраама. Этот механизм позволяет активировать сотрудничество между странами региона в сфере противовоздушной обороны.

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) израильских военно-воздушных сил пролетает над Израилем. Фото: AP / TASS

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) израильских военно-воздушных сил пролетает над Израилем. Фото: AP / TASS

Единая международная система радаров, развернутая в странах региона с умеренными режимами, позволила выявить воздушные угрозы еще на ранних этапах и начать действовать против них. Были применены системы ПРО и ПВО, а также боевая авиация Израиля и США, кроме того, возможно, некоторых других стран, которые предпочли это не афишировать.

Утром пресс-служба израильской армии отчиталась о раннем перехвате 99 процентов воздушных целей и сообщила о том, что серьезного ущерба нанесено не было. Никто не погиб, лишь бедуинскую девочку ранило шрапнелью. Судя по публикациям в арабских СМИ, в Иордании погибли три человека.

Иранская армия метила в три военные базы, в том числе — базу ВВС «Неватим». ЦАХАЛ признал, что одна из ракет все-таки долетела до нее, но не причинила серьезного ущерба. Вскоре армейская пресс-служба опубликовала ролик, демонстрирующий взлет и посадку боевых самолетов, чтобы показать, что атака не сказалась на функционировании авиабазы.

Несколько дней спустя издание «Маарив» опубликовало мнение исследователя Ора Фиалкова, что было сбито все-таки не 99, а 84 процента воздушных угроз (что тоже считается очень эффективным), и оборону пробило девять иранских ракет. Одна из них, судя по спутниковым спискам, могла даже упасть на территории ядерного исследовательского центра в Димоне. Тем не менее Фиалков согласился с израильской официальной оценкой, что атака Ирана на Израиль полностью провалилась.

Читайте также

Война договорная

Иран ожидаемо атаковал Израиль в ответ на израильский удар по дипломатическому иммунитету

В Иране признали атаку успешной по самому факту нанесения подобного прямого удара по Израилю. И хотя многие выпущенные ракеты были старыми и, по некоторым данным, иранская армия могла использовать целых 10 процентов имеющихся на ее вооружении ракет — причем половина из них так и не долетела бы до цели, отклонившись от курса, либо взорвалась на стартовой площадке, — в Иране были удовлетворены и заявили, что счет закрыт.

При этом командующий силами КСИР Хусейн Салеми заявил, что Иран «меняет уравнение» в противостоянии с Израилем и теперь будет каждый раз при получении ударов от Израиля наносить прямой ответный удар по израильской территории. То есть

речь идет о радикальном изменении условных правил игры в «войне теней», которую два государства ведут уже не менее полутора десятилетий.

Разумеется, эта фраза не прошла в Израиле незамеченной, и подобная попытка навязать новые правила сделала ответный израильский удар неизбежным. В чем именно он заключался, расскажут американским, арабским и израильским журналистам болтливые чиновники в ближайшие недели.

После того как и Израиль, и Иран посчитали инцидент исчерпанным, третья мировая пока переносится.

БОЛЬШЕ ПРО БЛИЖНИЙ ВОСТОК

Автор текста Роман Янушевский ведет телеграм канал о ситуации в Израиле и шире — о Ближнем Востоке. Подписывайтесь!

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow