На третий год военных действий в Украине вновь оживились идеи о проведении мирных переговоров. На фоне неизменных позиций Украины и России, а также третьих сторон (Запада, Китая и других) это отражает растущую усталость от кризиса, в оценках тяжести и прогнозах продолжительности которого просчитались, видимо, все.
Фото: dpa / picture-alliance
Некоторые планы, о которых мы в «Новой газете» писали в прошлом году, просто растаяли и забыты (как, например «африканская инициатива», резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, предложения Бразилии, Индии, Индонезии). Другие зависли по причине своей неконкретности и декларативности (как китайские принципы урегулирования). На столе для международного обсуждения осталась только «формула мира» Владимира Зеленского, которая по понятным причинам заведомо неприемлема для Кремля.
Но в последние недели появились признаки шевеления:
- проблема переговоров о прекращении огня была центральной темой встречи Владимира Путина с Александром Лукашенко, хотя заявленная цель переговоров была совершенно другой;
- Швейцария объявила о месте и времени международной конференции для обсуждения «формулы мира». Без участия России;
- до этого президент Турции Реджеп Эрдоган предложил Москве и Киеву площадку и посредничество в мирных переговорах и даже, по неподтвержденным данным, передал проект мирного договора;
- военный кризис вокруг Украины был одной из главных тем визита Сергея Лаврова 9 апреля в Пекин, где он встречался не только со своим китайским коллегой Ван И, но и с самим главой Поднебесной Си Цзиньпином;
- наконец, в Ватикане на 11 мая назначена Всемирная встреча человеческого братства с участием лауреатов Нобелевской премии мира для поиска «креативного решения» по Украине в рамках мирного плана папы Франциска.
Оживлению «переговорной» темы предшествовали события и процессы, которые произошли в течение последних нескольких месяцев, подтвердившие или не подтвердившие наметившиеся после прошлого лета тенденции и прогнозы.
Ситуация в зоне конфликта
После предпринятой украинцами прошлым летом попытки широкого контрнаступления военная инициатива перешла к российским вооруженным силам. Россия сделала немало для перевода своей экономики на военные рельсы по мере превращения СВО в затяжную военную кампанию. Украинцы вынуждены уйти в оборону, но расширили «дроновую войну» против объектов на российской территории, в том числе против нефтеперерабатывающих мощностей. Россия усилила ракетно-бомбовые удары по украинской инфраструктуре, прежде всего, электроэнергетике, которую в значительной степени вывела из строя.
Фото: Пресс-служба Минобороны РФ / AP
Запад держится силового курса
Не оправдались расчеты украинцев на массированную военную помощь западных союзников. Хотя девиз США, НАТО и Евросоюза о всемерной поддержке Украины «столько, сколько потребуется» по-прежнему в силе, они не смогли своевременно и полностью дать Киеву даже обещанные вооружения и, главное, боеприпасы и средства ПВО. Это обрекло украинские вооруженные силы на острый снарядный голод и неспособность защитить объекты инфраструктуры.
У нерасторопности Запада есть свои причины. В том числе экономические и технические, которые проявились, прежде всего, у европейских союзников. После Второй мировой войны их оборона полностью полагалась на НАТО, где главную роль играет военная мощь США. После окончания холодной войны, когда угроза с востока стала неактуальной, и вовсе наступила эпоха мирного развития.
Европейские страны загнали свои «бронепоезда» глубоко на запасные пути, своя военная промышленность во многих странах почти атрофировалась, но вместе с закупками американской военной техники поддерживала минимальный уровень их оборонного потенциала.
Для участия в коротких по времени или ограниченных по масштабу региональных конфликтах, да еще в коалиции с американцами, этого хватало. Когда на поддержку Украины потребовалось сразу много и в течение длительного времени, запасы быстро иссякли,
на «расчехление» и раскачку оборонной промышленности требуется много времени, переключение инвестиций и достаточные стимулы для бизнеса. В ЕС создание необходимых бюрократических и финансовых структур, таких как «украинский фонд», тоже заняло время, а для погашения «снарядного долга» пришлось по «чешской инициативе» выделять деньги для поиска «лишних» боеприпасов по всему миру.
Кроме экономических и технических проблем есть и политические. Пакет американской военной помощи Украине на 60 миллиардов долларов оказался заложником противостояния между демократами и республиканцами перед ноябрьскими президентскими выборами. То, что этот пакет на месяцы завис в палате представителей Конгресса США, сыграло решающую роль в неблагоприятном для Украины изменении военной ситуации.
В Европе усталость от войны усиливает присущую ЕС (и в некоторой степени нормальную для блока 27 суверенных государств) проблему политического разномыслия. И тоже на фоне подготовки к предстоящим 6–9 июня выборам в Европарламент. Результаты этих выборов не окажут прямого влияния на правительства стран Союза. Но покажут общественные настроения, определят политические тенденции. Правящие партии и члены правящих коалиций очень внимательно следят за предвыборным «счетом» своих политических семей и не могут не учитывать его в своих действиях, в том числе, на украинском направлении.
Пресс-конференция главы МИД Украины Дмитрия Кулебы и госсекретаря США Энтони Блинкена по итогам встречи Совета Украина — НАТО. Фото: AP / TASS
Несмотря на объективные и субъективные тормоза в вооружении и финансировании Украины, общий курс Запада на продолжение военных усилий остается прежним. Политики обсуждают, конечно, разные варианты, чаще всего в кулуарах. Для правительств и правительственных чиновников разговоры вслух о территориальных уступках Украины — табу.
В ЕС нет консенсуса по военной поддержке Украины и по условиям прекращения огня. Есть общая установка: всемерно помогать «столько, сколько потребуется».
Но дьявол всегда в деталях. Европейские лидеры на саммите 17–18 апреля в Брюсселе выслушали видеообращение Зеленского, который обрисовал им ситуацию в Украине и в очередной раз попросил увеличить помощь.
В итоговом документе, который приняли по итогам саммита главы государств и правительств, нет ни строчки о мирных переговорах. А есть «полная и непоколебимая поддержка Украины, ее народа и ее независимости, суверенитета и территориальной целостности в международно признанных границах». Европейский совет «подчеркивает необходимость срочно обеспечить ПВО Украины и ускорить и активизировать доставку всей необходимой военной помощи, включая артиллерийские снаряды и ракеты».
После того как американские и европейские союзники помогли Израилю отразить беспрецедентную атаку иранских ракет и дронов, Владимир Зеленский задал вопрос: почему эти члены НАТО не защитили таким же образом небо Украины? Ведь Израиль тоже не член НАТО, как и Украина, не связан с ними 5-й статьей.
Формально вопрос понятный. Но только формально. Западный военный блок не делает этого, говоря, что не хочет стать стороной конфликта. Совершенно другого по возможным последствиям. Для «коллективного Запада» пока не наступило время переговоров между Украиной и Россией, и он готов подождать.
Стамбул — за основу
Кремль, напротив, и прежде заявлял о готовности к мирным переговорам. В то же время подчеркивая, что должны быть достигнуты все заявленные цели СВО. Но, видимо, российские правящие элиты при всем оптимизме сводок о состоянии экономики, финансов и общества России отдают себе отчет в том, что людские и материальные ресурсы при нынешнем ходе событий не безграничны.
Путин 11 апреля сделал Украину чуть ли не главной темой Высшего совета Союзного государства России и Беларуси и несколько раз в разговоре с Лукашенко возвращался к идее мирных переговоров. Что опять же говорит об ее актуальности для него.
«Еще раз хочу подчеркнуть, что мы — «за»! — повторял он. — Только не в формате навязывания нам каких бы то ни было схем, которые не имеют ничего общего с действительностью».
Встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко. Фото: Гавриил Григоров / ТАСС
Как будто существуют форматы переговоров, когда каждая сторона не пытается навязать свои требования другой, безоговорочно принимает все условия партнера, не имеет собственного мнения о действительности.
И опять, как в прошлогоднем разговоре с африканскими лидерами, Путин напоминал о стамбульском проекте мирного соглашения, выработанном в марте 2022 года. Ведь парафировали же с обеих сторон. И с украинской тоже, сокрушался он, обвиняя Киев в том, что тот отказался подписывать документ по указке британского премьера Бориса Джонсона. Но соглашение-то было «хорошее», по крайней мере, для того времени, что уже не раз отмечал Путин.
В свою очередь, и мы напоминаем, что проект неподписанного соглашения, как представляется из разных его изложений членами российской и украинской делегаций, а также турецким премьером Эрдоганом, предполагал:
- отвод российских войск на линии, которые они занимали до начала СВО;
- отказ Украины от возвращения Крыма и Донбасса военным путем и мирное решение вопроса об их принадлежности через 15 лет;
- внеблоковый статус Украины, защищенный надежными международно-правовыми гарантиями, сопоставимыми с гарантиями 5-й статьи НАТО;
- отсутствие возражений России против потенциального вступления Украины в ЕС;
- обязательство Украины сделать русский язык вторым официальным языком.
«Да, и с ним [этим документом] работать! — воскликнул Путин, перебив длинную тираду размышлений белорусского собеседника. — Они же согласились! Конечно!»
На следующий день его пресс-секретарь Дмитрий Песков в ходе телефонной конференции с журналистами подтвердил, что проект документа, который обсуждался в марте 2022 года, может стать «основой для начала переговоров». Однако отметил, что переговоры, если состоятся, должны будут учитывать «новые реалии», в частности, тот факт, что «в Конституцию (РФ) были включены новые субъекты».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Всем миром, но сначала без России
Путин и Лукашенко на своей встрече не обошли вниманием международную конференцию по мирному урегулированию в Украине, которая состоится 15–16 июня в швейцарском Бюргенштоке. Глава российского государства высмеял это мероприятие, назвав его «паноптикумом», поскольку его организаторы, признавая невозможность решить что-либо без России, ее туда даже не приглашают.
Даже еще до объявления сроков Россия ясно дала понять, что не примет участия в этой инициативе, которая основана, по сути, на попытках раскрутить «формулу» Зеленского и продолжает серию подобных «глобальных» встреч, последняя из которых была организована Саудовской Аравией в начале августа прошлого года в Джидде. К тому же Швейцарию Москва больше не считает непоколебимой цитаделью нейтралитета и беспристрастности (каковой та была традиционно), поскольку в отношении СВО она заняла такую же враждебную позицию, что и Евросоюз.
Еще в январе нынешнего года швейцарское правительство заявило, что проведет мирный саммит по просьбе Зеленского. Это произошло на полях Всемирного экономического форума в швейцарском Давосе, в котором украинский президент принял участие. С тех пор Швейцария провела оценку заинтересованности в международном сообществе.
После этого глобального зондирования Федеральный совет Швейцарии заявил, что «в настоящее время существует достаточная международная поддержка для проведения конференции высокого уровня для запуска мирного процесса».
Цель конференции, которая пройдет на курорте Бюргеншток в кантоне Нидвальден недалеко от Люцерна, — создать основу, благоприятную для всеобъемлющего и прочного мира в Украине, а также выработать «конкретную дорожную карту для участия России в мирном процессе».
Министр иностранных дел Швейцарии Игнацио Кассис заявил, что официальные приглашения направлены более чем 100 странам. На этапе исследования Швейцария провела переговоры со странами — членами G7, ЕС и представителями так называемого Глобального Юга, такими как Китай, Индия, Южная Африка, Бразилия, Эфиопия и Саудовская Аравия, говорится в сообщении. Сам Кассис для продвижения конференции в феврале посетил Пекин и Дели, а министр экономики Ги Пармелен слетал в Катар (кстати, пятизвездный отель в Бюргенштоке принадлежит именно Катару).
Берн не раскрыл, кто будет присутствовать, но, по сообщениям швейцарских СМИ, в списке будет президент США Джо Байден. Европейская комиссия устами своего официального представителя в Брюсселе объявила, что она «с удовольствием» примет участие в конференции.
Встреча Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. Фото: Григорий Сысоев / POOL / ТАСС
Китай, который в контексте этого конфликта считают союзником Москвы, заявил в марте, что рассмотрит возможность участия. Глава МИД КНР Ван И после встречи в Пекине с Лавровым 9 апреля выразился на эту тему не очень определенно: «Китай поддерживает созыв в подходящее время международной встречи, признанной как Россией, так и Украиной, в которой все стороны смогут участвовать на равных и справедливо обсуждать все мирные решения».
Сам Пекин более года назад выдвинул документ из 12 пунктов, в котором излагались общие принципы прекращения военных действий, но не вдавались в подробности. В то время он был встречен вяло и в России, и в Украине, хотя министр Лавров заявил недавно, что этот план был наиболее разумным из тех, что до сих пор представлены другими странами.
Устроители форума в Бюргенштоке осторожны в ожиданиях. Президент Швейцарии Виола Амхерд признала, что нет никакой гарантии успеха июньской инициативы. Встреча отнюдь не приведет к немедленному мирному соглашению.
«Альтернативой было бы ничего не делать, и это было бы безответственно для стабильности Европы, а также Швейцарии», — заявила она на пресс-конференции и добавила, что июньская конференция мыслится как начало процесса и вслед за ней планируется вторая.
Швейцарские инициаторы согласны, что в отсутствие России за столом переговоров невозможно запустить мирный процесс. Цель состоит в том, чтобы вовлечь Москву в будущие переговоры.
Сначала надо, считают они, создать форум для диалога на высоком уровне, чтобы добиться общего понимания возможных рамок достижения мира, и только после этого пригласить Россию. Как только общий план превратится в «коллективный продукт». Москва же пока усматривает в этой инициативе уловку, которую использует Запад, чтобы попытаться сплотить международное сообщество.
Новые реалии
Возобновление прямых переговоров между Украиной и Россией на высоком политическом уровне при сегодняшнем состоянии дел представить себе практически невозможно. Даже такого, какой предлагает при своем посредничестве Эрдоган. Да и предлагаемый им проект договора, судя по утечкам в СМИ, выглядит как подредактированный и слегка обновленный вариант неподписанных стамбульских договоренностей марта 2022 года.
Но с тех пор произошло много событий, которые в корне изменили ситуацию. Причем не только очертания линии соприкосновения войск. Это тот случай, когда в одну реку нельзя войти дважды. Стороны провели для себя новые «красные линии», что делает возвращение к стамбульской бумаге если не невозможным, то очень трудным.
Реджеп Эрдоган и Владимир Зеленский во время совместной пресс-конференции. Фото: AP / TASS
Россия не только присоединила «новые территории», но и закрепила это в Конституции. Президент Зеленский исключил возможность вести переговоры с нынешним российским руководством. Североатлантический союз на саммите в Вильнюсе объявил, что Украина будет в свое время членом НАТО, хотя и не обозначил сроков. Но даже и без формального членства отдельные крупные страны НАТО подписали с Киевом договоры о безопасности. Если в стамбульском проекте одним из пунктов было пожелание, чтобы Россия не препятствовала вступлению Украины в Евросоюз, то теперь Украина — кандидат в члены ЕС, принято решение начать с ней летом переговоры о вступлении. То есть согласия России не требуется. В более широком контексте — расширение НАТО и приближение инфраструктуры блока к российским границам. Предотвращение этого было в числе требований России к странам Запада от декабря 2021 года и в числе целей СВО. С тех пор в НАТО вступили ранее нейтральные Финляндия и Швеция, а восточный фланг альянса активно укрепляется. Трудно оценить потери от экономической и гуманитарной пропасти, которая разделила Запад и Россию.
Но самое главное, что изменилось с марта 2022-го, так это количество взаимной ненависти между людьми, жажды мести за родных и близких, убитых или искалеченных, изломанные судьбы миллионов беженцев.
Переговорами, подобными стамбульским, восстановить мир не получится, потому что это проблема не только Украины и России. Требуется широкое международное участие. Возможно, придется обсуждать более широкий круг проблем европейской безопасности и, видимо, отношений между Россией и Америкой.
При всех пессимистических прогнозах, первоначальном скепсисе и неприятии швейцарская конференция может дать шанс. Близкие мне по началу моей журналистской работы Парижские переговоры о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме длились с 1969 по 1973 год, а окончательно мир установился в 1975-м, и то совсем не так, как было по соглашению.
Тем временем подготовка к швейцарской конференции уже началась. Объявлено, что за безопасность будут отвечать кантональная полиция Нидвальдена и Люцерна, армия и другие полицейские силы. До и во время конференции будут действовать ограничения на использование воздушного пространства и даже возможно закрытие ряда пешеходных маршрутов в кантоне.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68