СюжетыКультура

Это вам не «чебурашки»

Новое руководство закрыло отдел кинопрограмм Третьяковской галереи «в связи с убыточностью и непрофильностью»

Это вам не «чебурашки»

«Кино в Третьяковке». Фото: соцсети

Вот как у нас получается? Стоит появиться чему-то действительно стоящему, ценному, как это сверхценное намереваются прихлопнуть.

Восемь лет плодотворной работы, диалога прямого и косвенного — киноискусства с экспозицией. Образовательных циклов. Гигантской просветительской работы.

Просто любопытно, «новое руководство» посетило хотя бы несколько программ, сформированных бывшими сотрудниками Музея кино Наума Клеймана?

В очередной раз совершается умерщвление талантливой культурной институции.

Сначала Музей кино, созданный Клейманом, превращенный сегодня в нарядный симулякр на ВДНХ. Потом закрыли Научный исследовательский институт киноискусства. Теперь вот «Кино в Третьяковке». Будут, наверное, ради рентабельности показывать «Чебурашку». Больше кинопоказов, сопровождаемых комментариями киноведов и историков, «шедевров кино в окружении шедевров изобразительного искусства» — не будет.

Этот материал был готов больше полутора месяцев назад. Но я не публиковала его, потому что куратор проекта «Кино в Третьяковке» Максим Павлов все еще надеялся, что победит «разумное, доброе, вечное». Не победит.

Поэтому хочу рассказать, чем же было для нас «Кино в Третьяковке», в чем беспрецедентная уникальность возникшего на наших глазах «Музейного кинотеатра». И почему его надо было беречь, а не разрушать.

«Кино в Третьяковке». Фото: Генриетта Перьян

«Кино в Третьяковке». Фото: Генриетта Перьян

Третьяковка как Центр Помпиду

Кинопоказы в Третьяковской галерее на регулярной основе начались в 2016 году, хотя говорили об этом годы «до». Музейная реконструкция, которую в конце 80-х возглавил тогдашний директор Третьяковки Юрий Королев предполагала депозитарий, Инженерный корпус с выставочными залами, образовательным центром, лекционный зал с возможностью показа фильмов в разных форматах. В общем,

Кинопрограмма Третьяковской галереи

Кинопрограмма Третьяковской галереи

создавался аналог Центра Помпиду, когда в художественном музее аудиовизуальное искусство существует как неотъемлемая часть большой экспозиции.

Заглохшую идею возродили в 2016-м благодаря поддержке Министерства культуры, выделившим средства на оборудование, и энергии директора Зельфиры Трегуловой, а также ее зама Марины Эльзессер.

Следом за Инженерным открылся Малый зал в Новой Третьяковке. Третий зал — пространство в ЦДХ, и везде возобновили показы. Так возник первый музейный кинотеатр, а с учетом трех залов — можно сказать, хорошо оборудованная киносеть с системой синхронного перевода, субтитрированием, показом на пленке и в цифре.

Что смотрели?

Классику и современное арт-кино, образовательные программы, архивные показы. Здесь не показывали блокбастеров и коммерческих хитов вроде «Холопа» или «По щучьему велению». Зато зеленый свет включали помимо игровых картин дефицитному документальному, анимационному кино, к которому прокатчики и дистрибьюторы остаются равнодушными. А еще арт-блокбастерам об именитых и малоизвестных художниках, фильмам, связанным с музыкальным театром, снятым на пленку известным оперным и балетным спектаклям.

В отличие от других кинотеатров у картин в Третьяковке мог быть долгий прокат. Например, двойные портреты Галины Евтушенко «Чехов и Левитан…», «Лев Толстой и Дзига Вертов» регулярно показывались. Почти полтора года в музейном кинотеатре шел польско-британский фильм «Ван Гог. С любовью Винсент» — первая анимационная картина, нарисованная маслом на досках. И зритель на нее шел.

Нередко показы непосредственным образом связывали с экспозициями. И параллельно с выставкой маринистов, развернутой в Инженерном корпусе, в кинозале смотрели фестивальный хит «Акварель» Виктора Косаковского, в которой вода — главный персонаж.

Фото: Генриетта Перьян

Фото: Генриетта Перьян

В разделе «Специальные показы» фильмы представляли авторы и потом обсуждали их со зрителями. Современный зритель действительно нуждается в диалоге.

Эксклюзив музейного кинотеатра — собственные ретроспективные программы. Самая любопытная из недавних — «In Memoriam. Остановленное время». Впервые выставлялись посмертные маски из коллекции Третьяковской галереи, а в «экранных экспозициях» обширной программы были запечатлены образы Гоголя, Маяковского, Пастернака и других. Кроме того, были показы редчайшей хроники с Лениным и Сталиным.

В музее сформировалась своя фильмотека. В ее основе — дар от Фонда Сокурова и киноведа Ирины Николаевны Гращенковой: почти все игровые фильмы Сокурова, начиная с его первого фильма и до картины «Мать и сын», несколько документальных лент. Получили в дар от Гёте-Института их коллекцию (примерно порядка 350 фильмов), коллекцию венгерского кино (более 100 фильмов от Венгерского культурного центра).

Абдрашитов, Сабо и другие…

В кинозале Третьяковской галереи проходят встречи-показы-разговоры с крупнейшими режиссерами. Здесь состоялся последний творческий вечер Марлена Мартыновича Хуциева, а когда его не стало, именно здесь впервые показали его незавершенный фильм-завещание «Невечерняя». В этом зале любили бывать режиссеры Вадим Абдрашитов и Владимир Наумов, операторы Геннадий Карюк и Александр Антипенко, мастера анимации Юрий Норштейн и Андрей Хржановский. Норштейн не только в круглом зале свое кино показывал, но и лекции читал. Незабываемые. Из зарубежных гостей здесь бывали Иштван Сабо, Фанни Ардан, Маша Мериль, Войцех Пшоняк. Во время фестивалей — от ММКФ до Большого фестиваля мультфильмов — в музее непременно шли свои программы.

Творческий вечер Марлена Хуциева. Фото: Генриетта Перьян

Творческий вечер Марлена Хуциева. Фото: Генриетта Перьян

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Раньше зарубежных ретроспектив было много, причем примечательных. Например, фильмов классиков японского кино, картин Вайды. В нынешние дни организовывать подобные ретроспективы стало сложнее. Но регулярно проходили показы картин из Южной Кореи. В ближайшем будущем должна была состояться кинопрограмма швейцарского кино, потом тайского. Придумали устраивать презентации книг вместе с демонстрацией фильмов.

В конце прошлого года я рассказывала об интереснейшем событии. В издательстве «Индивидуум» вышла книга «Волчье время», посвященная послевоенной Германии. И договорившись с правообладателями, кураторы показали три уникальных картины послевоенной Германии «Убийцы среди нас», «Фотография класса» о судьбе мальчишек 1930-х годов, экранизацию Бёлля «Непримирившиеся…».

К юбилею Вернера Херцога и выходу мемуаров на русском языке «Каждый за себя, а Бог против всех» смотрели и обсуждали фильм с тем же названием (из коллекции, подаренной Гёте-Институтом), удостоенного Гран-при Каннского кинофестиваля.

Читайте также

Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко

Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко

На экраны выходит отечественное фэнтези «Сто лет тому вперед» Александра Андрющенко

Новости из прошлого

Где еще вы можете смотреть отечественное кино разных лет на кинопленке? Причем бесплатно? Немые фильмы демонстрировались, как положено, с сопровождением тапера или даже музыкального ансамбля. С 2018 года развивался один из самых интересных циклов, связанный со столетним юбилеем советского кино. Цикл «Столетний юбиляр», по сути, стал школой истории отечественного кино. Показывали последовательно все сохранившиеся в Госфильмофонде фильмы советского производства начиная с 1918 года. Уникальную образовательную программу по истории отечественного кино курировали Наум Клейман и киноисторик Артем Сопин.

Лекция Наума Клеймана в Третьяковке. Скриншот с видео

Лекция Наума Клеймана в Третьяковке. Скриншот с видео

«Третьяковка-кино» занималась кропотливой подвижнической работой, открывая забытые имена и события российского кинематографа, напоминая о классиках, восстанавливая разорванный беспамятством кинопроцесс.

Когда в залах музея проводилась выставка «Русский модерн. На пути к синтезу искусств» — в кинозалах с помощью Госфильмофонда показали все сохранившиеся игровые фильмы Российской империи с 1908 по 1914 год. Более сотни фильмов! От «Понизовой вольницы» — и до лент, снятых перед самой Первой мировой войной.

Киноманы любили программу «Учитель и ученики», посвященную крупнейшим отечественным режиссерским школам. Начали ее с фильмов Кулешова и его учеников. Вертов, Эйзенштейн, Юткевич, Довженко, Козинцев. Из последних — прошли показы школы Сергея Герасимова, у него учеников — не сосчитать. Во время демонстраций фильмов «Школы Михаила Ильича» проходили встречи с его учениками — Андреем Смирновым, Александром Миттой, Игорем Ясуловичем, который показывал свои мало кем виденные режиссерские работы. Должны были состояться показы, посвященные Кире Муратовой…

«Кино в Третьяковке». Фото: Генриетта Перьян

«Кино в Третьяковке». Фото: Генриетта Перьян

***

Третьяковка расширяется: скоро откроются филиалы в Калининграде и Владивостоке, и там запланированы залы универсальной проекции. Судя по всему, в них будут показывать не артефакты, не фильмы, созданные по законам искусства, а коммерческие однодневки.

От кинотеатра, занимающегося просветительством популяризацией киноискусства, неправильно и неразумно требовать высоких кассовых сборов.

Самым плачевным развитием событий окажется даже не закрытие «Музейного кинотеатра», а его обезличивание, превращение в рядовой киноцентр, в котором, как и в других кинозалах будут показывать «Тещу», очередные «Елки» и очередного «Холопа».

«Если убрать из человеческих занятий все относящееся к извлечению прибыли, останется лишь искусство», — говорил Андрей Тарковский, в свое время жестоко травмированный, а по сути, и изгнанный со своей родины чиновниками. Нынешние чиновники любят его цитировать, хорошо бы, они действительно расслышали то, о чем он говорил, о чем снимал свое когда-то нерентабельное кино, которое смотрят до сих пор.

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

Этот материал входит в подписки

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow