СюжетыКультура

«А давайте еще вот тут погромим!»

Госфильмофонд России остался без главного специалиста по истории кино

«А давайте еще вот тут погромим!»

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Какая-то ужасная логика все же есть в этом известии: Госфильмофонд России вынужден покинуть его главный искусствовед, историк советского кино Евгений Яковлевич Марголит. Патриарх отечественного киноведения и киноистории.

Скверно и закономерно. Словно кто-то последовательно забивает гвозди в гроб российской науки о кино и его прошлом. Словно кому-то это нужно.

Ведь это не частный случай биографии Евгения Яковлевича Марголита, а общая беда российской культуры. И это разгром Госфильмофонда, начатый почти восемь лет назад выдавливанием из страны замечательного главного архивиста фонда молодого ученого Петра Багрова. Мы бились за него, но добились тогда лишь увольнения гендиректора Госфильмофонда Николая Бородачева. Всем было очевидно, что уникального ученого травит руководство ГФФ, занятое вовсе не архивными проблемами. А наш экс-соотечественник Петя Багров в апреле 2023-го избран президентом Международной федерации киноархивов (FIAF), в которую входит Госфильмофонд РФ.

Потом с достойным лучшего применения усилием стали травить директора по научной работе Ольгу Деревянкину. И наконец, стыдно сказать: некие имяреки вынуждают покинуть архив, пожалуй, главного исследователя отечественного кино.

Кто от этого выиграет? Не там, товарищи, «иноагентов» ищете.

Евгений Яковлевич Марголит. Фото: «Сеанс — Журнал и сайт о времени и кино»

Евгений Яковлевич Марголит. Фото: «Сеанс — Журнал и сайт о времени и кино»

Вообще, главная проблема архива — это менеджмент: дикий, необъяснимый. Или объяснимый какой-то скрытой от нас логикой. И директоров здесь меняют, как одноразовые тарелки. Сегодня государственный архив возглавляет некий Денис Аксенов, год назад был и/о Максим Люлечев, до него — практически каждый год другие назначенцы:

  • Александр Павлов,
  • Роман Чистяков,
  • Вячеслав Тельнов (с ним связан временный просвет, он даже пытался вернуть Багрова),
  • Сергей Алексеев,
  • Николай Малаков,
  • Елена Филатова.

После увольнения Бородачева в 2017-м восемь начальников! Восемь — за семь лет!

В основном про этих людей мало кто слышал, они не публичные, спрятанные за крепкими дверями кабинетов, в которых решают какие-то, быть может, важные свои проблемы. Хотелось бы понять какие.

Вывод один: самый страшный враг спрятавшегося за бумажками и резолюциями чиновника — профессионал, искусствовед, исследователь, хранитель коллекции.

Почему?

  • Во-первых, он может разоблачить «пустое место» в кресле начальника.
  • Во-вторых (нет, это, пожалуй, самое главное), сегодня иное «руководство к действию» и целеполагание. Прежде всего — соответствие сиюминутным идеологическим нормативам. Для этого нужны некомпетентные товарищи, готовые на алтарь этих «нормативов» положить связи с международным научным сообществом, ценнейшие артефакты, которые нуждаются в особых условиях хранения и исследования. Поэтому и объявлен беспощадный бой профессионалу.

Чиновник держится за кресло и требует неукоснительного выполнения даже самых вредоносных приказов. А профессионал упирается, не дает соврать, извратить, подменить историю — ради текущего, так сказать, момента.

К примеру, конфликт с директором по науке Ольгой Деревянкиной возник потому, что «из экономии» фонд решил прекратить аренду помещения, где хранились, как она рассказывает, 40 тысяч роликов.

Ольга Деревянкина. Фото: соцсети

Ольга Деревянкина. Фото: соцсети

Ольга Деревянкина:

«Было предложено даже распихать их по незанятым кабинетам и в старом здании столовой, где зимой из необходимого оборудования можно запустить только батареи, не имея вентиляции и режима поддержания стабильной температуры. А при разборе этих роликов стали обнаруживаться и редкие копии на нитро! На аренду помещения для нормального хранения пленки денег не нашлось, но при этом первое, что новые руководители сделали, когда заняли кабинеты, — стали в них менять потолки. Ну не нравятся советнику директора зеркальные потолки…»

Госфильмофонд, как Музей Пушкина, Третьяковская галерея, Большой театр, — объекты национального и мирового наследия. С 1957 года ГФФ — член Международной федерации киноархивов (FIAF). Но кажется, сегодня есть негласная рекомендация искоренять «западное влияние», избавляться от любых «нежелательных контактов» с западными коллегами, сосредоточиться на Пхеньяне и Гаване. Хотя архивисты старались в самые разные времена сохранять профессиональное общение. И без этих связей, обмена открытиями, исследованиями, конференциями архивы хиреют. Превращаются в провинциальные склады по выдачи материалов для диссертаций и фильмов.

Кстати, о «новых руководителях». Как только у нас начинают травить и выдавливать «первых» — не важно, актеров, режиссеров, художников, — сразу подбегает отряд «вторых», «голодных», которые давно метили на вакантное место. Еще не успели «довыдавить» Деревянкину, она еще боролась, подавала жалобу в суд, а уже пришли на ее место сразу двое быстрых «коллег» — Александр Дерябин и Николай Майоров. Пришлось срочным порядком создавать для них новое подразделение с красивым названием «Аналитический департамент». Его директором назначили Дерябина, Майорова — его советником.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Я Майорова практически не знаю, а с Сашей Дерябиным хорошо знакома. И он мне всегда казался приличным человеком, интересующимся исключительно кинематографом. Было понятно, что продержаться долго на шатком, тем более чужом, стуле не сможет. Дерябин продержался несколько месяцев.

Александр Дерябин. Фото: Википедия

Александр Дерябин. Фото: Википедия

За историка, архивиста, но прежде всего — хранителя коллекции Ольгу Деревянкину заступилось свыше 100 сотрудников архива (они писали письмо министру культуры) — сейчас потихоньку увольняют и их.

Их мнение ничего не значит для министерства?

Зато в архиве реакция на письмо была в духе тридцатых. Началась служебная проверка в отношении сотрудников, подписавших «прошение». Некоторые под давлением были, как пишет в своем сообщении Ольга Деревянкина, «разными способами доведены до увольнения».

Суд отказал в удовлетворении ее иска.

Теперь пришли «третьи». На «вакантные» места заступили Анастасия Вознесенская и Юлия Белова, возглавив внутренние «департаменты» архива. Вот они уже молча, даже с энтузиастом выполняют указания начальства. Отрицательная селекция во всей красе. Говорят, Вознесенская подмахивает заявления коллег об уходе не без удовольствия и легко подхватывает чужие идеи, воплощая их в жизнь. Например, идею для прекрасного фестиваля архивного кино в Белых Столбах, придуманную киноисториком Владимиром Дмитриевым: исследования и публичные показы кинопроб к известным и малоизвестным картинам. Но, в отличие от настоящего ученого Петра Багрова, она не погружается в сложную и противоречивую историю возникновения фильма, а делает довольно поверхностные сообщения, в том числе и на YouTube.

Анастасия Вознесенская. Кадр из видео, соцсети

Анастасия Вознесенская. Кадр из видео, соцсети

Одной из жертв массированного прессинга оказался и Евгений Марголит. Как рассказывают в архиве, последней каплей стало назначение (1 апреля!) сотрудника, занимающегося исключительно кинохроникой, начальником научного отдела. И теперь именно он будет руководить учеными. Их особенно жалко — способных и увлеченных профессией молодых исследователей.

«Вот так, — пишет Деревянкина, — Госфильмофонд потерял последнего корифея».


Вячеслав Шмыров, киноисторик:

«Большой театр не может обойтись без балерин. А Госфильмофонд, по мнению нынешних культурных руководителей, без киноведов обойтись может. Слишком уж они щепетильны в профессиональных вопросах — в то время как культурные руководители новой коррупционной поры — прежде всего профессиональные карьеристы».

Диктатура непрофессионализма — в русле общей логики развития нынешних событий, как и тотальное поражение культуры и ее изучения. Просто прежние руководители были вялые, инертные. Нынешние — такие же временные, но они с энтузиазмом пересчитывают профессионалов на «свой»-«чужой», перекраивая штатное расписание, устраивая чистки. А как будут храниться и восстанавливаться раритеты, их не слишком волнует. Жаль, они плохо знают историю.

В 1941 году, когда началась война, Всесоюзное фильмохранилище было бережно эвакуировано в Поволжье и за Урал — в Казань, Свердловск и Новосибирск. Ближе к Победе киноматериалы стали возвращаться обратно в подмосковные Белые Столбы, и с помощью хранителей была создана самая большая в мире коллекция архивных киноматериалов. Тогда всем было очевидно, что без подлинных хранителей, ученых, — не сохранить уникальную коллекцию.

Читайте также

«Онегин», добрый мой пират

«Онегин», добрый мой пират

Данные кинопроката и списки «запрещенки» в кино многое говорят о российском зрителе

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow