юбилейКультура

Остров Брандо

100 лет величайшему актеру ХХ века Марлону Брандо

Фото: TriStar Pictures / Collection Christophel / East News

Фото: TriStar Pictures / Collection Christophel / East News

«Актер — это самая дурацкая профессия в мире, — утверждал он. — Факт: выживает всего лишь один процент актеров. И то не всегда. Им приходится бороться за жизнь все отпущенное им Господом время». Он распорядился отпущенным временем блестяще.

Эта история стала уже легендой, как все связанное с Брандо:

«…Элиа Казан сказал Теннесси Уильямсу: «У меня в студии есть новичок, его зовут Марлон Брандо. Посмотри его: по-моему, он подходит на главную роль в твоей новой пьесе». На следующее утро Уильямс и Брандо встретились в одной из нью-йоркских забегаловок. Весь день они бродили по городу, обсуждая самые разные темы, и лишь о пьесе не заговорили ни разу. Поздно вечером они расстались. Брандо пошел домой, а Уильямс отправил Казану телеграмму: «Я нашел своего Стэнли Ковальского».

Кадр из фильма «Трамвае «Желание»

Кадр из фильма «Трамвае «Желание»

Животное обаяние, жестокость, бунт и растоптанная человечность в «Трамвае «Желание». Роль — манифест. Фильм, как и предшествовавший ему спектакль, был поставлен режиссером Элиа Казаном, и Брандо не только повторил, но развил сценическую работу четырехлетней давности, разрушая «бурей и натиском» принятые каноны. Его вулканический темперамент сокрушал азы актерской профессии, отныне началась «эпоха Брандо».

Ради дебютной роли в «Мужчинах» Фреда Циммермана — о молодых людях, вернувшихся с войны инвалидами, он провел несколько недель в госпитале среди инвалидов, учился жить без «обездвиженной» нижней части тела. Эта работа выходила за рамки профессии, это было и антимилитаристское мощное высказывание.

«Дикарь» в культовом фильме Ласло Бенедека сделал его кумиром поколения. Молодая Америка буквально молилась на «нового героя» байкера Джонни Стэблера в футболке и потертых джинсах, в кожаной куртке с эмблемой мотоклуба Black Rebel Morotcycle Club (в честь него много лет спустя будет названа популярная рок-группа).

Он сам стал олицетворением стихийного бунта против обывательской рутины. На съемки Брандо приезжал на собственном мотоцикле, словно не собирался расставаться с образом своего «дикаря».

Кадр из фильма «Дикарь»

Кадр из фильма «Дикарь»

Роль бывшего боксера и докера Терри Маллоя («В порту») принесла первый «Оскар». Продюсер фильма Сэм Шпигель отказал в этой роли Фрэнку Синатре, за что поплатился судебным иском, но он точно знал, что ему нужен Брандо. А потом еще долго уговаривал актера прочитать сценарий. Он терпеть не мог читать сценарии, учить роли. Да и смотреть кино тоже. Другое дело — играть.

В душе маленького продажного существа Терри мучительно прорывается человеческое начало и достоинство, и впервые этот «маленький человек» чувствует такую нестерпимую боль, что она передается зрителям. 

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Брандо стал самым молодым актером, получившим премию киноакадемиков.

К моменту съемок «Крестного отца» — у актера репутация «бэд боя», скандалиста, срывающего съемки, отказывающегося учить текст. Все знают, что придется на съемочной площадке развешивать бумажки с его репликами. Глава студии Стэнли Джаффе бил себя в грудь, крича: «Пока я директор студии, Брандо не будет играть в этом фильме!» Коппола с трудом выбил бесплатную тестовую съемку… причем дома у актера. Как бы между прочим. И победил. Брандо придумал неподражаемую «бульдожью челюсть» Дона Вито Корлеоне, а тихий хриплый голос позаимствовал у мафиози со стажем Фрэнка Костелло по прозвищу Премьер-Министр. Антигерой Дон Корлеоне собирает семью… которая разрушится, хочет творить добро… но несет разочарование и смерть. В том числе и самым близким.

Кадр из фильма «Крестный отец»

Кадр из фильма «Крестный отец»

Роль закрепила статус кинолегенды, подтвержденной еще двумя главами знаменитой трилогии. Съемки экранизации романа Пьюзо удостоились собственного сериала «Предложение».

За роль в «Крестном отце» Брандо получил второго «Оскара». Правда, отказался от награды: это был протест из-за отношения американской киноиндустрии к индейцам. 

Поступок немыслимый: на тожественной церемонии вместо Брандо на сцену поднялась женщина в платье непокорного племени индейцев апача и озвучила отказ от награды.

«Последнее танго в Париже» Бертолуччи — один из самых скандальных фильмов в истории мирового кино. В некоторых странах его запрещали как «аморальную поделку тлетворного Запада». Фильм проклинали и Ватикан, и феминистки. От роли отказались Трентиньян, Бельмондо. Не сложилось дело и с Аленом Делоном. О Брандо Бертолуччи и мечтать не мог. Но великий и ужасный, правда, уже с редеющими волосами и долгами харизматик, — снизошел. Деньги правда были нужны. Кино о случайных знаковых встречах, сексуальных битвах, шокирующем насилии как гипнотическом переживании, адской агрессии мужской сексуальности — как выплеске отчаяния. И еще какой-то тайне, которую проецирует на экран непостижимое импровизационное существование, магия актера.

Кадр из фильма «Последнее танго в Париже»

Кадр из фильма «Последнее танго в Париже»

Последняя роль Брандо в криминальной драме «Медвежатник» — в 2001 году. Его партнеры Роберт Де Ниро и Эдвард Нортон.

В 2004-м его не стало: ему было 80 лет. Остров, который он так любил, отошел наследникам и вскоре был продан. Сейчас там расположен курорт класса люкс. Брандо купил атолл Тетиароа на пике карьеры, в середине 1960-х, сделав все, чтобы сохранить его великолепную природу и превратить его в рай на земле. Говорят, там теперь и есть — отдельно взятый рай. Правда, для очень богатых людей.

Его абсолютной свободе, вроде бы неряшливой технике, непредсказуемости потом следовали целые поколения актеров. Джек Николсон скажет: «Он дал нам свободу». Неприрученный, неудобный, идущий против течения, в какой-то момент он разочаровался в профессии, переставшей приносить радость, не способной реализовать его трагический темперамент, ставшей предметом купли-продажи. «Мне всегда была ненавистна необходимость подчиняться. Я согласен, что нет человека, который был бы как остров. Но все же мне кажется, что подчинение ведет к заурядности».

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

Этот материал входит в подписку

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow