Колония смотрит в мир
— Мы включаем в музейную жизнь всех, кто не может сделать это самостоятельно из-за физических, политических, экономических причин, других жизненных обстоятельств. Это и есть инклюзия для нас, — сказал генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский на открытии в атриуме Главного штаба выставки работ, сделанных заключенными, сидящими в учреждениях ФСИН РФ.
Собственного названия у выставки работ заключенных нет, она стала результатом первого Всероссийского творческого конкурса живописи и ремесла среди осужденных «Искупление и возрождение», который стартовал в сентябре 2023 года. Его организовали УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Общественный совет при нем и Государственный Эрмитаж. Михаил Пиотровский возглавил жюри.
Заключенным предложили сделать работы на тему притчи о блудном сыне, используя как образец картины Рембрандта или других мастеров.
Эрмитаж. Выставка картин заключенных
Из колоний, тюрем и изоляторов от Калининградской области до Камчатки в Эрмитаж приехало 47 работ, 8 из них жюри признало победителями. Среди работ встречаются отчасти вполне самостоятельные, но преимущественно это копии известных картин на тему библейской притчи. Есть даже одна копия иллюстрации к «Преступлению и наказанию» Достоевского с фигурой коленопреклоненного Раскольникова посреди Сенной площади.
Авторов на выставку, продолжавшуюся три дня, не привезли, и вдоль расставленных в атриуме Эрмитажа картинок маршевым шагом прошли те, кто сейчас отвечает за содержание этих самых авторов в местах не столь отдаленных, и курсанты университета ФСИН, будущие охранители. Предполагается, что после Эрмитажа конкурсные работы поедут по тем самым колониям и изоляторам, где сидят их авторы. Что и послужит им наградой за участие в конкурсе…
Эрмитаж. Выставка картин заключенных
Мама Пригожина
Впрочем, в сторону инклюзии уголовной сферы в мировое изобразительное искусство главный музей Петербурга поворачивается уже не в первый раз. За неделю до вернисажа в Главном штабе в выставочном центре «Эрмитаж-Выборг» открылась выставка «Сохранить нельзя разрушить» Виолетты Пригожиной, матери того самого Евгения Пригожина, основателя ЧВК «Вагнер» и организатора системы привлечения уголовников к участию в СВО на территории Украины.
Виолетта Пригожина, которой в этом году исполняется 85 лет, восемь лет назад решила заняться художественным творчеством. Она владеет галереей «Краски жизни», устраивает там различные выставки. В 2022 году в этой галерее госпожа Пригожина уже показывала работы, часть которых сейчас выставлена в центре «Эрмитаж-Выборг».
Виолетта Пригожина на своей выставке. Фото: Наталья Шкуренок / «Новая газета»
«Сохранить нельзя разрушить» — это, по замыслу автора, серия работ, посвященная теме сохранения культурного наследия — российского и окрестностей. Одна из работ — зарисовка разрушенной Пальмиры. Как рассказала Виолетта Кировна, она побывала в Пальмире весной 2022 года (то есть как раз тогда, когда ее сын вербовал по колониям уголовников для участия в СВО), видела эти разрушения своими глазами, а потом дома, в Петербурге, по фотографии сделала работу маслом. Таким способом написаны все ее работы этой серии: сначала поездки, потом фотографии, холст и масло.
Выставка «Сохранить нельзя разрушить» Виолетты Пригожиной. Фото: Наталья Шкуренок / «Новая газета»
То, что картины написаны по фотографиям, отчетливо видно в искажении цвета, перспективы, формы. Казалось бы, в этом нет ничего страшного: в таком солидном возрасте дама нашла в себе силы заняться живописью — и на здоровье, как бы она это ни делала. Вопрос только, а при чем здесь Эрмитаж. Но для Эрмитажа это, похоже, не вопрос, а инклюзия.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Выставка одной перемещенной картины
Именно об инклюзии рассказывает и выставка одной картины «И сотворим себе имя…», посвященная «Вавилонской башне», открывшаяся в Эрмитаже. Только об инклюзии особого рода — когда одно государство включает имущество другого государства в свое национальное достояние.
«Вавилонская башня» поступила в Эрмитаж в 1946 году из Германии в числе других перемещенных ценностей как работа неизвестного нидерландского мастера XVI века. С тех пор она хранилась в особом фонде и ни разу не появлялась на публике. Как, впрочем, и тысячи других предметов из фонда перемещенных ценностей. В 2019 году Эрмитаж начал готовить картину к выставке, и было решено ее отреставрировать. Параллельно научные сотрудники провели огромную исследовательскую работу и узнали о полотне неизвестного мастера очень-очень интересные подробности.
По словам Алисы Мезенцевой, научного сотрудника, куратора выставки, после того как реставраторы удалили слои старого лака и поздних записей, стало очевидно, что автор у картины есть. И даже не один. Центральная часть композиции (сама башня и окружающий ее ландшафт), по мнению искусствоведов, могла принадлежать кисти известного фламандского живописца XVII века Тобиаса Верхахта, учителя Рубенса. В результате научных изысканий в частном собрании в Амстердаме был обнаружен и предварительный рисунок к картине, сделанный Верхахтом.
— С башней и пейзажем все было достаточно очевидно, а вот установить, кто написал многочисленные фигуры людей, оказалось непросто, — рассказала Алиса Мезенцева. — В традициях фламандской живописи было принято привлекать к написанию таких полотен разных художников: одни рисовали здания и пейзаж, другие — людей.
В результате долгих поисков и сравнений специалистам удалось установить, что группа людей на переднем плане слева написана Яном Брейгелем Старшим (Бархатным), справа — Хенриком де Клерком, а многочисленные маленькие фигуры, скорее всего, принадлежат кисти Абеля Гриммера. Все четыре художника — мастера первого ряда своего времени, что делает «Вавилонскую башню» уникальной работой. Вместе с именами удалось выяснить и время написания картины (начало XVII века), и имя возможного заказчика (эрцгерцога Альберта).
«Вавилонская башня» (1606-1620). Фото: Наталья Шкуренок / «Новая газета»
Чтобы подтвердить свои выводы, сотрудники Эрмитажа отправили результаты исследований европейским специалистам. Хранитель фламандской живописи Королевского музея изящных искусств в Антверпене Сабине ван Шпранк поддержала выводы коллег из Эрмитажа и поздравила их с открытием.
Одновременно с искусствоведческими изысканиями сотрудники Эрмитажа несколько лет пытались восстановить по документам историю происхождения и бытования картины. В 1946 году ее обнаружили в монастыре Ленин (Kloster Lehnin) недалеко от Берлина. Туда ее и другие экспонаты из королевского дворца в Берлине в 1944 году перевезли, спасая от бомбардировок. Монастырь был выбран неслучайно: шедевры оберегали не только толстые стены, но и лагерь военнопленных, находившийся рядом с монастырем, — немцы были уверены, что советская авиация не будет его бомбить.
По словам Анны Апонасенко, заместителя заведующего отделом научной документации Эрмитажа и одного из кураторов выставки, поиски документов продолжались почти пять лет.
— Нам удалось проследить историю картины до 1690 года, когда ее за 200 таллеров, огромную по тем временам сумму, приобрел курфюрст Фридрих Вильгельм Первый Бранденбургский. Кстати, уже тогда она значилась как работа неизвестного мастера.
«Вавилонская башня» — первый за последние три года экспонат из фонда перемещенных ценностей, представленный широкой публике.
Некоторое количество предметов археологии из музеев Германии показали в конце 2020 года на выставке «Железный век». За год до «Железного века» посетители Эрмитажа смогли увидеть древнеримскую статую Виктории Кальватоне, считавшуюся пропавшей во время Второй мировой войны и неожиданно «обнаруженную» в фондах Эрмитажа.
Обсуждение темы «трофейного искусства» очень болезненно воспринимается российским обществом. Директор Эрмитажа не раз высказывался за некий особый, «музейный» подход к этой теме.
— Сюжет перемещенного искусства, с одной стороны, ясен — есть российский закон, по которому все оно считается национальной собственностью России, — сказал Михаил Пиотровский, открывая выставку «Вавилонской башни». — И есть музейный подход: право и международное право — это одно, музеи — другое, мы должны все, что у нас хранится, исследовать, сохранять и показывать миру. Это мы и делаем на протяжении уже многих лет.
Что касается закона о перемещенных ценностях, то в 64-ФЗ не все они объявлены национальной собственностью РФ, исключение сделано для имущества церкви, частных коллекционеров и общественных организаций, чья деятельность не была связана с нацистами. Но за все это время в Германию вернулись только несколько рисунков из Бременской коллекции и витражи Мариенкирхе во Франкфурте-на-Одере.
Если говорить об экспонировании предметов из секретных фондов, то надо сказать, что за последние 10 лет Эрмитаж лишь в третий раз показывает предмет из числа перемещенных ценностей, всего подобных выставок со времен перестройки прошло около десятка. Хотя только картин в Эрмитажном фонде перемещенного искусства около 700, количество остальных предметов составляет несколько тысяч. Возможно, в условиях санкций Эрмитаж начнет масштабнее представлять предметы из закрытых фондов.
— Сейчас к экспонированию перемещенных ценностей подталкивает несколько обстоятельств, — считает Константин Акинша, искусствовед, куратор выставочных проектов. — Во-первых, нет какого бы то ни было выставочного обмена с Европой и миром в целом. Во-вторых, экспонирование предметов из закрытых фондов легко вписывается в идеологию современной России (кстати, как и Советского Союза): можно снова говорить о дважды спасенных сокровищах мирового искусства. В любом случае, хорошо, если хотя какие-то вещи, которые никто не видел почти 80 лет, сейчас можно будет увидеть.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68