КомментарийКультура

Хрупкость и поиски соломинки

На российских экранах этой весной очень много французского кино. Рассказываем о новых картинах, обладающих терапевтическим эффектом

Вне сезона

  • В прокат вышел фильм «(Не)бывшие» Стефана Бризе («Закон рынка», «На войне») из Венецианского конкурса — антиромком с феноменальным дуэтом Альбы Рорвахер и Гийома Кане

Кадр из фильма «(Не)бывшие»

Кадр из фильма «(Не)бывшие»

Известный актер Матье (Гийом Кане) спасается от выгорания и депрессии в дальнем курортном городке вне сезона — в лакшери санатории, чтобы с помощью талассотерапии, морского воздуха, водорослевых обертываний и одиноких прогулок обрести потерянную гармонию. Там он встречает свою бывшую возлюбленную Алис (Альба Ровахер), которая работает учителем музыки и волонтерствует в доме престарелых. Там на холодном взморье с режущим ветром пытается разгореться вновь их бывший роман, тлеющие обиды. Эта встреча — возможность остановиться, оглянуться: увидеть и понять себя нынешних.

У него — не только новые роли, сценарии, поклонники, фотосессии… Но и самоповторы, бесперспективность, депрессия, авторитарная бизнес-жена. Страх не справиться с главной в карьере ролью. Поэтому он и бежит. От новой пьесы и от себя.

У нее — семья, дочь-подросток, помощь другим — и опустошенность. А сочиненная музыкальная тема — своя, ни на что не похожая — похоронена навсегда в телефоне. Как проглоченная обида — отчего 15 лет назад он ее бросил?

Кино про невыразимое. Невозможность вернуть упущенный шанс. Покинуть территорию комфорта, превратившегося в ежедневную рутину. Хотя вопреки всей понятной, железобетонной логике надеешься на трещину в этой невозможности. Про попытку быть честным с самим собой — при всех привычных компромиссах, разочарованиях. Про неоправданные надежды как способ дышать. Про нашу хрупкость и поиски соломинки, чтобы ухватиться за нее обеими руками. Кажется, Бризе и его соавтор сценария Мари Друкер писали сценарий между слов, с продуманными паузами, крупными планами — уклонениями и чистосердечными признаниями героев. С холодной серо-серебристой, без теплого солнца цветовой гаммой.

Режиссура — как живопись импрессионистов. Бризе растушевывает роман почти документальными сценами, праздником в доме престарелых, уроком музыки или забавным «диалогом» двух свистунов-пародистов, изображающих певчих птиц в вечернем клубе пенсионеров.

Кадр из фильма «(Не)бывшие»

Кадр из фильма «(Не)бывшие»

Гийом Кане («Прекрасная эпоха», «Прошлой ночью в Нью-Йорке») и Альба Рорвахер существуют в документальной манере с «привычной камерой», словно весь фильм снят «цыганским дублем», когда режиссер забыл дать команду «стоп!».

И в этом сыгранном дуэте особенна хороша Рорвахер («Химера», «Моя гениальная подруга») со своей сокрушительной и приглушенной харизмой, обезоруживающим взглядом.

Их путешествие в прошлое — возможность не только услышать друг друга и себя самих, но быть честными в ответ на честность, нежными в ответ на нежность. Расстаться снова. Но так, чтобы не было больно. Задаться вопросом: что в твоей жизни не так? Ты же не болен, ты востребован. У тебя новый дом. И оказывается, невидимые внутренние царапины не менее травматичны, чем кричащие вокруг проблемы. «По сравнению с глобальным потеплением, — признается Матье, — все это не имеет большого значения».

Читайте также

Цвет надежды — серый?

Завершился национальный смотр анимации в Суздале, который по настроению совпал с общим настроением в стране

Правда? Но почему же им так необходимо спрятаться хотя бы на пару недель на этом негостеприимном берегу с шумом пенящихся ледяных волн от привычного уютного мира, чтобы вновь завязать и развязать узел отношений?

Чтобы в «мертвый сезон» своей жизни почувствовать себя живыми. Чтобы бонусом к этому пронизываемому ледяным ветром настоящему обрести нежность нескольких минут, украденных у судьбы.

Как Галатея художником стала

  • На экраны вышел фильм с претенциозным названием «Обнаженная муза Пьера Боннара». В оригинале все просто: «Боннар. Пьер и Марта».

Кадр из фильма «Обнаженная муза Пьера Боннара»

Кадр из фильма «Обнаженная муза Пьера Боннара»

Фильм Мартена Прово о тайной связи любви и живописи вызвал споры критиков. Это не привычный байопик из серии ЖЗЛ про замечательных художников в картинках. Мы следим за драмой отношений Боннара с Мартой де Мелиньи на протяжении полувека, с момента их случайной встречи. Их побега в «коммуну» — недалеко от Парижа, в кантри-домик на берегу Сены.

Автора интересует «сор», из которого растут, не ведая греха, картины одного из величайших колористов, который отыскивал красоту в будничных моментах жизни: обеденный стол, залитый солнцем, кафельный пол, рассыпанный в мозаике.

Но прежде всего — в неустанных наблюдениях за своей главной моделью Мартой. С которой они были связаны неразрывно до последних дней… даже когда художник ее оставлял. Из примерно 2000 картин, написанных Боннаром, треть изображает Марту.

Редкий случай, когда муза в фильме оказывается главной героиней, главной тайной, притягивающей художника. Ведь простая девушка, встреченная Боннаром на улице, скрыла не только свое происхождение, но и настоящее имя — Мария Бурсен — вплоть до их поздней свадьбы. И Сесиль де Франс не только воплощает стопроцентную женщину, которая мечтает о ребенке, жертвует собой, — она играет постепенное превращение в художника. Галатея становится творцом. Автором собственных полотен, которые выставляются в парижском салоне на персональной выставке. И известные художники, прежде смотревшие на нее сверху вниз, не очень понимая, что Пьер нашел в этой простушке, снимают шляпы перед ее картинами.

Кадр из фильма «Обнаженная муза Пьера Боннара»

Кадр из фильма «Обнаженная муза Пьера Боннара»

Их общая жизнь трещит по швам под прессом драм ХХ века. Но Марта вновь и вновь склеивает эти осколки в целое. Не только ее собственные работы разного качества, но и их совместная жизнь стала результатом ее труда и творчества.

Фильм, разумеется, не лишен недостатков — прежде всего это чрезмерное любование природными красотами или купание обнаженных героев. Авторы вновь и вновь повторяет эти сцены «безгрешного рая», который сама жизнь вынудит Пьера и Марту покинуть. Ну да, мы уже поняли.

Но главным останется поиск сияющего света и цвета Боннаром, помешанным на искусстве художника, руки которого всегда в краске — словно изуродованы шрамами. Главным останется этот поразительный сеанс связи между художником и его моделью, живущей своей жизнью. Укладывающей овощи и вино в корзинку. Быстро собирающей на стол. Читающей книгу. Принимающей ванну. Задыхающейся от астматического кашля. И кисточка, и пальцы Пьера словно дотрагиваются до нее, перенося на холст ее жесты, взгляды, очертания, цвет и бархатистость кожи — превращая все это в символы, краски, в которые автор добавляет столь любимый им желтый цвет. Утверждая победу искусства над реальностью.

Больше о кино

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

Этот материал входит в подписки

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow