КомментарийОбщество

Убийства в прежних границах

Социологи говорят о феномене роста числа насильственных преступлений в странах, вышедших из военных действий. Есть ли у России шансы стать исключением?

Убийства в прежних границах

Фото: Максим Григорьев/ ТАСС

18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЯСАВЕЕВЫМ ИСКЭНДЭРОМ ГАБДРАХМАНОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЯСАВЕЕВА ИСКЭНДЭРА ГАБДРАХМАНОВИЧА

В ноябре прошлого года «Новая газета» писала об «июньской аномалии» — семикратном снижении числа убийств, зарегистрированных МВД России в июне 2023 года, по сравнению с предыдущими месяцами. В июне МВД зарегистрировало 112 убийств и покушений на убийство, тогда как среднемесячное значение с января по май 2023 года составляло 765. Это сокращение привело к тому, что статистика убийств в 2023 году перестала выглядеть тревожной. Она более не показывала никакого роста числа убийств по сравнению с предыдущим годом, хотя в первые месяцы 2023 года такой рост был беспрецедентным. Причиной снижения числа убийств стало исключение из официальной статистики преступлений, совершенных на так называемых «новых территориях».

Предположение о скрытых манипуляциях МВД России в отношении числа убийств и покушений на убийство было неверным. Манипуляция была, но одна и открытая.

Представляя сведения о преступности с января по май 2023 года, МВД России сообщило, что в этот период было зарегистрировано 3825 убийств и покушений на убийство, на 10,2% больше, чем в аналогичный период 2022 года. Однако в сведениях о преступности с января по июнь 2023 года это число составило 3937. Из этого следовало, что в июне 2023 года в России было зарегистрировано всего 112 убийств. В результате ситуация с убийствами в первом полугодии 2023 года стала выглядеть значительно лучше: МВД отчиталось, что за шесть месяцев 2023 года было зарегистрировано на 2,1% меньше убийств, чем в первом полугодии 2022-го.

Министерство, представляя данные с января по июнь 2023 года, сослалось на приказ генпрокурора: «Здесь и далее статистические сведения сформированы в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 03.07.2023 № 429», однако содержание приказа раскрыто не было. Только с осени 2023 года МВД стало указывать, что статистика преступности на основании этого приказа формируется «без учета сведений о преступлениях, совершенных на территориях Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей».

В результате изменения практики регистрации — исключения указанных четырех территорий — позволило МВД в 2023 году продемонстрировать тенденцию к снижению зарегистрированного количества убийств в 2023 году. Напомню, что

рост количества убийств в России начался в 2022 году, впервые за двадцать лет. До этого число убийств и покушений на убийство ежегодно сокращалось.

Если в 2001-м в стране было зарегистрировано около 33,6 тысячи убийств, то в 2021-м — 7332. В 2022 году было зарегистрировано 7628 убийств и покушений, на 4% больше, чем в 2021-м. В первые месяцы 2023 года увеличение числа убийств было гораздо более существенным: 18% за первые три месяца 2023 года по сравнению с первыми тремя месяцами 2022-го.

Невозможно не увидеть связь между этим ростом и началом СВО. Данные об убийствах подтверждали криминологическое положение, согласно которому одним из следствий военных действий является рост насилия в обществе. Для выявления этого эффекта криминологи обычно изучают изменение числа убийств. Это наименее латентный вид насильственных преступлений — бóльшая часть убийств регистрируется и отражается в официальной статистике, тогда как в случае с другими видами преступности значительное число правонарушений остается неучтенным, так обстоит дело, например, с побоями.

Фото: Сергей Петров / NEWS.ru / TACC

Фото: Сергей Петров / NEWS.ru / TACC

Формируемые по-новому официальные данные не показывают рост числа убийств в России, но это не означает, что такой рост не происходит или не произойдет в будущем. Изменение способов формирования статистики указывает на обеспокоенность власти тем, как выглядит статистика убийств и других преступлений. Вероятно, число зарегистрированных убийств будет и дальше удерживаться каким-либо способом на довоенном уровне, поэтому к статистике убийств как к показателю насильственной преступности отныне стоит относиться с большей осторожностью. Следует учитывать, что

криминологи предупреждают о послевоенном росте насилия, обнаруживая рост убийств при сравнении пятилетних периодов до и после военных действий.

Они оговариваются, что в некоторых случаях рост начинается еще во время войны, как это произошло в США в период войны во Вьетнаме (уровень убийств вырос с 4,5 убийства на 100 тысяч населения в 1963 году до 9,3 в 1973 году). Но в большинстве случаев насилие растет после войны. Так было в СССР после Второй мировой войны: по данным, которые приводит историк Сергей Богданов со ссылкой на фонды Государственного архива РФ, в 1944 году было зарегистрировано 7131 убийство, в 1945-м — 7969, а в 1946-м — 10 218. Гипотеза, сформулированная криминологами Дэном Арчером и Розмари Гартнер, заключается в том, что война легитимирует насилие, снижает порог перед применением насилия как средства разрешения повседневных конфликтов, и это затрагивает все общество, а не только участников боевых действий. Собранные учеными данные о 110 странах не только подтверждают послевоенный рост числа убийств в подавляющем большинстве воевавших стран, но и показывают связь этого роста со смертоносностью войны: чем больше число погибших, тем значительнее увеличение числа убийств.

Вооруженный конфликт России с Украиной продолжается. Он не только может изменить отношение в обществе к насилию, нормализовав его, но и способствовать насилию через рост потребления алкоголя. В России в 2023 году продолжился рост розничных продаж крепкого алкоголя. Данные Росалкогольтабакконтроля показывают, что в 2023 году в стране в розницу было продано крепкого алкоголя на 3,4% больше, чем в 2022-м. А в 2022 году рост розничной продажи крепкого алкоголя составил 6,2% по сравнению с 2021 годом. В качестве крепкого алкоголя ведомство учитывает алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта более 9%, за исключением пива и вин. Росалкогольтабакконтроль заявляет, что рост продаж алкоголя означает не увеличение его потребления в целом, а сокращение потребления нелегально произведенной продукции, то есть «обеление рынка», но это утверждение не подкрепляется какими-либо данными и выглядит сомнительным.

Между тем большинство убийств и других насильственных преступлений в России совершается в состоянии алкогольного опьянения.

По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, из числа тех, кто в 2022 году был осужден за убийство (по статьям 105–107 УК РФ), 68% совершили его в состоянии алкогольного опьянения. Из числа осужденных в 2022 году за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ) в состоянии алкогольного опьянения во время совершения преступления находились 62%.

Может ли Россия стать исключением из обнаруженного криминологами в десятках стран феномена роста насилия вследствие военных действий? Никаких оснований для такого предположения нет. Описываемые криминологами факторы, препятствующие послевоенному насилию или сокращающие его масштабы: проблематизация культурных норм, способствующих насилию, сокращение экономического неравенства, уменьшение потребления алкоголя, рост социальной сплоченности, доверия и гражданской активности, феминизация политики — увеличение участия женщин в политической сфере, в России отсутствуют. Как и главный фактор — прекращение все более смертоносного вооруженного конфликта.

Читайте также

А где еще пять сотен жертв?

Что происходит со статистикой убийств России

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow