За 30 лет в России сложилось достаточно прогрессивное природоохранное законодательство, несмотря на многочисленные попытки его деэкологизации. В нем заложены основы, которые могут обеспечить конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и сохранение биоразнообразия. Тем не менее в вопросах охраны окружающей среды пока не наблюдается значительных позитивных изменений, которые бы сняли остроту экологических проблем и были признаны гражданами и экспертным сообществом. Напротив, мы видим противоположные тенденции, особенно в правоприменительной области.
- 50,7% населения страдает от химической нагрузки (химического загрязнения продуктов питания, питьевой воды, атмосферного воздуха и почвы), 40,2% — от биологической нагрузки (биологического загрязнения продуктов питания, питьевой воды и почвы).
- На системном уровне не решена проблема природных пожаров.
- В области климатической политики не реализован потенциал выращивания лесов на неиспользуемых землях сельскохозяйственного назначения, не начат масштабный переход к низкоуглеродной и экологически дружественной энергетике.
- Хотя особо охраняемые природные территории (ООПТ) позиционируются государством как общенародное достояние, они регулярно подвергаются атакам, их охранный статус ослабляют, а площади сокращают, чтобы вовлечь земли в хозяйственный оборот.
- Растут объемы отходов: в 2022 году в России их образовалось на 6,7% больше, чем годом ранее. Не реализованы возможности ресурсосбережения в рамках внедрения принципов циркулярной экономики, зафиксированные на законодательном уровне.
Охрана природы без охраняющих
Несмотря на остроту экологических проблем, в России нет регулярных, доступных и достоверных данных об отношении населения к состоянию и охране природы.
По доступным данным можно сделать вывод, что из-за неудовлетворительного состояния окружающей природной среды в обществе есть высокий запрос на решение экологических проблем. По данным фонда «Общественное мнение»*, на 2021 год треть россиян оценивает экологическую ситуацию в месте проживания как плохую.. В топ-5 факторов, негативно влияющих на экологическую обстановку в регионе проживания, вошли
- мусорные свалки и МСЗ (41%),
- деятельность промышленных предприятий (34%),
- транспортные выхлопы (31%),
- вырубка лесов и парков (27%),
- загрязненность лесов, водоемов, прибрежных территорий (25%).
35% россиян полагает, что главными инициаторами позитивных экологических перемен должны стать федеральные и региональные органы власти, 26% — специальные надзорные службы, 23% — городские власти, 22% — сами граждане, 9% — крупные промышленные предприятия. Запрос на справедливое решение экологических проблем может выливаться как в крупные, так и в локальные протесты.
Из крайне негативных трендов последних лет отметим преследование экологических активистов и граждан. Усилилось давление на независимые эко-НКО, что уже привело к ликвидации многих из них. Решения госорганов не ведут к решению экологических проблем, но приводят к росту протестного потенциала.
При этом отчасти высокий запрос на реализацию экологических прав вызван ослаблением природоохранного законодательства в угоду коммерческим интересам, а сомнительная правоприменительная практика снижает эффект тех позитивных изменений, о которых в том числе говорилось в послании президента 29 февраля 2024 года.
Отсутствие адекватного взаимодействия госорганов, бизнеса и общества приводит к конфликтам. Ситуация осложняется тем, что в конце 2023 года приняты поправки в законодательство об экологической экспертизе. Они существенно ослабляют сам механизм и ограничивают возможность общественного участия в нем.
Текущее руководство Минприроды, включая непосредственно «заповедный блок», активно поддерживает большинство «наездов» на ООПТ и законодательство, их защищающее. Что Минприроды поддержало или реализовало в 2023–2024 годах:
- законопроект депутата Виктора Пинского, позволяющий изымать из региональных ООПТ практически любые участки (после массовых протестов экспертов и граждан отозван автором);
- исключение 2,5 тыс. гектаров земель из национального парка «Ладожские шхеры»;
- проект нового положения о Сочинском нацпарке, по которому до 20% территории парка может быть застроено, допускается добыча полезных ископаемых (после публичной кампании Минприроды сообщило что доработает проект);
- перевод части Кавказского заповедника, находящегося под охраной ЮНЕСКО, в Сочинский заказник для развития горнолыжных курортов;
- федеральный закон о развитии на ООПТ туризма, в том числе природоразрушающего — горнолыжного или охотничьего;
- проект строительства дороги через национальный парк «Лосиный остров».
Среди других примеров принятых решений, которые в ближайшее время станут все более негативно сказываться на экологии страны, можно отметить то, что по инициативе автопромышленного лобби и Минпромторга весной 2022 года правительство временно разрешило выпускать автомобили пониженного экологического класса, вплоть до «Евро-0». С февраля 2024-го автомобили, выпускаемые в России, должны соответствовать экологическому стандарту не ниже «Евро-3» (ранее обязательным был стандарт «Евро-5»).
Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»
Осенью 2022 года Минприроды внесло изменения в соответствующий приказ, которым увеличило пределы содержания ряда опасных веществ в сточных водах, сбрасываемых в водные объекты Байкальского бассейна. Также продолжается лоббирование сжигания коммунальных отходов. Из-за этого бизнес теряет стимулы внедрять зеленые технологии для перехода на экономику замкнутого цикла. Такие негативные практики связаны с реализуемыми проектами строительства мусоросжигательных заводов, но не только. Другой законопроект предлагает ввести тариф на утилизацию твердых коммунальных отходов путем производства топлива. Его сжигание приведет к выбросам диоксинов, тяжелых металлов и других токсичных соединений.
Зато у нас остался лес?
Основная концепция действующего Лесного кодекса, принятого в 2006 году, — «освоение лесов», то есть добыча того, что в нем и так есть, а не выращивание чего-то нового. Из этого вытекает много лесных проблем: истощение доступной и коммерчески ценной древесины и как следствие — сокращение площади лесов, имеющих высокую экологическую и/или социальную ценность. Это дикие (малонарушенные) леса, ООПТ, зеленые лесопарковые зоны и др.
На это накладываются регулярные катастрофические лесные пожары, которые даже по официальной статистике за год уничтожают больше древесины, чем любой крупный лесной холдинг в стране. Стоит отметить, что 2022 и 2023 годы оказались относительно спокойными благодаря «погодному везению», однако на фоне 1980-х или 1990-х годов даже такое везение выглядит как катастрофа.
Можно выделить следующие наиболее важные факторы, влияющие на сегодняшнюю ситуацию с лесами:
- «закручивание гаек» — усложнение законодательства, усиление контроля, увеличение наказаний, которые не помогают уменьшить бардак в лесах, но отпугивают грамотных специалистов;
- уход экологических лидеров отрасли. После 2022 года из России ушли почти все крупнейшие лесные компании, продвигавшие идеи грамотного лесного хозяйства (Metsäliitto, IKEA, Mondi и др.) и все три системы добровольной лесной сертификации (FSC, SBP и PEFC). Лесная отрасль потеряла ориентиры;
- социальное неблагополучие сельского населения. Чем ниже уровень жизни сельского населения и чем оно меньше уверено в своем будущем, тем более беспечно оно относится к пожарной безопасности и к сохранению общих ценностей. Это будет одной из важных тенденций ближайших лет;
- запрет сельского лесоводства. Он затронет всего 10% российских лесов, но это обычно самые близкие к поселениям леса, самые посещаемые людьми и важные для них. Запрет приведет, например, к росту пожаров, бессмысленному уничтожению лесов и коснется многих россиян.
Список инициатив, появившихся и/или реализованных в 2022–2024 годах и зачастую связанных с попытками коммерческих структур и, возможно, некоторых чиновников воспользоваться ситуацией и снять законодательные барьеры для бесконтрольной эксплуатации лесов:
- законопроект, снимающий запрет на сплошные санитарные рубки в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории (после массовых протестов законопроект был отложен, но в первом чтении принят другой законопроект, разрешающий проведение сплошных рубок под различные виды строительства);
- поправки, подготовленные Минэкономразвития, разрешающие строительство горнолыжной инфраструктуры в защитных лесах;
- законопроект, направленный на реализацию лесоклиматических проектов. Исключает использование для этого сельхозземель, чем закрывает одну из наиболее перспективных возможностей для увеличения поглощающей способности российских лесов.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Фото: Максим Слуцкий / ТАСС
В прогнозах — экотуризм и пожары
В февральском послании было много экологически значимых обещаний. Однако практика последних лет не позволяет делать позитивные прогнозы.
Стоит также отметить ряд неточностей и/или противоречивых тезисов послания.
В частности, заявляется о том, что в стране лесов восстанавливается больше, чем вырубается. По официальным отчетам это так. Но то, что посаженный лес в большинстве своем погибает, в официальных отчетах не отражается.
Можно формально выйти на показатель сортировки отходов в 100%, но не все из этих отходов получится переработать как вторичное сырье, поэтому их отвезут на свалку или сожгут.
В послании заявлено, что к 2030 году во всех нацпарках страны будет создана инфраструктура экологического туризма, хотя понятия «экологический туризм» в законодательстве нет. Вероятно, этим будут пользоваться, чтобы строить пятизвездочные отели и прокладывать горнолыжные трассы в том числе на территориях ООПТ. Это приведет к деградации уникальных экосистем. Аналогичного эффекта можно ожидать и от декларации о двойном увеличении турпотока на Байкале, такие риски следуют из правовых инициатив, приведенных выше, в том числе из увеличения пределов содержания ряда опасных веществ в сточных водах, сбрасываемых в водные объекты Байкальского бассейна.
Все это свидетельствует о том, что ситуация в области охраны природы, скорее всего, будет продолжать ухудшаться.
Есть основания полагать, что после выборов возобновятся попытки использовать ситуацию, чтобы снять экологические ограничения для бизнеса и вовлечь ООПТ в хозяйственный оборот.
Очевидно, усилятся попытки ограничения участия граждан в принятии экологически значимых решений. Это скажется на качестве проектной документации в части обеспечения экологической безопасности и повлечет за собой увеличение техногенных аварий и катастроф.
Что касается ситуации с лесом, то с большой вероятностью основную роль будут играть следующие факторы:
- пожары. Сегодня система не готова к тяжелому пожароопасному сезону. Исходя из этого, можно предположить, что мы получим очередную пожарную катастрофу. В зоне риска — практически все лесные регионы страны;
- продолжающийся разрыв торговых, технологических и научных связей со странами-партнерами, переориентация лесного комплекса на Китай;
- нарастание лесной цифровизации и контроля за оборотом древесины. Это отвлекает силы и средства от решения многих реальных проблем, в том числе в сфере охраны лесов или развития лесного хозяйства.
На 2024 года запланирована разработка и принятие ряда законов и нормативных актов, которые могут сыграть положительную роль в области рационального обращения с отходами. Это в первую очередь ФЗ об экономике замкнутого цикла и ФЗ о системе обращения с отходами пищевой промышленности и просроченными продуктами питания. При этом параллельно заявлены противоположные инициативы. Так, Правительство России готовит поправки в свое постановление об обращении с отходами, приоритезирующие не переработку, а производство RDF-топлива (топлива из отходов). Более того, эта инициатива говорит о том, что власти не отказались от планов по строительству мусоросжигательных заводов (МСЗ). Это может привести к увеличению загрязнения воздуха в местах их строительства.
Состояние очистных сооружений (а иногда — их отсутствие) в стране в целом указывает на существенный риск загрязнения водоемов как из-за крупных аварий, так и в принципе из-за плохо функционирующей системы.
Коллектив экспертов-природозащитников
* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68